Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

. В  XX  веке  философия  все   дальше  отходит  от  вульгарного   и  грубого материализма, от догматизированного и  примитивного  марксизма,  она  все больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно

.   Философия   XX   века   открывает   и   разрабатывает   новые   области философствования,  такие  как  философия  культуры,  философия   техники, философия жизни и др..

. Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно  объединить  в одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с  новым решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни  и  предназначение человека.

. Философия  XX века — вместе со всей  духовной культурой современного  мира, стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении  настоящего, а не ложного  смысла  жизни,  в  поиске  своего  Я  и  реализации  своего творческого  потенциала.  Современная  философия  не  навязывает   одной- единственной точки зрения на  мир,  выдавая  ее  за  истину  в  последней инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения. Современный человек свободен  в своем выборе. Даже краткий обзор развития философского знания в уходящем  от  нас  двадцатом

   веке показывает, сколь разительно  эволюционировала философская   мысль  за истекшее столетие.

Философия  XX  века   представляет   собой   многообразное   и   плодотворно развивающееся  философствование  человечества  о  коренных  проблемах  бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека 

18. Бытие как особая  категория. Основные  формы бытия

Учение  о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком  смысле слова  Б.  есть  всеохватывающая  реальность,  предельно  общее  понятие  о существовании, о сущем вообще.  Первый  аспект  проблемы  Б.  -  ответы  на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь  и  везде  Как  долго?  - Теперь и всегда:  мир  был,  есть  и  будет.  Как  долго  сущ.  отд.  вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с  вопр.  о  единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли  ч-ка.  Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана  созн-ю, действию отд. Индивидов. Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным  актуальным  Б.  Но  Б.  сущего  сколько  бы  оно  ни продолжалось приходит к концу и возвращается в  небытие,  утрачивая  данную форму Б.

 Выделяют  след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б.  вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей,  процессов,  сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком;  2)  б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3)  б. духовного  (идеального),  кот.  дел.  на  индив.   дух.   и   объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на  индив.  бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва.  Возникновение  той  или  иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют  своим  предельным  основанием,  своей субстанцией материю. Доп.  по  1  виду  б.:  все  вещи,  пр-сы,  состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн.  ч-ка  -  в  этом  ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ.  и  первичная.  Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его  сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия. 

19. Философское понимание  материи

      Материя - фундаментальная исходная  категория фил., от того  или  иного ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат  materia  - вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ  в физике.

      Первой ступенью в осознании  материальности мира был стих  материализм. Но уже Демокрит заметил, что с пом.  одного  кач определ.  в-ва  невозможно объяснить  происхожд  другого,  так  как  он  не  содержит  принципа  своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.

       Атомы  тоже  истолковывались   как   вещество,   как   кирпичи   всего существующего. Так зародилась дискретная картина мира.  Казалось  еще  чуть- чуть и  физ. картина мира получит полную завершенность.

      Однако был открыт электрон, ядерный  распад и превращеие  атомов.  Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.  Открытие  электромагн  полей  и ядерных сил тоже внесли свою лепту.

       Первоначально  поле  понималось  как   окруж   какой-нибудь   предмет пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл  силы взаимодействия между данным объектом и другим.  (поле  -  атрибут  в-ва)  Но затем было доказано, что поле не только  атрибут  объекта,  но  и  самостоят

реальность,  т.е.  нов  вид  материи,  основным  свойством   кот.   Является непрерывность.

      Все это  привело  к  фил  кризису  .  Этот  кризис  связан  с  утратой представл о материи как о веществе.

     Единственное  свойство  материи  -  “быть  объективной  реальностью, существовать вне нашего сознания. 

    20. Философское понимание  движения

В мире все находится в движении, от атомов до  вселенной.  Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а  по  собственной природе.  Движ  несотворимо  и  неуничтожимо.  Движение  -  это  способ  сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ  превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.

  Движение  материи - не только механическое  перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также  изменения  состояний  объектов,  которые вызываются этими взаимодействиями.

  Основные  типы движения: 1.- это  движение,  когда   сохраняется  качество предмета; 2.-тип движения,  связанный  с  переходом  от  одного  качества  к другому,  с  изменением  качественного  состояния  предмета.Это  может  быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот.  Представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.

