Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Работа содержит 1 файл

filosofia.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

1)познание –  это высшая форма психического  отражения, специфический вид  духовной деятельности, направленной на производство, накопление и трансляцию объективно-содержательных знаний о природной и социальной действительности.

2)познание инспирировано  потребностями предметно-практической  деятельности людей и представляет  собой структурированный процесс взаимодействия субъекта и объекта, в котором участвуют такие способности человека.как мышление, эмоции, воля, память, интуиция;

3)познание осуществляется  на чувственном и рациональном  уровнях, которые выступают как  взаимосвязанные и взаимозависимые  элементы единого целостного познавательного процесса. 4)главным вопросом теории познания является вопрос об истинности наших знаний. 5)высшей формой познавательной деятельности является научное познание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.Проблема истины в  теории познания.

Сущность познания заключается в том, что оно  является отображением внешнего мира, а знания, как результаты этого  отображения, выступают в качестве образов соответствующих объектов. Суть проблемы истины заключается в  вопросе о том, как относятся  наши знания к объективному миру.

Реализацией первого  направления стала диалектико-матеориалистическая  концепция истины, сущность которой  заключается в следующих постулатах: истина всегда носит объективный  характер, процесс познания – это  процесс восхождения от истин относительных (неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания) к абсолютной истине

Представители второго направления вместе с  критикой классической версии истины предлагают альтернативные варианты решения  проблемы:

• прагматическая концепция предлагает считать истинными тольки такие знания, которые являются полезными для человека и эффективными в качестве средства познания;

• конвенционалистская концепция рассматривает истинность как соглашение между членами научного сообщества, которое определяется свободным выбором научно-методологического аппарата ;

• когерентная концепция предлагает интерпретацию истины как логической непротиворечивости знаний.

В современной  философии решение проблемы истины выводится в более широкую, нежели только гносеологическая, и более  значимую для человека сферу ценностей, целей и смыслов.

            Критерием истины является практика. Соответствует знание действительности  или нет, это проверяется практикой.

37.Специфика и структура  научного познания. Формы научного  знания.

Наука – это  форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний.

Основой научного знания является знание обыденное. Знания, обретаемые на уровне обыденного познания, принимают случайный характер, не выявляют причины изменения предметов, не дают возможность предсказать результат человеческой деятельности, в отличие от научных знаний.

Процесс познания – процесс взаимоотношений субъекта и объекта познания.

Формы научного познания:

• Факт – установленное достоверное знание о каких-либо проявлениях, свойствах объекта.

• Проблема – форма знания, содержание которой из того, что еще не познано человеком, но возможно познать.

• Гипотеза – форма знания, содержащая предположения, сформулированные на основе фактов, истинное значение которых не определено и нуждается в доказательстве.

• Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей.

Таким образом, наука есть, с одной стороны, упорядоченная  совокупность истинных и обоснованных знаний. С другой стороны, она представляет сложный, в особых условиях протекающий и особыми средствами обеспечиваемый, целенаправленный процесс получения и совершенствования этих знаний с целью их дальнейшего практического применения

 

 

38.Методы научного познания.

Познание, как  специфический вид деятельности, для своего осуществления требует  определенных приемов и операций, призванных обеспечить достижение поставленных познавательных целей, т.е. методов. Метод  – это совокупность разнообразных  приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

Методы, используемые в познавательной деятельности, можно  разделить на три группы.

К первой относятся  общелогические методы, применяемые  в любом акте познания и на любом  уровне

Ко второй группе относятся методы, применяемые только в определенной научной теории и  приспособленные для исследования именно данного объекта.

Третью группу составляют общенаучные методы, которые  в меньшей степени зависят  от  специфики объекта исследования и типа проблем, но при этом зависят от уровня и глубины исследования.

На эмпирическом этапе применяются такие методы, как наблюдение, классификация, эксперимент.

Аксиоматический метод сначала задает набор исходных аксиом, из которых затем по определенным правилам создается система выводных высказываний.

Сущность гипотетико-дедуктивного метода заключается в том, что  сначала формулируется одна или  несколько гипотез, из которых затем  выводится система частных гипотез, подлежащая опытной проверке.

Исторический метод требует описания фактической истории объекта во всем разнообразии его существования. Логический метод – это мысленная реконструкция истории объекта, очищенная от всего случайного, несущественного и сосредоточенная на выявлении сущности.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному ориентирует исследование на поиск и осмысление таких свойств, связей и отношений, которые первоначальному абстрактному образу  объекта придают конкретность, отчетливость и определенность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Общество как объект философского анализа.

Существование человека вне общества невозможно. Понятие общества  употребляется  в узком и широком смысле. Под  обществом в узком смысле понимают объединения групп людей для  совместной деятельности

Общество же в широком смысле -  это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира,  представляющая собой исторически изменяющуюся систему связей, отношений и форм объединения людей, которая возникает в процессе их жизнедеятельности.

Социальная  философия – это философское учение об универсальных законах возникновения, существования и развития общества. Общество, его строение, принципы функционирования изучаются социальной философией, на которую опираются такие гуманитарные теории, как философия истории и социология.

