Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка
Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.
1 Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.
Основная функция мировоззрения – ориентационная ( помогает человеку выбрать и сформировать основные жизненные программы).
Основные
функции мировоззрения: Познавательная(реш.пробл.
Виды мировоззрения:
1.По носителю: А) индивидуальное, Б) общественное
2. В зависимости от качества знаний:
А) обыденное ( складывается стихийно в повседневной жизни, знания несистемные, неупорядочены)
Б) теоретическое (знания приобретаются в результате определенного обучения, информация упорядоченная, системна).
2.Исторические типы
1.Мифологическое 2.Религиозное 3.Философское
Мифологическое мировоззрение.
Характерно:
-Образная картина
мира, сочетает в себе реальность
и фантазию, естественное и сверхъестествен
-Представление о родственной связи природы и человеческого коллектива, одушевление природы
-Мифы воспринимались как реальность, не нуждались в проверке и обосновании.
Человек полностью находится во власти божественных сил.
Религиозное мировоззрение
Характерно:
-Вера в существование сверхъестественных сил
-Деление мира
на реальный и
-Объяснение сущ-я мира и человека действием Бога
-Идея Бога
– центральный объект
Философия.
Характерно:
-ориентация на свободный интеллектуальный поиск и рациональное доказательство своих выводов
-язык философии – язык понятий
-многовариативность подходов к решению проблем
Философия возникает в VI веке до н.э. в Индии, Китае, Греции.
Философии – любовь к мудрости (Пифагор).
Два подхода к феномену философии:
1)Философия – это объективно-научное познание (наука)
2) Философия – форма общественного сознания (идеология, мировоззрение)
Философия – это учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к объективному миру и его место в этом мире.
3. Предмет философии в его исторической динамике.
Объект философии – мир как единое целое.
Предмет философии – законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях знания и действительности.
Предмет претерпевает значительные изменения в процессе исторического развития философии и культуры.
Предмет:
Древняя философия – космоцентризм
Средневековая философия – теоцентризм(бог созд.жив и нежив природу).
Философия эпохи Возрождения – гуманистический антропоцентризм(чел центр бытия,хоз св судьбы)
Новоевропейская философия – наукацентризм
Постклассическая философия – эклектична
4. Структура и функции философии.
Основные разделы философии:
1. Онтология – учение о бытии, о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека.
По вопросу, что первично – бытие материальное или идеальное? Все философы делятся на идеалистов и материалистов.
2. Гносеология – изучает границы, законы, и пути осуществления познавательной деятельности человека.
По вопросу, возможно ли познание мира? Все философы делятся на оптимистов и пессимистов.
3. Философская антропология – изучает сущность человека, формы его существования в мире.
4. Социальная философия - изучает закономерности развития общества.
Функции философии:
1.Мировоззренческая (форм.цел картину мира,место чел)
2.Критическая(подв.сомнению сущ мири сущ знания)
3.Познавательная(познает мир) 4.Методологическая
5.Интегративная
6.Аксиологическая(закл в оценке вещ и мира с точки зр.различн. ценностей)
Мировоззренческая функция – философия формирует ориентиры, которые обеспечивают сознательное поведение человека в мире и помогают осмыслить свое место в нем и жизненное предназначение.
Интегративная функция – философия объединяет все отдельные области знаний в целостную систему.
Методологическая функция – философия разрабатывает и рекомендует науке фундаментальные принципы, формы и средства познавательной деятельности, на основе которых конкретные науки создают свои собственные дисциплинарные методы исследования.
5.Религиозно-мифологический характер
древнеиндийской философии. Возникновение
и главные школы древнеиндийской философии.
Особенности
Древнеиндийского общества: Сословно-кастовый строй , Касты (варны): Брахманы – жрецы; Кшатрии – военная
аристократия; Вайшьи – ремесленники,
крестьяне, торговцы; Шудры – слуги,
зависимые люди.
Земледельческая община
Деспотическое государство
Особенности древнеиндийской философии:
-Синкретизм, -Концентрация на внутреннем мире человека, -Гармония с миром, -Религиозно-мифологический характер
Веды - древний сборник священных гимнов, песен, молитв. Датируется II–I тыс.до н.э.
Упанишады – истолковывающие тексты. Датируются концом II тыс. до н.э.
Основные идеи: -Идея единства Брахмана и Атмана,
-Сансара – круговорот жизни, -Карма – объективный и неотвратимый закон:
Будущее рождение определяется суммой всех действий в предыдущем рождении.
VI в. до н.э.- складываются философские школы в Индии.
Школы делятся: 1.Ортодоксальные (астика) – признают авторитет Вед Миманса Веданта Йога Ньяя Вайшешика
2) Неортодоксальные (настика) – отвергали авторитет Вед.
Буддизм, Джайнизм, Чарвака
Буддизм Возник в VI веке до н.э.
Возник в виде протеста идеологии брахманизма.
Основатель религии – Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
Будда – просветленный.
Учение буддизма изложено в 100 книгах, их собрание называется – Типитака (Трипитака)
Буддизм – не теистическая религия.
-нет Богов создателей мира
-нет веры в бессмертие души
Все в мире – комбинация дхарм. Дхармы - духовные нематериальные частицы. Жизнь – волнение дхарм.
