Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Работа содержит 1 файл

filosofia.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

 

 

31 Проблема сознания в философии.  Структура и функции сознания.

Сознание: выражает способность человека к познанию; выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений; является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению; объединяет творческие возможности человека;обеспечивает ценностные ориентации; является средством коммуникации.

Основные  подходы к пониманию сознания в классической философии:

Субстанциональный подход:

Сознание - субстанция (Логос в античной философии; Бог; абсолютная идея Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия.

 Человеческое  сознание – это лишь частица  или продукт надмирового сознания.

Функциональный подход:

Формируется в 17-18 веке (направление эмпиризма). Сознание - особая функция мозга. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства также, как печень вырабатывает желчь и т.п.

Основные  подходы к пониманию сознания в неклассической философии: Социокультурный, Экзистенциально-феноменологический, Психоаналитический

Экзистенциально-феноменологический подход к пониманию сознания. Формируется в рамках таких направлений как экзистенциализм, феноменология и т.д.

    Согласно данному подходу:

-утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении к природно-материальному миру и к обществу;

-центральной характеристикой индивидуального сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.);

-посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.

Психоаналитический  подход к пониманию сознания. Формируется в рамках такого направления как философия психоанализа.

    Согласно данному подходу:

-формирование и функционирование сознания обусловлено скрытыми факторами психической организации человека, которые определяют мышление и поведение человека (бессознательное).

-бессознательное не является непосредственно частью сознания и его содержание преимущественно недоступно для сознания; однако, путем различных механизмов оно определяет сознательную деятельность человека.

Социокультурный подход к пониманию сознания

Формируется в рамках таких направлений как  марксизм, структурализм и т.д.

    Согласно данному подходу:

-сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать;

-сознание – это функция высокоорганизованной материи,  возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга;

-сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения;

-формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.

Понятие сознания

Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и     целенаправленном отражении действительности.

Основные  свойства сознания

-идеальность (отсутствие материальных признаков);

-интенциональность (направленность на предметы окружающего мира);

Структура сознания

Интеллект - способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.

Чувства и эмоции - способность к отражению внутренних состояний человека, его отношения к внешнему миру, к другим людям и к самому себе.

Воля – способность к регуляции человеческой жизнедеятельности.

Внимание – способность к концентрации на каком-либо объекте.

Память – способность к сохранению и воспроизведению жизненного опыта человека, это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего.

Функции сознания

Познавательная функция проявляется в способности человеческого сознания добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе.

Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде.

Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром.

Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

 

 

 

 

 

32.Генезис сознания. Основные  предпосылки возникновения сознания.

Факторы генезиса: Биологические: Прямохождение, Развитие руки, Увеличение объема мозга

Социальные  факторы формирования сознания

-предметно-практическая трудовая деятельность на основе систематического изготовления и применения орудий труда;

-коллективный образ жизни;

-возникновение и развитие языка как средства коммуникации и передачи опыта.

Социокультурная природа сознания

-Сознание сформировалось благодаря труду. Труд – это, прежде всего, процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее.

- Коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике  формируется способность к целеполаганию.

-Коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля.

-В процессе труда возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.

-Сознание выступает основой творческой деятельности человека в соответствии с определенными в ту или иную историческую эпоху общественными установками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Человек как предмет философского анализа. Биологическое и социальное в природе человека.

В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).

Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек  – микрокосм; природа – макрокосм.

Человек рассматривается  как гармоничное единство души и  тела.

Проблема человека в средневековой философии

В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.

 В иерархии  созданных Богом творений человек занимает особое место:

  •      с одной стороны – он создан по образу и подобию Бога, а поэтому является наиболее совершенным творением, по своей значимости находится выше всех природных объектов;
  •      с другой стороны – он рассматривается как испорченное грехом, ничтожное по сравнению с Богом и зависимое от Бога существо.

Душа в человеке - более важная и значимая часть  по сравнению с телом.

Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить  божественную благодать и вечное спасение.

Проблема человека в философии Возрождения

В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя.

Идея  свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.

Проблема человека в философии Нового времени

В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.

Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.

Проблема человека в неклассической философии

Натуралистический подход

   (философия жизни, фрейдизм)

Социологический подход

   (марксизм, структурализм)

Экзистенциальный подход

  (экзистенциализм, феноменология)

Проблема человека в неклассической философии

Натуралистический подход : Человек рассматривается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего такого, что невозможно было бы в других природных образованиях.

    Сущность  человека определяется его объективными  факторами – сферой биологического, бессознательного.

Социологический подход:   Человек рассматривается как совокупность социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность. Природа человека изменяется в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»).

Экзистенциальный  подход:   Существование каждого отдельного человека уникально и неповторимо. У человека нет никакой определенной сущности. Каждый человек в процессе деятельности сам создает свою сущность, отличную от сущности других людей.

Соотношение биологического и социального в человеке 3 подхода к решению проблемы:

Биологизаторский: Абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.

Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.

Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ. Человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов природы.

Природные свойства человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством  генетического механизма.

СОЦИАЛЬНОЕ . Человек обретает свою человеческую сущность только в пределах общества.

С развитием  социальности (науки, медицины, образования) появляется возможность улучшения  биологической природы человека.

ВЗАИМОСВЯЗЬ  БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО.

Существуют  биологические основы социальности человека (большой период детства позволяющий человеку стать человеком, склонность к подражанию, любопытству, проявлению эмоций). Ущербность биологической природы человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности.

 

 

 

34.Индивид, индивидуальность, личность. Сущность процесса социализации личности.

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в неповторимых чертах темперамента, характера, в специфики интересов, потребностей, способностей.

Личность – это человек в совокупности его социальных качеств. Личность рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий.

Структура личности (психологический подход)

- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);

- характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);

- способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);

- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);

- самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).

 

 

 

35.Познание как предмет  философского анализа.

Познание –  это социально- организованная форма  духовно-творческой деятельности человека, направленная на производство, накопление и трансляцию знаний об окружающем мире.

Познавательную  деятельность нельзя сводить только к акту мышления. В познавательном процессе участвует все сознание, чувства, память, воля, воображение.

Исходным пунктом  познания, его основой является отношение субъекта и объекта, их взаимодействие. Субъект познания – это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания. Объектом познания обычно называют фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

В классической  философии процесс познания и  рассматривался как отношение противопоставленных  друг другу субъекта и объекта

Представители метафизического материализма XVIII в. под субъектом подразумевали отдельного человека как биологического индивида, познавательные способности которого имеют естественное происхождение

Сформулируем  основные положения темы:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"