Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Работа содержит 1 файл

filosofia.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

 1 Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.

 Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.

Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.

Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Основная функция  мировоззрения – ориентационная ( помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы).

Основные  функции мировоззрения: Познавательная(реш.пробл.отнош.знания и реальности.познает мир),систематизируюшая, эвристическая,аксиологическая(оценка мира.вещ.с точки зрения разл.ценностей), праксеологическая

Виды  мировоззрения:

1.По носителю: А) индивидуальное, Б) общественное

2. В зависимости  от качества знаний:

А)   обыденное ( складывается стихийно в повседневной жизни, знания несистемные, неупорядочены)

Б) теоретическое (знания приобретаются в результате определенного обучения, информация упорядоченная, системна).

 

 

 

 

 

 

2.Исторические типы мировоззрения

1.Мифологическое 2.Религиозное 3.Философское

Мифологическое  мировоззрение.

Характерно:

-Образная картина  мира, сочетает в себе реальность  и фантазию, естественное и сверхъестественное

-Представление  о родственной связи природы  и человеческого коллектива, одушевление  природы

-Мифы воспринимались  как реальность, не нуждались  в проверке и обосновании.

Человек полностью  находится во власти божественных сил.

Религиозное мировоззрение

Характерно:

-Вера в существование  сверхъестественных сил

-Деление мира  на реальный и сверхъестественный

-Объяснение  сущ-я мира и человека действием Бога

-Идея Бога  – центральный объект религиозной  веры.

Философия.

Характерно:

-ориентация  на свободный интеллектуальный поиск и рациональное доказательство своих выводов

-язык философии  – язык понятий

-многовариативность  подходов к решению проблем

Философия возникает  в VI веке до н.э. в Индии, Китае, Греции.

Философии – любовь к мудрости (Пифагор).

Два подхода к феномену философии:

1)Философия – это объективно-научное познание (наука)

2) Философия – форма общественного сознания (идеология, мировоззрение)

Философия – это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.

3. Предмет философии в его  исторической динамике.

Объект  философии – мир как единое целое.

Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности.

Предмет претерпевает значительные изменения в процессе исторического развития философии и культуры.

Предмет:

Древняя философия  – космоцентризм

Средневековая философия – теоцентризм(бог созд.жив и нежив природу).

Философия эпохи  Возрождения – гуманистический антропоцентризм(чел центр бытия,хоз св судьбы)

Новоевропейская философия – наукацентризм

Постклассическая  философия – эклектична

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Структура и функции философии.

Основные разделы  философии:

1. Онтология – учение о бытии, о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.

По вопросу, что первично – бытие материальное или идеальное? Все философы делятся  на идеалистов и материалистов.

2. Гносеология – изучает границы, законы, и пути осуществления познавательной деятельности человека.

По вопросу, возможно ли познание мира? Все философы делятся на оптимистов и пессимистов.

3. Философская  антропология – изучает сущность человека, формы его существования в мире.

4. Социальная  философия -  изучает закономерности развития общества.

Функции философии:

1.Мировоззренческая (форм.цел картину мира,место чел)

2.Критическая(подв.сомнению сущ мири сущ знания)

3.Познавательная(познает мир) 4.Методологическая

5.Интегративная

6.Аксиологическая(закл в оценке вещ и мира с точки зр.различн. ценностей)

Мировоззренческая функция – философия формирует ориентиры, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение.

Интегративная функция – философия объединяет все отдельные области знаний в целостную систему.

Методологическая  функция – философия разрабатывает и рекомендует науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования.

5.Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Возникновение и главные школы древнеиндийской философии. 
    Особенности Древнеиндийского общества: Сословно-кастовый строй , Касты (варны): Брахманы – жрецы; Кшатрии – военная аристократия; Вайшьи – ремесленники, крестьяне, торговцы; Шудры – слуги, зависимые люди.

Земледельческая община

Деспотическое государство

Особенности древнеиндийской философии:

-Синкретизм, -Концентрация на внутреннем мире человека, -Гармония с миром, -Религиозно-мифологический характер

Веды - древний сборник священных гимнов, песен, молитв. Датируется II–I тыс.до н.э.

Упанишады – истолковывающие тексты.  Датируются концом II тыс. до н.э.

Основные идеи: -Идея единства Брахмана и Атмана,

-Сансара – круговорот жизни, -Карма – объективный и неотвратимый закон:

Будущее рождение определяется суммой всех действий в предыдущем рождении.

VI в. до н.э.- складываются  философские школы в Индии.

Школы делятся: 1.Ортодоксальные (астика) – признают авторитет Вед Миманса  Веданта  Йога  Ньяя   Вайшешика

2) Неортодоксальные (настика) – отвергали авторитет Вед.

Буддизм, Джайнизм, Чарвака

Буддизм  Возник в VI веке до н.э.

Возник в  виде протеста идеологии брахманизма.

Основатель  религии – Сиддхартха Гаутама Шакьямуни

Будда – просветленный.

Учение буддизма изложено в 100 книгах, их собрание называется – Типитака (Трипитака)

Буддизм – не теистическая религия.

-нет Богов  создателей мира

-нет веры  в бессмертие души

Все в мире –  комбинация дхарм. Дхармы - духовные нематериальные частицы. Жизнь – волнение дхарм.

Четыре Благородные истины буддизма:

1.Жизнь есть  страдание, 2.Причина страдания – желания,

3.Прекратить  страдание возможно, 4.Существует путь избавления от страданий – Благородный Срединный Восьмеричный Путь.

Цель – нирвана (угасание, затухание).