  Процессы, связанные с  преобразованием   кач-ва  предметов,  с  появлением новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие.  Процесс развития  - это всегда переход  одного  качества  в  другое,  направленное  формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из  предшествующих  им систем. Две  разновидности  процессов  развития:  1)  процессы  качественных

превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида  материи,  опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня  к  другому.  В неживой природе ярким примером первой разновидности развития  может  служить эволюция звезд.

Существует  несколько  качественно  различных  форм  движ  материи:   механ, физическая,  хим,  биологическая,  социальная...  Качественное  разнообразие одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого. Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение  материальных  и

идеальных объектов. В результате Р. возникает  новое  качественное  состояние объекта, к-рое выступает как  изменение  его  состава  или  структуры  (т.е. возникновение, трансформация  или  исчезновение  его  элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. 

21. Пространство и  время

Пространство  – обычно протяженность, время –  длительность. П и  в  обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1)симетрично, т  е  нет  не обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства  м б  взята  за  начало   координат),3)пространство   изотропно,   т   е   нет

привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево,  в  право).  Время  – длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься  по разному:1) циклическое время (календари);  2)время  может  толковаться  как некоторая  симметрия,  т  к  ряд  процессов  не  является   не   обратимыми

(соединение  Н и О2дает Н2О и обратно,  возможно распадение);3)  время  может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться  в  прошлое. Время отличается от вечности, вечность не  меняется  и  не  имеет  времени, вечность это всегда настоящее.

Есть  две теории относительности:

1. Специальная. В ней  были  объединены  понятия  движение,  пространство  и время. П и в меняются  в  завис-и  от  скорости  движения;  ритм  времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было  введено  понятие  – пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой.

2. Общая  теория относительности связала  в едино  понятия  тяготеющей  массы, пространства  и  времени.  Ритм  времени   замедляется .   Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время  солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из  этого  были  сделаны следствия на основе геометрии  Лобачевского  (отрицательная  кривизна)  и Римана  (положительная  кривизна),  что  при  положительном   искривлении пространства  вселенная   замкнута,   а   при   отрицательном   вселенная бесконечна.

Фридман сделал вывод, что наша вселенная  м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20  млрд  лет  назад наша вселенная была сконцентрирована  в  замкнутой  форме  пространства.  У вселенной есть горизонт,  и  за  пределы  какой-то  сферы  у  человека  нет возможности  выйти..  Становление  вселенной  связывают  с  черными  дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света.  Черные  дыры  это  элементарные  частицы  сжатые пространством и временем. 

22. Происхождение и  сущность сознания

1. Самые  первые представления о психике  и сознании  возникли  в   первобытные времена, тогда же появились представления и о  душе.  Под  душой  древние люди понимали совокупность психических  процессов:  думать,  чувствовать, переживать и т. д.

  Демокрит. Душа есть особого рода  огонь  и  теплота.  Она  состоит  из  атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела. Душа  – материальное  образование.  Она телесна и отсюда  ее   другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием  естественных  сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.

  Платон. Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел,  но  имели разумение.  Душа  существует  до  человека,  вне  человека,  как   особая надприродная сущность.

  Дуализм.  Декарт. Считают, что душа  –  особая,  чуждая  материи  духовная  субстанция.  Он считает душу и тело независящими друг от друга началами.

  Психофизический  параллелизм.

   - разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея  не  имеет протяженности, а тело не может мыслить.

  Идеализм + религия.

  Продолжают  линию первобытного анимизма, то  есть  одушевление  окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.

  Пантеизм.

   - отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался   отождествить материю с мировой духовной субстанцией.

  Субъективный идеализм.

   -  отождествляет  вещи  с   ощущениями,  восприятиями,   мыслями.   Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне  мозга человека.

  Иной   позиции   придерживался   позитивизм.   Бертран   Рассел   пытался отождествить психическое с физическим, а это означает,  что  материальные предметы превращаются в ощущения и  что  ощущения  выносятся  за  пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он  понимает  мысль,  а  под  духом  ощущения.  Под  мозгом  он  понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"