Эстетическое сознание. Сущность и предмет искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение эстетического сознания и философии искусства.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
o изучение раздела философии – Эстетические ценности;
o исследование происхождения термина «эстетика»;
o знакомство с предметом эстетики и с её категориями;
o изучение сущности эстетического сознания;
o формулировка определения и предмета искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ 4
1.1.Определение и предмет эстетики 4
1.2.Эстетические категории 5
1.3.Эстетическое сознание 6
1.4.Эстетическое воспитание 9
2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА 10
2.1.Что такое искусство? Его основная задача 10
2.2.Предмет и функции искусства 12
2.3. Классификация видов искусства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                               Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. СУЩНОСТЬ  ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФОРМЫ ЕГО  ПРОЯВЛЕНИЯ  4

     1.1.Определение и предмет эстетики 4

     1.2.Эстетические категории 5

     1.3.Эстетическое сознание 6

     1.4.Эстетическое воспитание 9

2. ФИЛОСОФИЯ  ИСКУССТВА 10

     2.1.Что такое искусство? Его основная задача 10

     2.2.Предмет и функции искусства 12

     2.3. Классификация видов искусства 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Эстетическое  есть непосредственно данная чувственная  выразительность внутренней жизни  предмета, которая запечатлевает  в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и которая воспринимается человеком бескорыстно и переживается как самостоятельная жизненная ценность. Думаю, многие согласятся со словами Ф. М. Достоевского: «Человек жаждет ее, находит и принимает красоту без всяких условий, а так потому только, что она красота».1

     Целью данной работы является изучение эстетического  сознания и философии искусства.

     Исходя  из поставленной цели, решаются следующие  задачи:

    • изучение раздела философии – Эстетические ценности;
    • исследование происхождения термина «эстетика»;
    • знакомство с предметом эстетики и с её категориями;
    • изучение сущности эстетического сознания;
    • формулировка определения и предмета искусства.

     При написании данной работы была использована учебная литература по философии, в  которой авторы дают подробное описание предмета и метода философской науки, её основных течений, особое место уделяют проблемам общества и культуры, а также основополагающим ценностям жизни людей. В работе также присутствуют фрагменты текстов из трудов философов разных эпох, взятые из Хрестоматии по философии. Кроме того, для раскрытия определений – этика, искусство, я воспользовалась данными из энциклопедии. 
 
 
 

  1. СУЩНОСТЬ  ЭСТЕТИЧЕСКОГО И  ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ.
 

                                                                     «… высший акт разума, охватывающий все идеи,

                                                  есть акт эстетический и истина  и благо 

   соединяются родственными узами  лишь в красоте».

Г.В.Ф. Гегель.

     1.1. Определение и предмет эстетики.

     Эсте́тика (греч. αισθητικός — чувствующий, чувственный, от αίσθημα — чувство, чувственное восприятие) — 1) наука о становлении и развитии человеческой чувственности. 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.2

     Сам термин «эстетика» впервые ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе "Aesthetica", опубликованной в 1750-1758 гг. 3 Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего – логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина.

     Любая наука, в том числе эстетика, имеет  свой предмет исследования. Определение предмета науки – это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.

     Итак, основным предметом данной науки является эстетическое и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное, возвышенное и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении. 4 

     1.2. Эстетические категории.

     Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – «эстетическое». Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Эстетическое – как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение – присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат человеческой деятельности. Но в поисках прекрасного мы обращаемся прежде всего к искусству, ибо именно в нем гармония и совершенство есть цель, воплощенная в творениях художников.

     Наряду  с прекрасным в жизни существует и то, что принято обозначать категорией «безобразное». Представления о  нем связаны с дисгармонией, уродством, несоответствием частей и целого, внешним несовершенством, внутренней рассогласованностью, безнравственностью, ущербностью, бездуховностью. Однако искусство убеждает нас в возможности перехода из одного состояния в другое.

     «Возвышенное» и «героическое» - понятия, охватывающие собой разнообразные явления  реальности. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений. Возвышенному противопоставляется низменное. 5

     Героическое – свойство человеческих мыслей, порывов  и поступков – в жизни встречается  чаще, чем принято считать. Но человеку не свойственно замечать не бросающийся в глаза героизм повседневности. Героическое часто выступает объектом искусства, и здесь эстетическое отношение к нему сопряжено, как правило, с нравственной оценкой.

     Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает чувство потрясения, эмоционального напряжения, страха, отчаяния; второе порождает положительные эмоции, удовольствие, смех. Трагическое в искусстве приобретает черты возвышенного, прекрасного.

     Эффект  комического обычно связан с несоответствием между явлением и сутью, между сущим и кажущимся, между формой и содержанием. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий.

     Юмор  – как проявление комического  – имеет временную (историческую), национальную, социокультурную обусловленность.

     Смех  – собственно человеческое проявление чувства, не свойственное другим существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне  очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств.

     Комическое  несет в себе и созидающее и  разрушающее начала, борясь с одним, оно утверждает другое, ведя от несовершенства – увиденного и преодоленного – к совершенству, которое почти всегда есть результат борьбы и преодолений, итог перерождения.

     Помимо  эстетических категорий, рассмотренных  выше, в структуру эстетического сознания включаются такие элементы, как эстетическое чувство, эстетический вкус и эстетическая оценка.6 

     1.3. Эстетическое сознание.

     Эстетическое  сознание – часть общественного  сознания, одна из его форм, элемент  структуры. Если подойти к нему в  историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более - в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.

     Эстетическое  сознание – это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители  и как развернуто показал Г. Гегель, разум безжизнен без чувства  и бессилен без воли. Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.7

     Неотъемлемым  аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство  – это просветленное чувство наслаждения красотой мира. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».8 Эмоционально-эстетическое отношение человека к жизни есть всегда раскрытие каких-то существенных сторон, связей реальности. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности своего предметного содержания эстетические чувства подразделяются на конкретные и абстрактные. Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.

     Развитое  эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством – это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни. Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями надолго сохраняет не только духовную, но и физическую молодость, так как творческий, активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности его организма.

     Эстетические  эмоции, совершенствуя человечество,  совершенствуют и каждого отдельного человека. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождают в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.

     Следует выделить два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Первое из них – отражение действительности на эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.

     Итак, эстетическое сознание научного уровня проявляется на практике (эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории, которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической деятельности (культуры).9

     Целостное проявление эстетического сознания возможно при совокупности теории и практики эстетической деятельности. Оно существует в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление, чувственное созерцание, производственная деятельность или даже бытовая сфера. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объективное явление, словом, вообще все, что только вовлекается в сферу его опыта. Эстетическое сознание образует существенную составную часть духовного богатства людей. Эстетические свойства явлений природы дано видеть и слышать лишь эстетически развитому глазу и уху человека. Эстетическими свойствами, художественностью пренебрегают, по мнению Ф. М. Достоевского, только лишь необразованные и «туго развитые» люди.10 

     1.4. Эстетическое воспитание.

     Рассмотрим  несколько определений понятия  эстетическое воспитание. Например, в кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».

     К. Маркс дает другое определение того же понятия: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить “по законам красоты”».11

Информация о работе Эстетическое сознание. Сущность и предмет искусства