Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

1. Являются ли пространство  и время неотъемлемыми характеристиками  бытия или они характеризуют  лишь устройство нашего сознания (Кант)?

2. Каковы свойства, характеризующие  пространство и время? Эти свойства неизменны или меняются?

Отвечая на первый вопрос, одни философы утверждают, что пространство и время — это объективные  характеристики бытия, существующие так  же, например, как существует материя, и не зависящие ни от сознания, ни от материи. Другие считают, что пространство и время — субъективные понятия, характеризующие сугубо человеческий способ восприятия мира.

Ответ на второй вопрос также  неоднозначен. При классическом подходе  обычно отмечают, что пространство характеризуется следующими свойствами:

— протяженностью; протяженность  — сущность пространства и характеризует  способность вещей существовать одно возле другого;

— однородностью: отсутствием  в нем каких-либо выделенных точек;

— изотропностью: — равноправностью  всех возможных направлений;

— трехмерностью: положение  любого объекта в пространстве может  быть определено с помощью трех независимых  величин.

Классическое время  характеризуется следующими свойствами:

— длительностью; длительность — сущность времени, способность  явлений существовать одно после другого;

— одномерностью;

— необратимостью (невозможность  возврата в прошлое);

— однородностью (равноправие  всех его моментов).

Современное понимание  пространства и времени существенно  отличается от вышеприведенного, и  о них мы будем говорить отдельно на семинаре «Пространство и время».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Диалектика как учение о развитии  и метод познания действительности.

  Диалектика как наука и метод познания. Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.  

Диалектика – это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей  действительности.

Быть материалистом  – значит брать мир таким, каков  он есть. А мир диалектичен. Д есть аналог природы. Ее содержание как науки  соответствует (или адекватно) содержанию бытия. В мышлении и его содержании  мы отражаем то, что имеет место быть в реальной действительности, т.е. содержание, которое диалектично. Мышление истинно тогда, когда оно отражает действительность адекватно. Следовательно, правильное мышление должно отражать бытие диалектично, т.к. последнее само диалектично. Однако Д мышления отражает Д бытие с большей или меньшей точностью, адекватностью. Диалектическая логика – наука о закономерностях правильного мышления. З-ны Д-ки распространяются не только на развитие действ-ти, но и на разв. сознания. Это одни и те же з-ны. Логика мышления должна соответствует  логике бытия - это Д, следовательно, Д и логика не могут быть оторваны друг от друга, они едины и неразрывны, причем наше  сознание содержит не только логику, но и теорию познания, т.е. науку о закономерностях познавательного процесса.

Д, как и всякая другая наука, изучающая явления и процессы действительности имеет свою структуру:

**Принципы.

**Категории.

**Законы.

Основные принципы Д: 1. Все в мире находится в движ., всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - разв. (изменение не только количественное, но и качественное) 2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, к-рое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются. 3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения – внутр. противор.

24.Диалектика  и метафизика

Метафизика-синоним обозначения философских учений, занимающихся абстрактными умозрительными проблемами.Термин М. возник в 1 в. до н.э. как обознач. части ф. наследия Аристотеля и буквально означает то, что следует после физики. Сам Арист. называл этот, по его убеждению важнейший, раздел своего ф. учения первой ф-ей, исследующей якобы высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, обязат. для всех наук. В этом смысле термин М. употреблялся в последующей ф. В ср.в. ф. М. служила теологии как ее ф. обоснование. Впервые термин М. в смысле антидиалектики употребил Гегель, имел в виду также то, что прежняя М., как правило, строилась антидиалектически. Это сближает два разных значения термина М.

 

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности. СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: Одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

 

 

 

 

Основные  признаки диалектики

1. Принцип взаимосвязи;  в мире присутствует всеобщая  связь, она универсальна.Все явления  связаны между собой . а наше  сознание способно отражать эти  связи

2. Принцип системности.  Связи в мире упорядочены образуют целостную систему , в которой они располагаются в иерархическом порядке

Причинность –  все реальные процессы имеют причину. Центральный принцип диалектики-принцип  развития

Две категории  философии, которые объясняют : движение( фиксирует сам факт изменения) и развитие( фиксируется появлением нового качества).

