Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 14:15, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по предмету "Философия".

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

        6. мотивационная

        7. коммуникативная

        8. прогностическая.

       Мораль  включает  в  себя:  нравственную  деятельность,  нравственные отношения, моральное сознание.

       Различают 3 типа связи, существующей  между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:

         .  первый  тип  связей  –   это   естественные   природные   связи, характерные для начального этапа развития человека

         .  второй  тип  связей  –   связи,  отношения  личной  зависимости, обусловленные характером общественного устройства.

       В наиболее простой и жестокой  форме  эти  отношения   проявляются  на начальном  этапе  развития  классового  общества,   где   человек   является собственностью другого человека.

       В наиболее ослабленном виде  эти  отношения  присущи   более  позднему этапу развития  классового  общества,  для  которого  характерны социальное неравенство,  поддерживаемое  при   помощи   политико-правовых   институтов, религиозных и нравственных механизмов.

         . третий тип связей характерен  для общества, в котором  процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная. 
 

33. Цивилизационный  подход к периодизации  истории

Цивилизация - три трактовки:

1)  цивилизация  -  это   синоним   культуры,   в   марксистской   философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

2)  уровень,  ступень  общественного  развития,  материальной   и   духовной культуры;

3) ступень  общественного развития, следующая  за варварством

А также  понятия, разработанные философами ХХ века:

1)  цивилизация  -  определенная  ступень  в   развитии  культуры  народов   и регионов

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

3) конечный  момент в развитии культуры  того или иного народа или   региона  - его "закат"

4)  высокий   уровень  материальной  деятельности  человека,  орудий   труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений .

Однако  в современной социальной  философии  цивилизация  -  крупномасштабная социально-культурная общность людей и народов.

Теория  цивилизаций имеет множество  достоинств,  помогая  раскрыть  механизмы исторического развития, выявить его пути и особенности.

  С   помощью  цивилизационного  подхода   можно  выделить   ряд   социально- культурных различий современных восточной и западной цивилизаций:

1. по  характеру связи личности и  общества

2. по  социально-психологическим установкам человека

3. по  характеру развития социокультурной  жизни

 В  истории бывают такие периоды  когда роль одного человека  в решении  каких-то  исторических  проблем  может  быть  более   значимой,  чем  роль  других факторов, даже взятых вместе.

Цивилизационный  подход  к  пониманию  исторического   процесса   не   лишен некоторых  недостатков.  В  нем  не  учитывается  связь   между   различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Этапы в развитии общества и соответственно типы обществ:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2)   капиталистическое   общество   (включает   раннюю,   переходную   форму индустриального общества, зародившуюся в  XVII  -  XVIII  веках  в  Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное  общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит  как  бы  три  "волны"  цивилизации.  В традиционном обществе преобладало сельское  хозяйство,  в  индустриальном  -промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в  которой  определяющую роль играет информация.

Пять "стадий" в развитии общества:

1) традиционное  общество;

2) стадия  создания предпосылок для подъема;

3)  стадия  сдвига(  период  промышленной  революции  –  изменение   методов

производства)

4) стадия  роста( у экономики есть возможность  производить)

5) период  высокого уровня массового потребления.

В основу периодизации положено развитие орудий труда. 
 

34. Формационный подход  к периодизации  истории

Проблема  периодизации  истории  по   формациям   и   цивилизациям   активно обсуждается в  литературе  уже  более  столетия.  "Формация"-  напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения  о формациях заложено в самом значительном  произведении  периода  формирования марксизма "Немецкой идеологии".

  В   этой  работе  была  также   дана  периодизация  исторического   процесса. Основные  стадии  исторического  развития  человеческого  общества   -   это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности:  1) племенная,  2)  античная,  3)  феодальная,   4)   буржуазная,   5)   будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

Структура общественно-экономической формации Прежде  всего,  К.Маркс  выделил  экономический  базис  -   производственные отношения,   главными,   определяющими   в   которых   являются    отношения

собственности.  Базис  определяет  поли-  тическую  надстройку.  Главным  ее элементом является государство.

Формаций   пять   -   первобытнообщинная,   рабовладельческая,   феодальная, капиталистическая и  коммунистическая  (включает  две  фазы  -  социализм  и коммунизм).

Теория  формаций изначально  основана  на  постулатах,  то  есть  положениях принятых за истину без доказательств: прогресс как основная  форма  движения и   формационность   как   основной    способ    развертывания    прогресса; формационность  как  жестко  последовательная  стадиальность;   однородность состава  формаций;  примат  материального   производства;   производственные отношения как базис общества; "класс" - основная единица общества и  субъект истории. 
 