натуралистического  подхода  объясняли происхождение  и сущность общества действием природных  причин: географической среды, климата,

придерживающиеся  культуроцентристского подхода, специфику  общества выводили из идей, целей, идеалов, то есть из духовных ценностей, которые, по их мнению, определяют как процесс истории, так и жизнь отдельных индивидов.

психологического  подхода объясняют общество и  общественную жизнь спецификой человеческой психики, неосознанными стремлениями, особенностями социальной психологии. Этот подход нашел свое обоснование в исследованиях Тарда, Фрейда, Фромма и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Общество  как динамически  развивающаяся  система.  Структура  общества.

Общество –  это сложноорганизованная и саморазвивающаяся система, все элементы которой находятся в отношении взаимосвязи и взаимозависимости. Общество как саморазвивающаяся система характеризуется: 1)разнообразием элементов и связей между ними; 2)интегративностью, которая обеспечивается нормами и схемами поведения надындивидуального характера (мораль, традиции, право); 3)самодостаточностью, то есть способностью воспроизводить условия своего существования; 4)динамичностью и альтернативностью путей развития; 5)нелинейным характером социальных процессов

Сложность общества, разнообразие его элементов и, одновременно, его целостность ставят перед исследователями проблему выявления и истолкования факторов социальной динамики. В работах Конта, Маркса, Вебера, Сорокина основой жизнедеятельности общества выступает совместная деятельность людей и социальные отношения между ними.

Все причины, обуславливающие  социальную динамику, можно разделить  на  объективные  и субъективные. К объективным причинам можно  отнести  социально-экономические

природно-географические

демографические (количество и качество населения, соотношение поколений). К субъективным причинам относятся этнокультурные факторы (менталитет, традиции, обычаи, духовные ценности, цели, интересы).

Под соц. структурой понимают строение общества как целостной  системы, состоящей из элементов и связей между ними. Общество как системное образование включает в себя отдельных индивидов, социальные группы и сообщества (семью, классы, нации), государство с его институтами, мораль, религию, искусство, науку.

Это так называемые структурные подсистемы, которые образуют сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую и духовную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Линейные и нелинейные подходы к пониманию исторического процесса.

Для философского анализа истории общества важно  определить общую траекторию развития исторического процесса. Существует множество подходов к определению характера исторического процесса, однако все подходы могут быть отнесены к двум основным: линейному (стадильно-поступателыюму) и нелинейному (культурологическому и цивилизационному). Первый подход предполагает, что развитие всех социоисторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному, что существуют совершенно различные линии развития.

Линейный подход рассматривает историю как единый процесс поступательно восходящего (или нисходящего) развития человечества, в соответствии с чем выделяются определенные стадии в истории человечества. К линейному подходу к истории  можно отнести различные варианты прогрессизма (Г. Гегель. К. Маркс) или регрессизма (философия Древнего Востока, экологический пессимизм). Для этого подхода характерно акцентирование внимания на стадильно общие для всего человечества этапы.

Среди современных  вариаций линейного подхода к периодизации социальной истории можно выделить концепции постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и т.д.). В основе данных концепций лежит выделение в истории развития человечества трех этапов: 
1) доиндустриалыюго (традиционного) общества; 
2) индустриального общества; 
3) постиндустриального общества.

Сущность нелинейного  подхода к истории состоит  в том, что история человечества подразделяется на некоторое число  совершенно самостоятельных образований - локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самобытную историю, отличается уникальностью культурно-исторических событий. Необходимо отметить, что термин «цивилизация» употребляется в нескольких смыслах: 
1) как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, О. Тоффлер); 
2) как синоним культуры (А. Тойнби); 
3) как определенная стадия в развитии локальных культур, стадия их деградации и упадка (О. Шпенглер).

Идеи нелинейного подхода  к истории развивали такие  мыслители как Н.А. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, К. Ясперс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Политическая сфера  жизни общества. Политика и государство.  Политика и власть.

В переводе с  греческого politike - политика - значит искусство  управления государством, искусство управления людьми. Это слово древнего происхождения и соотносилось нередко с понятием "полис", с городом-государством типа Афин, с общением людей, регулированием общений в таком государстве.

Политика как наука должна исследовать государственные устройства и представить наилучший его вид; с другой стороны, политика - это разумное государственное управление во имя всеобщего блага, направленное на обуздание политическими (государственными) средствами неподвластных индивидам страстей. Государство, по Аристотелю, есть общение, причем общение политическое, подчиняющееся высшим нормам морали. Искусство же познания справедливости свойственно лишь одаренным личностям, которые превосходят своих сограждан умом, добродетелями и моральными качествами и поэтому вправе управлять государством. От Аристотеля (как и от Платона) идет традиция связывать политику в ее основе с действиями государств (в дальнейшем, конечно, иных, более широких масштабов, чем города-полисы), с действиями, или общением, людей, социальных групп. Многообразны были определения этого понятия, но существо его мало изменилось.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"