Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Отношение Человек-Природа по  своей  значимости  начинает  перекрывать  наши экономические,  политические,  социальные,  и  др.  заботы.  Из  за   угрозы экологической  катастрофы.  Когда  Мы  убьем  последнего  зверя  и   отравим последний ручей, тогда Мы поймем, что деньгами питаться нельзя.

Суть  ЭУ,  в  разрыве  естественных  циклов  воспроизводства   биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы.

Отличие современной ситуации от  предшествующих  эпох  состоит  в  том,  что изменение в среде проживания  отрицательно  сказываются  на  природе  самого человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии.

Преодоление глобальных угроз:

1. Развертывание  информационной компьютерной,  биотехнологической  революции как технико-технической основы  возможного  выхода  из  ситуации  выживания, преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе  новой Цивилизации. Важно подчеркнуть,  что  именно  эта  информационная  революция создает   объективную   предметную   основу,   которая   позволит    отвести

термоядерную  и экологическую угрозу. Переосмысление мира.

   1. Демократическое согласие во  внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях.

   2. Объединительные процессы духовной  жизни как в  религиозном,  так  и  в светском варианте. Попытка идейного сближения.

   3. Межэтническая и межкультурная  интеграция при сохранении автономности  и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

   4. Интеллектуальный поиск. 

36. Глобальные проблемы  человечества

ХХ  век  истории  человечества  ознаменован  возникновением  и   углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы –  это  совокупность  проблем  всего человечества,  от  решения  которых  зависит  сохранение  цивилизации.   Они многообразны.  К  числу  наиболее   важных   относят:   стремительный   рост народонаселения  Земли,  ведущий  к   демографическому   взрыву;   ближайшая перспектива  исчерпания  традиционных  энергетических  и  других   природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества,  грозящее экологической катастрофой.

Серьезной проблемой - «демографический взрыв». Десять тыяч  лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г –  3  млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд, в 2000г более 6 млрд человек. Свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны.  В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся  стран  и  их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой  экономике  и политике.

Второй  глобальной  проблемой  –  исчерпания   традиционных   энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти  –  90  лет,  природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все  виды  топлива  по  всем  категориям будут сожены за 800 лет.

Традиционные  энергитические ресурсы не только ограничены,  их использование загрязняет атмосферу.

Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности. В настоящее время биосфера вышла из состояния  устойчивости.  Она  перестала поглащать избыток углерода  в  атмосфере  и,  наоборот,  начала  выбрасывать углерод в нее.  Биосфера  утратила  способность  стабилизировать  окружающую

среду.

 Возрастание  темпов прироста населения требует  более  интенсивного  использования  плодородия  почв.   Интенсивные технологии истощают плодородие почв. Увеличивающееся  число  глобальных  проблем  и  их   углубление   являются признаком кризиса цивилизации и это кризис  не  отдельных  сторон  бытия,  а

основных  форм  жизнедеятельности  европейской   индустриально   технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре.

Этот  кризис касается и  современного  человека  вообще .Современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе. 
 

37. Личность и общество, их взаимодействие

Понятие личности является главной  характеристикой  человеческого  индивида. Родившейся человек в течение всей своей  жизни  социализируется,  присваивая социальное – это возможно только в общении, в  процессе  усвоения  культуры. Социализация зависит от среды обитания, влияния эпохи,  психофизиологических особенностей  человека,  поэтому  нет  2-х  одинаковых  личностей.   Степень

присвоения  социального у всех различна. Процесс  присвоения  быстрее  идёт  в детстве,  но  продолжается  всю  жизнь.  Личность  –  это  единство   общего,особенного, единичного. Личность формируется под влиянием  материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу  присущ  свой тип личности.

Типы  личности:  активная   и   пассивная;   личность   ориентированная   на интенсивное   и   экстенсивное   развитие;   творческий    тип    личности; эгоцентрический   тип   личности;   западный    или    деловой;    восточный (рефлексирующий). Процесс формирования происходит  под влиянием  окружающей среды.  К  объективным  условиям  формиров-ия   личности   также   относятся материальные факторы соц-ой  среды  -  это  условия  труда,  быта,  предметы обихода, определенные инстинкты,  каналы  и  средства  передачи  информации, транспорт, клубы. Человек практически не бывает  включенным  в  одну  среду. Множественность сред говорит о том,  что  чел-к  может  выполнять  различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой  среде  он  находится. Личность может обладать  относительной  самостоятельностью.  Индивид  только тогда заслуживает  право  называться  личностью,  когда  он  яснее  осознаёт мотивы своего поведения. 

