Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка
Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.
31 Проблема сознания в философии.
Сознание: выражает способность человека к познанию; выступает средством организации человеческой деятельности и регуляции межчеловеческих отношений; является средством обмена опытом и передачи его от поколения к поколению; объединяет творческие возможности человека;обеспечивает ценностные ориентации; является средством коммуникации.
Основные подходы к пониманию сознания в классической философии:
Субстанциональный подход:
Сознание - субстанция (Логос в античной философии; Бог; абсолютная идея Гегеля и т.д.), лежащая в основе всех форм земного бытия.
Человеческое
сознание – это лишь частица
или продукт надмирового
Функциональный подход:
Формируется в 17-18 веке (направление эмпиризма). Сознание - особая функция мозга. Но при этом сознание рассматривается как чисто материальный объект, поскольку мозг вырабатывает мысли и чувства также, как печень вырабатывает желчь и т.п.
Основные
подходы к пониманию сознания
в неклассической философии: Социокультурный, Экзистенциально-
Экзистенциально-
Согласно данному подходу:
-утверждается принципиальная самостоятельность сознания человека в отношении к природно-материальному миру и к обществу;
-центральной характеристикой индивидуального сознания объявляется интенциональность, т.е. направленность сознания на объект (предмет, явление, процесс) посредством различных способов (восприятие, представление, оценка и т.д.);
-посредством интенциональности сознание выступает как поток образования различных смыслов тех или иных объектов, результатом чего становится формирование мировоззрения и жизненного опыта человека.
Психоаналитический подход к пониманию сознания. Формируется в рамках такого направления как философия психоанализа.
Согласно данному подходу:
-формирование и функционирование сознания обусловлено скрытыми факторами психической организации человека, которые определяют мышление и поведение человека (бессознательное).
-бессознательное не является непосредственно частью сознания и его содержание преимущественно недоступно для сознания; однако, путем различных механизмов оно определяет сознательную деятельность человека.
Социокультурный подход к пониманию сознания
Формируется в рамках таких направлений как марксизм, структурализм и т.д.
Согласно данному подходу:
-сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать;
-сознание – это функция высокоорганизованной материи, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга;
-сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения;
-формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.
Понятие сознания
Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Основные свойства сознания
-идеальность (отсутствие материальных признаков);
-интенциональность (направленность на предметы окружающего мира);
Структура сознания
Интеллект - способность к мышлению и познанию на основе понятий, суждений и умозаключений, выражающихся в речи.
Чувства и эмоции - способность к отражению внутренних состояний человека, его отношения к внешнему миру, к другим людям и к самому себе.
Воля – способность к регуляции человеческой жизнедеятельности.
Внимание – способность к концентрации на каком-либо объекте.
Память – способность к сохранению и воспроизведению жизненного опыта человека, это средство воспроизводства прошлого в современности и прогнозирования на этой основе будущего.
Функции сознания
Познавательная функция проявля
Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде.
Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром.
Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.
32.Генезис сознания. Основные
предпосылки возникновения
Факторы генезиса: Биологические: Прямохождение, Развитие руки, Увеличение объема мозга
Социальные факторы формирования сознания
-предметно-практическая трудовая деятельность на основе систематического изготовления и применения орудий труда;
-коллективный образ жизни;
-возникновение и развитие языка как средства коммуникации и передачи опыта.
Социокультурная природа сознания
-Сознание сформировалось благодаря труду. Труд – это, прежде всего, процесс отношений между людьми, связанных с изготовлением и применением средств деятельности, организацией и регулированием деятельности и распределением результатов ее.
- Коллективный труд предполагает сотрудничество людей, а также разделение трудовых действий между его участниками, что делает необходимым осмысление связи своих действий с действиями других членов коллектива. Отсюда в психике формируется способность к целеполаганию.
-Коллективный труд требует определенных форм регуляции деятельности, вследствие чего в психике возникают представления о нормах, начинает формироваться воля.
-В процессе труда возникает потребность в передаче информации о предметах и действиях с ними последующим поколениям, что реализовалось, в конечном итоге, на основе развития языка.
-Сознание выступает основой творческой деятельности человека в соответствии с определенными в ту или иную историческую эпоху общественными установками.
В соответствии с принципом космоцентризма человек рассматривается как часть единой природы (космоса).
Человек и космос рассматриваются по аналогии: человек – микрокосм; природа – макрокосм.