Четыре Благородные истины буддизма:
1.Жизнь есть страдание, 2.Причина страдания – желания,
3.Прекратить страдание возможно, 4.Существует путь избавления от страданий – Благородный Срединный Восьмеричный Путь.
Цель – нирвана (угасание, затухание).
Благородный Срединный Восьмеричный Путь:
1.Правильное воззрение ( постижение истин буддизма)
2.Правильная решимость ( изменить жизнь)
3.Правильная речь ( без лжи, клеветы, грубости)
4. Правильное поведение.
5 заповедей: Не причиняй зла живому ( ахимса), Не лжесвидетельствуй и не клевещи, Не укради, Не прелюбодействуй, Не употребляй опьяняющих напитков
5.Правильный образ жизни (воздержание от нечестных источников дохода).
6.Правильное усилие (самоконтроль, борьба с соблазнами)
7. Правильное направление мысли ( избавление от страстей, успокоение сознания)
8. Правильное сосредоточение (полная отрешенность от мира, предельная форма созерцания)
Широкий путь спасения–махаяна. Узкий–хинаяна.
Джайнизм. Основатель – Вардхамана Махавира Джина (599-527гг. до н.э.)
Основные положения:
-Все состоит из дживы (души) и адживы (эфира, материи)
- Все одухотворено
- Цель человеческой жизни – освобождение души
- Освобождение – отсечение кармы
- Отсечение кармы – добродетельная жизнь и аскеза.
-Ахимса – ненанесение вреда живым существам.
6. Философская мысль Древнего Китая
Особенности древнекитайского общества:
- Изоляция, -Деспотия, - Регулятор жизни – ритуал, - Культ предков, -Культ Неба
Особенности китайской философии:
-Тесная связь с мифологией ( «Пятикнижие»)
-Акцент на вопросы управления, этики, ритуала. (философия политики)
-Нет строгого понятийного аппарата
-Не развита логика, естествознание
-Канонизация Конфуцианства
-Небо – разум, высшая справедливость
- Рационально–практическая направленность идей
Философские школы: -Конфуцианство -Легизм - Моизм - Даосизм
Конфуцианство (Жу-цзя)
Официальная идеология Китая с I в.до н.э. по XX в. н.э.
Конфуций – Кун-Цзы ( 551-479гг. до н.э.)
Цель философии – достижение идеального государства и богатого общества.
Основные темы – отношения человека, семьи, государства.
Традиция – главное условие сохранения порядка.
Иерархические и патриархальные отношения – фундамент общества.
Государство – большая семья.
Основной принцип - незыблемость существующего строя.
Главные условия порядка в обществе:
- распределение социальных ролей и функций
- строгое соблюдение обрядов – ли
Идеальное общество = Общество идеальных людей.
Идеальная личность = Благородный муж
Качества благородного мужа:
1.Гуманность (скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям)
2.Чувство долга
Регулятор жизни общества – строгое, безусловное повиновение старшим.
Главная обязанность человека – сыновья почтительность – сяо.
Даосизм
Основатель – Лао-Цзы ( VI – Vвв.до н.э.)
Дао – основа, субстанция, закон, путь.
Бестелесно, туманно, неопределенно
Дао
хаос ( ци)
частицы инь и ян
небо, земля, человек
Познание дао – мудрость.
Незнание дао – хаос.
Преодолеть хаос – недеянием ( у-вэй)
У-вэй – не осуществлять деяния, не совместимые с естественным ходом вещей.
7.Условия формирования,
этапы развития и основные
проблемы древнегреческой
Философия возникла в VII- VI веке до н.э. в Греции.
Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции:
1.Удобное географическое положение
2.Переход от
бронзы к железу усилил
3.Экономические изменения: развитие ремесла, разделение труда
4.Товарно-денежные отношения
5.Оформление
политической системы –
6.Отсутствие религиозного доминирования
Основные этапы древнегреческой философии:
1.VII- V вв. до н.э.
– период зарождения или
В центре внимания – проблема космоса, природы (натурфилософия)
2. V- IV вв. до н.э. – классический период
Главная проблема – человек, его сущность и познавательные возможности
3. IV в.до н.э. – III в.н.э. – эллинистический период.
Приоритет этических проблем.
8. Натурфилософские ориентации досократовской философии.
Первые философские школы в г. Милет и Эфес.
Космоцентрическая ориентация – стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции).
Первооснова мира:
Фалес – вода
Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество)
Анаксимен – воздух
Гераклит – огонь
Пифагор – число
Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего в мире)
Анаксимандр – Вечное движение материи создает отдельные вещи путем порождения противоположностей.
Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется.
Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон)
Континуальный образ мысли – представление о непрерывности, единственности и неразрывности бытия.
Бытие – вечно, неизменно, неподвижно.
Демокрит
Атомы ( мельчайшие неделимые частицы) – первооснова существующего.
Вечные, неизменные, находятся в движении.
9. Классический период древнегреческой философии.
-Период расцвета
античной философии.
-Основные представители:
-Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий), -Сократ, -Платон, -Аристотель
Софисты Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора. Основные идеи:
-Учение о
принципиальной
-Учение об
относительности истины: «Человек
есть мера всех вещей,
-Идея о том,
что основанием всех форм
Сократ (470-399 до н.э.) Философия Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.
-Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.
- Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.
Платон
(427-347 до н.э.) Учение об идеях:
Концепция объективного идеализма.
-Всякий существующий предмет, явление или процесс имеет свою идею.
-Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.