Благородный Срединный Восьмеричный Путь:

1.Правильное воззрение ( постижение истин буддизма)

2.Правильная решимость ( изменить жизнь)

3.Правильная  речь ( без лжи, клеветы, грубости)

4. Правильное поведение.

    5 заповедей:  Не причиняй зла живому ( ахимса), Не лжесвидетельствуй и не клевещи, Не укради, Не прелюбодействуй, Не употребляй опьяняющих напитков

5.Правильный образ жизни (воздержание от нечестных источников дохода).

6.Правильное усилие (самоконтроль, борьба с соблазнами)

7. Правильное направление мысли ( избавление от страстей, успокоение сознания)

8. Правильное сосредоточение (полная отрешенность от мира, предельная форма созерцания)

Широкий путь спасения–махаяна. Узкий–хинаяна.

Джайнизм. Основатель – Вардхамана Махавира Джина (599-527гг. до н.э.)

Основные положения:

-Все состоит  из дживы (души) и адживы (эфира, материи)

- Все одухотворено

- Цель человеческой  жизни – освобождение души

- Освобождение  – отсечение кармы

- Отсечение  кармы – добродетельная жизнь  и аскеза.

-Ахимса – ненанесение вреда живым существам.

6. Философская мысль  Древнего Китая

Особенности древнекитайского общества:

- Изоляция,  -Деспотия, - Регулятор жизни –  ритуал, - Культ предков, -Культ Неба

Особенности китайской философии:

-Тесная связь  с мифологией ( «Пятикнижие»)

-Акцент на  вопросы управления, этики, ритуала. (философия политики)

-Нет строгого  понятийного аппарата

-Не развита  логика, естествознание

-Канонизация  Конфуцианства

-Небо – разум,  высшая справедливость

- Рационально–практическая  направленность идей

Философские школы: -Конфуцианство     -Легизм      - Моизм         - Даосизм

Конфуцианство (Жу-цзя)

Официальная идеология  Китая с I в.до н.э. по XX в. н.э.

Конфуций  – Кун-Цзы ( 551-479гг. до н.э.)

Цель  философии – достижение идеального государства и богатого общества.

Основные темы – отношения человека, семьи, государства.

Традиция – главное условие сохранения порядка.

Иерархические и патриархальные отношения – фундамент общества.

Государство – большая семья.

Основной  принцип  - незыблемость существующего строя.

Главные условия порядка в обществе:

- распределение  социальных ролей и функций

- строгое соблюдение  обрядов – ли

Идеальное общество = Общество идеальных людей.

Идеальная личность = Благородный муж

Качества благородного мужа:

1.Гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям)

2.Чувство долга

Регулятор жизни  общества – строгое, безусловное  повиновение старшим.

Главная обязанность человека – сыновья почтительность – сяо.

Даосизм

Основатель  – Лао-Цзы ( VI – Vвв.до н.э.)

Дао – основа, субстанция, закон, путь.

Бестелесно, туманно, неопределенно

Дао


 

 хаос ( ци)


 

частицы инь и ян


   

небо, земля, человек

Познание дао  – мудрость.

Незнание дао  – хаос.

Преодолеть  хаос – недеянием ( у-вэй)

У-вэй – не осуществлять деяния, не совместимые с естественным ходом вещей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Условия формирования, этапы развития и основные  проблемы древнегреческой философии

Философия возникла в VII- VI веке до н.э. в Греции.

Факторы, способствующие появлению философии  в Древней Греции:

1.Удобное географическое положение

2.Переход от  бронзы к железу усилил производство

3.Экономические  изменения: развитие ремесла,  разделение труда

4.Товарно-денежные  отношения

5.Оформление  политической системы – античного  полиса

6.Отсутствие  религиозного доминирования

Основные этапы древнегреческой философии:

1.VII- V вв. до н.э.  – период зарождения или период  досократический.

В центре внимания – проблема космоса, природы (натурфилософия)

2.   V- IV вв. до н.э. – классический период

Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности

3.   IV в.до  н.э. – III в.н.э. – эллинистический  период.

Приоритет этических  проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Натурфилософские ориентации  досократовской философии.

Первые философские школы  в г. Милет и Эфес.

Космоцентрическая ориентация – стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции).

Первооснова мира:

Фалес – вода

Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество)

Анаксимен – воздух

Гераклит – огонь

Пифагор – число

Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего  в мире)

Анаксимандр – Вечное движение материи создает отдельные вещи путем порождения противоположностей.

Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется.

Элейская  школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон)

Континуальный образ мысли – представление  о непрерывности, единственности и  неразрывности бытия.

Бытие – вечно, неизменно, неподвижно.

Демокрит 

Атомы ( мельчайшие неделимые частицы) – первооснова существующего.

Вечные, неизменные, находятся в движении.

 

 

 

 

 

 

 

9. Классический период  древнегреческой философии. 

-Период расцвета  античной философии. Происходит  построение глобальных философских  систем, включающих анализ природы, человека и общества.

-Основные представители:

-Софисты  (Протагор, Гиппий, Горгий), -Сократ, -Платон, -Аристотель

Софисты Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора. Основные идеи:

-Учение о  принципиальной непознаваемости  мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);

-Учение об  относительности истины: «Человек  есть мера всех вещей, существующих  в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор);

-Идея о том,  что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство)  является условное соглашение  между людьми.

Сократ (470-399 до н.э.) Философия Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.

-Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.

- Самопознание  раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.

Платон (427-347 до н.э.) Учение об идеях: 
Концепция объективного идеализма.

-Всякий существующий  предмет, явление или процесс имеет свою идею.

-Совокупность  идей образуют мир идей. Идеи  вечные и неизменные, образуют  иерархическую лестницу. На ее  вершине находится идея Блага,  самая общая идея.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"