38. Человек, индивид,  личность

Индивид  (атом)  –  неделимый,  единый,  -  человек  как  часть  коллектива, совокупности рода человеческого. В настоящее время сущ 2 концепции личности:1)  личность  как функциональная (ролевая)  характеристика   чел   и   2)   личность   как   его   сущностная характеристика.

Первая  коцепция опирается  на  понятие  соц  роли  человека.  Эта  концепция однако не  позволяет  раскрыть  внутренний  мир  чел,  фиксируя только  его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Вторая -  Сущностная концепция явл  более  глубокой.  Личность  -  индивидуальное  выражение  общ отношений и функций людей, субъект позания и  преобразования  мира,  прав  и

обязаностей, этических, эстетических  и всех  иных  соц норм.  Личность  - всегда  общественно  развитый  человек.  Главным  результирующим   свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем  я?  в  чем смысл  моей  жизни?  Только  выработав  то  или  иное  мировоззр,  личность,

самоопределяясь в  жизни,  получает  возможность  осознано,  целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.  Характер  означает  силу  воли.  Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. Каждый чел биологически неповторим. У каждого конкретного  чел  всегда  есть

что-нибудь свое.

Ответственность  –  категория,  отражающая  особое  отношение   личности   к обществу, к-ое характеризуется  выполнением  своего  нравственного  долга  и правовых норм.

Необходимость и свобода. Люди обладают  знач  свободой  в  определеии  целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода  следовательно  не абсолютна  и  претворяется  в  жизнь  как  осущ  возможности  путем   выбора определенной цели  и  плана  действий.  Своб  воли  -  это  способность  чел

принимать решения и совершать поступки в соотв со своим интересами,  целями, оценками и идеалами, выражающаяся в  его  избирательной  деятельности.  Т.о. каждое действие  чел  есть  сплав  своб  и  необход.  =>  Свобода  личности, общества закл  в способности выбирать, принимать решения. С одной стор своб присутствует в необход, т.е.  необход  реализуется  только через свободу, в виде бескон цепи выбора в деятельности людей. С др  стороны необход содержиться в своб в  виде  объективно  даных  истор  обстоятельств, объек условий деят людей. Свобода есть осознанная необходимость. 

39. Наука в системе  духовной культуры  общества

История взаимоотношения философии и  науки складывалась не однозначно и  тем не менее существуют следующие этапы их  взаимоотношений:

- Синкретическое,  т.е. неразличимое, единство науки  и  философии.  Они  не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

- Начало  различия предметной области философии  и  науки.  Представление  о том, что философия должна заниматься  воспитанием  человека,  а  изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

- Многообразие  предложений о том, чем должна  заниматься философия:

   а) ф-ия должна  давать  единую  картину  мира,  основываясь  на  новейших достижениях естествознания;

   б) ф-ия должна представлять  человека во всем ее многообразии  проявлений;

   в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория  науки;

   г) ф-ия  может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука  предпочитает браться за решение  любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном  случае проблемы получают наименование  ненаучных,  и  в  этом  своём  качестве  они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период  такие  проблемы  получили название мировоззренческих.

Сейчас  ф-ия оказывает наукам многообразную  помощь:

   1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

   2)  Помогает  формировать  объяснительные   принципы   и   представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

   3) Помогает критически осмыслить  полученные результаты.

   4)  Систематизирует научные знания,  помогает  наукам  определить  свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

   5) Обеспечивает процедуры распространения   знаний,  создает  условия   для понимания новых теорий, понятий, представлений и  в  этом  заключается культурная функция  ф-ии.

   6) Помогает оценить общественную  значимость научных результатов. 

40. Законы диалектики

1. закон  единства и борьбы противоположностей; Закон единства и борьбы  противоположностей  раскрывается  через  категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты,  стороны,  признаки  предмета,  которые  коренным образом отличаются друг от друга и вместе с  тем  не  могут  сущ.  друг  без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета.

Различают виды противоречий:

   1. Антагонистические и неантагонистические. Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ.  между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.

  Неантагонистические   –  противоречия,  противоположные   антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.

      2.  Внутренние и внешние.

 Внутренние  – противоречия между противоположными  сторонами  предмета  (пр. между производством и потреблением). Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр.  между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).

      3.  Основные и неосновные.

Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета. Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета. Сущность закона. Любой  предмет  обладает:  противоположностями,  которые  в процессе  взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие  дает  толчок к изменению и развитию предмета.

2. закон  перехода количественных изменений  в качественные и  обратно Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

Качество  –

   1. свойство предмета -  такие   черты  и  особенности   предмета,  которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

   2. структура предмета, то из чего  состоит предмет, из каких элементов

   3. функции предмета, т.е. то, для  чего предмет предназначен.

   4.  место  предмета,  т.е.  является   он  исходным   пунктом   или   его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"