35. Общественный прогресс  и его критерии

Прогресс - поступательное движение  человечества  к  одной  высшей  разумной цели, к идеалу блага, достойного  всеобщего  желания.  И  хотя  иногда,  как говорил  Лейбниц,  и  встречается  попятное  движение  наподобие   линий   с заворотами,  тем  не  менее  в   конце   концов   прогресс   возобладает   и

восторжествует. Гегель определяет всемирную историю  как прогресс в  сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в  его  необходимости.  Процесс развития  предполагает  накопление  качественных  новообразований,   которые необратимо уводят систему от  ее  исходного  состояния  в  направлении  либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо  сохранения  в

общем того же  уровня  при  некоторых  модификациях.  Такие  формы  развития выражаются категориями прогресса, регресса и  одноплоского  развития.  Долог путь  от  первобытного  стада  до  современных  социальных,   информационно- технических систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет истории  человечества  на Земле было более 20 тыс войн,  которые  унесли  жизней  намного  больше  чем сейчас проживает. Из  3600  лет  всего  лишь  292  года  мирных.  В  истории возникали  мощные  государства  и  гибли  тут  же.  Раздумья  о   социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам:  становиться  ли  человечество

физически и духовно более здоровым и  счастливым или нет? Что принесла  людям современная  техника  -  этот  идол  человечества?  Прогресс  в  его   чисто логическом смысле - есть  всего  лишь  абстракция.  Развитие  искусства  это хорошо доказывает. Сравните шедевры, отдаленные веками, какое из  них  более

художественно.    Некоторые    авторы    утверждают,    что   биологически, интеллектуально и нравственно  люди  вырождаются,  доказывая  это  тем,  что увеличивается  раковых  больных,   нервно-психических,   умственно-отсталых, СПИД, наркомания, алкоголизм. Каждый новый источник энергии  является  новым

открытием, способствующий прогрессу производственных сил.  Но  и это может способствовать угрозой для  человека.  Некогда  Руссо  выдвинул  тезис,  что прогресс  наук  и  искусства  принес  людям  неисчислимый   вред.   Как   ни привлекательна идея повернуть все вспять,  она  неосуществима,  это  попытка уйти от проблемы, а  не  решить  ее.  Современная  критика  технологического прогресса более изощренна. У нее есть несколько сторон. 1. Осознаны  границы роста человеческой цивилизации, по крайней мере  на  Земле. 2.  Приближение новой  эпохи,  происходит   поиск   возможности   применить   плоды   самого технологического прогресса к его изживанию.

Еще в  начале 20 в. прогресс употреблялся  в  конкретных  оборотах,  прогресс народного  хозяйства,  а  современное  отражает  тенденцию  к   оперированию обособленными понятиями, символами. Интересное высказывание  Шеллинга:  идея непрекращающего прогресса есть идея бесцельного  прогресса,  а  то,  что  не имеет цели, не имеет смысла.

Если  прогресс - цель,  то  для  кого мы  работаем?  Вопрос  о историческом прогрессе долгое время трактовали как путь к совершенству. Это  развитие  от низшего к высшему.  Но  встает  вопрос  можно  ли  считать  современный  тип общества более высшим чем предыдущий. Если брать  технику  конечно  прогресс есть, а если состояние нравственности - очень  спорно.  Перед  человечеством встала проблема гармоничного развития всех сфер к  высшему.  В  центре  всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы  человека  считаются центральными. Высшим и всеобщим  объективным  критерием  прогресса  является развитие   производительных   сил,   включая   развитие   самого   человека.

Разновидности прогресс: НТП - т.е. с развитием науке  и технике улучшается  и развивается производство оно автоматизируется;  Социальный  прогресс  -  это постепенное  улучшение  материальных  условий  жизни   человека,   повышение жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс - развитие духовности  человека, т.е. человек самосовершенствуется.

Прогресс  и регресс - противоположные формы развития  общества  в  целом  или отдельных его сторон, означающее либо поступательное  развитие  общества  по восходящей линии, расцвет, либо возврат к старым, застой.  Критерием  служит степень  развития  производительных  сил,   экономического   строя,   науки, культуры  и  развития  личности.  Основой  развития  явл.  развитие  способа производства.

С общей  точки зрение мерой прогресса  может служить продвижение  от  простого к сложному, повышение сложности  организации  систем.  В  естественных,  как общее  совершенствование  системы,   увеличение   возможностей   дальнейшего развития. В  экономике,  нужно  исходить  не  только  из  уровней  и  темпов

развития  производства, сколько из уровня жизни  трудящихся и роста  народного благосостояния, качество жизни.

Существенным  мерилом исторического прогресса  является возрастание свободы  в ее разумном употреблении, а  также  в  увеличении  потребностей  человека  в научном, философском, эстетическом познании мира.

Выделим   три   сферы   материальной    действительности:    неорганическая, органическая,  социальная,  в  каждой  из   которых   проявляется   критерии прогресса. 

Для неорганичесской  критерием является степень усложнения структуры  системы (например молекулярный относительно атомарного).

Процесс применительно к  живой  природе  определяется  как  такое  повышение степени системной  организации  объекта,  которое  позволяет  новой  системе выполнять функции, недоступные старой системе.

Говоря  об общественном прогрессе -  это  увеличение  в  обществе  счастья  и добра.  И  криетериями   ОП   являются:   1)   темпы   роста   производства, производительности  труда,  ведущие  к  увеличению   свободы   человека   по отношению  к  природе;  2)  степень  свободы  работников   производства  от

эксплуатации; 3)  уровень  демократизации  общественной  жизни;  4)  уровень реальных возможностей для всестороннего развития  индивидов;  5)  увеличение человеческого счастья и добра.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"