Человек рассматривается как гармоничное единство души и тела.
Проблема человека в средневековой философии
В соответствии с принципами теоцентризма и креационизма человек рассматривается как творение Бога.
В иерархии созданных Богом творений человек занимает особое место:
Душа в человеке - более важная и значимая часть по сравнению с телом.
Главная цель человека – стремление к тому, чтобы заслужить божественную благодать и вечное спасение.
Проблема человека в философии Возрождения
В соответствии с принципами антропоцентризма и гуманизма человек рассматривается как активное, творческое существо, обладающее правом и обязанностью совершенствовать мир и самого себя.
Идея свободы воли человеческой личности - признание способности человека к самосовершенствованию, свидетельством чего является созданный человеком мир культуры, который дополняет и завершает сотворенное Богом. В данной связи человек как бы уподобляется Богу.
Проблема человека в философии Нового времени
В соответствии с принципом рационализма человек рассматривается в первую очередь как разумное существо, которое, благодаря своей разумности, воплощенной главным образом в науке, достигает господства над миром.
Главная цель человеческой жизни – познание. Познание является условием разумного преобразования человеком природы, общества и самого себя.
Проблема человека в неклассической философии
Натуралистический подход
(философия жизни, фрейдизм)
Социологический подход
(марксизм, структурализм)
Экзистенциальный подход
(экзистенциализм, феноменология)
Проблема человека в неклассической философии
Натуралистический подход : Человек рассматривается как элемент природы, подчиненный единым с нею законам функционирования и не имеющий в своих характеристиках ничего такого, что невозможно было бы в других природных образованиях.
Сущность
человека определяется его
Социологический подход: Человек рассматривается как совокупность социальных отношений, которые создают его и обуславливают его сущность. Природа человека изменяется в связи с изменением общества («каково общество, таков и человек»).
Экзистенциальный подход: Существование каждого отдельного человека уникально и неповторимо. У человека нет никакой определенной сущности. Каждый человек в процессе деятельности сам создает свою сущность, отличную от сущности других людей.
Соотношение биологического и социального в человеке 3 подхода к решению проблемы:
Биологизаторский: Абсолютизация биологической стороны в природе человека. Между человеком и животными только количественные различия. Поведение и деятельность человека определяются преимущественно его биологической природой.
Социологизаторский: Абсолютизация социальной стороны в человеке. Поведение и деятельность человека целиком и полностью определяется внешней общественной средой.
Биосоциальный: Подчеркивается существенная роль как биологического, так и социального существования человека.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ. Человек, как часть природы, подчинен действию естественных законов природы.
Природные свойства человека, а также его темперамент, задатки передаются по наследству посредством генетического механизма.
СОЦИАЛЬНОЕ . Человек обретает свою человеческую сущность только в пределах общества.
С развитием
социальности (науки, медицины, образования)
появляется возможность улучшения
биологической природы
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО.
Существуют биологические основы социальности человека (большой период детства позволяющий человеку стать человеком, склонность к подражанию, любопытству, проявлению эмоций). Ущербность биологической природы человека является стимулом для развития соответствующего уровня социальности.
34.Индивид, индивидуальность, личность. Сущность процесса социализации личности.
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей. Индивидуальность проявляется в неповторимых чертах темперамента, характера, в специфики интересов, потребностей, способностей.
Личность – это человек в совокупности его социальных качеств. Личность рассматривается как человек, ставший продуктом общественного развития и в то же время как субъект, сознательно направляющий ход развития событий.
Структура личности (психологический подход)
- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);
- характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);
- способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);
- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);
- самосознание (система представлений индивида о самом себе, формируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, самоанализе, самоконтроле, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).
35.Познание как предмет философского анализа.
Познание – это социально- организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на производство, накопление и трансляцию знаний об окружающем мире.
Познавательную деятельность нельзя сводить только к акту мышления. В познавательном процессе участвует все сознание, чувства, память, воля, воображение.
Исходным пунктом познания, его основой является отношение субъекта и объекта, их взаимодействие. Субъект познания – это наделенный сознанием и познавательными способностями человек, осуществляющий процесс познания. Объектом познания обычно называют фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.
В классической
философии процесс познания и
рассматривался как отношение
Представители метафизического материализма XVIII в. под субъектом подразумевали отдельного человека как биологического индивида, познавательные способности которого имеют естественное происхождение
Сформулируем основные положения темы: