Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:50, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение – совокупность основных убеждений, взглядов на объективный мир, его строение и происхождение, на смысл и назначение человеческой деятельности, на место человека в современной действительности.
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Мировоззрение – совокупность чувств, знаний, убеждений, ценностей, программ действий.

Работа содержит 1 файл

filosofia.doc

— 343.50 Кб (Скачать)

-Идеи – источник  существования всех вещей предметного  мира.

-Вторым источником существования вещей является  материя, как бесформенная масса вещества.

-В результате  соприкосновения материи с идеями  возникают вещи. Вещи – несовершенные  копии идей, кажущееся бытие.

Учение  о познании Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.

Осуществляется  в два этапа.

-При восприятие  вещей ( подобий идей) – формируется  только мнение.

-При помощи  диалектики, беседы – душа человека  припоминает виденное ранее в  мире идей.

Учение  о человеке Человек – единство души и тела. Душа – идея человека.

Душа состоит  из трех иерархически упорядоченных  частей:

          -разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)

         - воля (ориентация на достижение поставленных целей)

          -чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).

Учение  о государстве.

Идеальное государство - это общество, состоящее из трех сословий:

     - правители (функция управления);

     - воины (функция обороны);

     - производители (функция производительного труда).

 

Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию).

Формы идеального государства

-Монархия,  –Аристократия,  -Демократия

Аристотель (384–322 до н.э.) Промежуточная форма между материализмом и идеализмом.

Подлинной реальностью обладают единичные вещи.

Единичное бытие  вещи есть сочетание формы и материи.

Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).

Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).

Учение о познании. Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.

-Чувственное восприятие  является основой познания. Оно  дает знание о единичных вещах.

-Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает  всеобщего и необходимого. Оно  – основание мудрости.

Учение о человеке.

-Человек – единство  души и тела. Душа и тело  неразрывно связаны друг с  другом; отдельное существование  души невозможно.

-Сущность человеческого  существования составляет его  общественный характер. Общественная  жизнь людей – источник нравственности  и добродетели.

Социально-политическое учение.

-Государство – объединение  родов и поселений для достижения  счастливой жизни под властью  единого права.

-Полноправными  гражданами государства являются  только те, кто обладает собственностью  и участвует в управлении.

 

-Правильные  формы:                  Неправильные формы:

         - монархия                                       тирания

        -аристократия                                  олигархия

         -  полития                                        демократия

10.Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики.

Патристика (2-8 вв.)

-Термин  «pater»  - «отец».

-«Отцами церкви»  -  именуются знаменитые богословы  и организаторы христианской  церкви.

-Вселенские  соборы (4-8 вв.) -  разработана система религиозной догматики, фундаментальный источник патристики.

-Философское  основание -  неоплатонизм.

Основные  представители патристики

-Августин Аврелий

-Северин Боэций

-Григорий Богослов

-Григорий Нисский

-Иоанн Дамаскин

Основные философские  проблемы патристики

-Проблема сущности Бога  и соотношения Бога и мира

-Проблема специфики познания

-Проблема человека и  его сущности

-Проблема сущности  общества и исторического процесса 

Проблема сущности Бога и соотношения Бога и мира

-Бог - высшее бытие, где пребывают все вечные и неизменные идеи.

-Идеи – содержатся  в божественном разуме.

-Творение мира - из ничего, на основе идей.

-Бог есть безусловное  благо и красота. 

-Теодицея – идея оправдания Бога перед лицом мирового зла. Зло – недостаток добра, т.е., небытие, ничто. Оно не является творением Бога.

Проблема специфики  познания

-«Верю, чтобы понимать»

- «Вера вопрошает, разум  обнаруживает» 

    Вера - высший авторитет,  путь к знанию

Проблема человека и его сущности

-Человек – особое творение  Бога.

  Человек =  тело + душу + свободную волю.

-В результате грехопадения -  утратил способность направлять  волю к добру и осужден на  гибель.

-Собственными усилиями  добиться спасения человек не  может. Бог дарует спасение.

-Важнейшей моральной  добродетелью и целью человеческой жизни провозглашается любовь к Богу.

Проблема сущности общества и исторического процесса

Линейное понимание  развития человеческого общества:

-История -  стрела.

  История  имеет свое начало - сотворение  мира и свой конец – Страшный  Суд.

-История человечества  – борьба двух градов.

 Град Земной  – совокупность грешников, руководимых  собственными эгоистическими инстинктами.

 Град Божий  – это совокупность людей,  живущих согласно божественным  заповедям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Философские проблемы периода  схоластики.

Схоластика (9-14 вв.)-«schola» - «школа».

-Главной задачей  - толкование авторитетных философских  текстов. Схоластика – комментаторская  философская культура.

-Философское  основание схоластики - аристотелизм.

Основные  этапы развития схоластики

1) ранняя схоластика: Иоанн Скот Эриугена, Ансельм  Кентерберийский.

2) классическая  схоластика: Фома Аквинский, Пьер  Абеляр.

3) критическая  схоластика: Иоанн Дунс Скотт,  Уильям Оккам.

Основные  философские проблемы схоластики

-Проблема соотношения  веры и разума

-Проблема происхождения  универсалий (общих понятий)

-Проблема сущности  Бога и соотношения Бога и  мира

Проблема  соотношения веры и разума

3 основных  подхода:

1.«Вера выше  разума»  (Ансельм Кентерберийский);

2.Принцип гармонии веры и разума (Фома Аквинский).

      Вера и разум - созданные Богом  способности познания.

      Направлены на постижение - Бога  и созданного им мира.

      Они дополняют друг друга .

3.Принцип двойственной  истины (Уильям Оккам).

      Вера и разум – самостоятельные и равноправные.

      Вера - постижение Бога ; разум –  познание материального мира.

Проблема происхождения универсалий (общих понятий)

3 основных  подхода:

Реализм

      Общие понятия – особые, самостоятельные  сущности, обладающие реальностью. (Ансельм Кентерберийский).

Номинализм   Общие понятия - не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей и являются всего лишь именами, возникшими в человеческой речи для обозначения единичных вещей. Подлинно существующими являются единичные вещи (Иоанн Росцелин).

Концептуализм

  Общие понятия не имеют самостоятельного существования отдельно от конкретных вещей.

    Они  обладают двояким существованием: в самих вещах как указание  на совокупность общих свойств  для предметов некоторого класса, и в разуме познающего субъекта как отражение этих общих свойств (Пьер Абеляр).

Проблема  сущности Бога и соотношения Бога и мира

--Иррационализм:-Сущность Бога недоступна для человеческого разума. Не возможно объяснить соотношение Бога и мира. (Дунс Скотт, Уильям Оккам).

--Рационализм:-Сущность Бога составляет разум.

  Человек наделен разумом,  он способен частично познать  сущность Бога и его отношение  к миру и рационально доказать  существование Бога (Фома Аквинский)

Рациональные  доказательства существования Бога (Фома Аквинский)

1) Мир есть движение, каждая движущаяся вещь имеет свой источник движения.

      Перводвигатель - Бог.

2) Мир есть совокупность взаимодействующих причин и следствий. Исходная первопричина всего сущего - Бог.

3) В мире присутствует необходимость и закономерность.

      Источник всеобщей необходимости  - Бог.

4) Мир представляет собой многоступенчатую пирамиду, каждая из последующих ступеней которой более совершенна, чем предыдущая. Высшее, абсолютное совершенство - Бог.

5) Окружающий мир един, целесообразен.

      Источник этой целесообразности - Бог.

 

12.Гуманистический антропоцентризм  философии Возрождения.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В широком смысле слова гуманизм представляет собой образмышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

 Родоначальником  гуманизма единодушно считается  поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). По убеждению Петрарки, прийти  к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не  слепое подражание мыслям замечательных  предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

  В эпоху  Возрождения гуманизм сочетается  с антропоцентризмом. Эти черты проявляются не только в том, что именно человек становится главной проблемой философии, и не в том, что культивируется любовь к этому человеку. Сущность ренессансного антропоцентризма и гуманизма прежде всего заключается в  признании за человеком права и обязанности совершенствовать мир и самого себя  с помощью разума и в соответствии с его принципами.Актуальность проблемы человека в философии Возрождения не исключала, а даже обостряла интерес к природе, ее строению и принципам существования. Стремление понять сущность человека стимулировало  онтологические поиски.Главной проблемой новой онтологии была проблема взаимоотношений Бога и мира.

 

 

 

13. Натурфилософия Возрождения.

Ренессанс – это эпоха рождения новой цивилизации, которая принципиально отличалась от традиционного средневекового общества. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры -  против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Основой этой цивилизации  является промышленность с широким  разделением труда и внедрением технико-технологических средств  производства. Стремительный рост городов, развитие торговли и мореплавания, великие географические открытия, с одной стороны, требовали широких знаний, а с другой – выступали эффективным стимулом развития научного познания. Вот почему философия Возрождения самым непосредственным образом связана с новым естествознанием, которое обусловило и направление философских исследований, и содержание философских идей.Третий этап в истории философии Возрождения (вторая половина XVI – начало XVII вв.) тесно связан с нарождающимся новым естествознанием и характеризуется как натурфилософский.

Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической  системы мира. Ос¬новные  идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следую¬щем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.Г. Галилей изобрел телескоп, с помощью которого открыл пятна на луне,  млечный путь и 4 спутника Юпитера. Кеплер открыл движение звёзд.

14 Проблема научного познания в философии Нового времени. Дилемма рационализма и эмпиризма Ф. Нового Времени - XVII-XIX вв.

Осн. особенность  Ф.Н.В. - обращенность к проблемам  познания (гнессиологич. проблемы).

Ф.Н.В. наз-ся Ф. наукоцентричной.

XVII-XVIII в. - время  утверждения буржуазии и развития  капитализма. Бурж. требовала новых  знаний, поэтому гнессиологич. проблемы  стали основными В поисках  нового метода ученые обращаются  к тем наукам, которые уже доказали  свою эффективность и обеспечили успешное решение практических задач: создания новых машин, астрономических приборов, часов, кораблей. Они получили название опытно-экспериментального математизированного естествознания, основу которого составляла механика.Эмпиризм (греческое empeiria – опыт) единственным источником познания считает чувственный опыт, а знание рассматривает как чувственные образы предметов этого опыта. Роль разума в познании здесь чисто служебная: сравнение, обобщение и обозначение того, что дано в опыте. Эмпиризм в конечном счете опирается на сенсуализм (лат. Sensus – чувство), который считает чувства единственным и достаточным источником знаний.

Рационолизм Направление  зародилось во Франции. Основатель –  Рене Декарт (Картезий Декарт).

Рационализм утверждает, что получить истинные знания можно только с помощью ума. Отличительной чертой философской  Декарта является антитрадициолизм.  Декарт считал, что вся философия и наука не является истинной. Необходимо создать новую науку и философию. Декарт интересовался проблемой субстанции. Субстанция – то, что для своего существования не нужно ничего.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"