Законы  диалектики

1. Единство борьбы   противоположностей указывает на  источник развития мира. Мир пронизан  противоречиями

2.Закон количества  перехода в качество фиксирует  механизм развития.Развитие имеет форму скачка

3. Отрицание  отрицания. Указывает на тенденцию  развития( синтез есть глубоко  развитое).Законы всеобщие, они все  охватывают сферы действительности(природы,  общества)

Отличии метафизики от диалектики.

метафизика  рассматривает связи как внешне и поэтому приходит к идеи первотолчка. Диалектика всегда стремилась в внутренней связи, приходит к идеи самодвижения. Метафизика рассматривает мир либо как неизмененный, либо подверженный незначительными изменениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Основные законы диалектики. Общая характеристика. Анализ одного из них.

1) Закон перехода кол-ва  в качество и качества в  количество. Суть: кол-ые изменения  с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым кач-ым изменениям. Переход кол-ва в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изм-ие качества. Хар-ки (категории) закона: кач-во, кол-во, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – кол-ва. Кач-во - внутренняя специфическая определённость вещи. Кач-во - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент  в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Кач-во - целостная хар-ка вещи, св-ва – множ-ая хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположность - форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга. Борьба - активный характер противоречия. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. 3) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

 

 

26. Современная наука о происхождении  человека. 

Проблема  человека – традиционна для философии и актуальна для современной науки. Комплексные исследования человека осуществляются рядом естественных, социальных, гуманитарных дисциплин.

Важной в теоретическом  и практическом плане является проблема происхождения человека – проблема антропогенеза ( от греч. antropos – человек, genes – происхождение, становление). Существует несколько  основных вариантов решения этой проблемы. Креационистский подход, в частности, религиозно-христианский, предполагает акт творения  человека богом. Креационизм базируется на вере в чудесное (т.е. не включенное в закономерную  природную связь событий) творение. Уфологическая версия о внеземном происхождении человека развивается , в основном, в научно-фантастической и литературной форме. Естественно-эволюционный подход раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции.

Становление научного подхода началось во 2-й пол. XIX в. На основании эволюционной теории Ч .Дарвин выдвинул идею естественного  происхождения человека. Он считал человека млекопитающим, животным, усовершенствованным в процессе отбора. В XIX в. , опираясь на идеи Ч. Дарвина , немецкий философ Ф. Энгельс  выдвинул идею  антропосоциогенеза – совместного возникновения человека и общества.

Французский мыслитель 1-й пол. XX в. , естествоиспытатель,  католический деятель  П. Тейяр де Шарден создал концепцию христианского эволюционизма, согласно которой картина глобальной эволюции планетарного бытия включает в себя божественный “ творческий акт”, благодаря которому человек поднялся до уровня  “ духовной личности”. Это попытка синтеза научной идеи эволюции природы и христианской идеи творения.

Процесс  становления человека ( антропогенез) и общества ( социогенез) – это системный процесс, который начался около 3.5 – 5.5 млн. лет назад.

Реконструкция процесса антропосоциогенеза – сложная проблема, в решении которой участвуют и филосифия, и наука. Существует ряд интерпретации этого процесса. Трудовая концепция антропосоциогенеза, восходящая к Ф. Энгельсу, акцентирует внимание на трудовой деятельности -  таком взаимодействии человека и природы, которое позволяет человеку приспосабливаться к природе, преобразуя ее. Именно трудовая деятельность в коллективе себе подобных явилась важнейшим фактором, выделившим человека из природного мира и приведшим к развитию человеческого общества.

Игровая концепция, базирующаяся на идеях  голландского историка и теоретика  культуры И. Хейзинги, в качестве всеобщего  принципа становления человеческой культуры выделяет игру. 

В психоаналитическом подходе, представленном австрийским психиатром З. Фрейдом, решающим фактором антропогенеза считается отказ человека от удовлетворения желаний бессознательной сферы психики и культуротворчество за счет  сублимированной энергии либидо.

Символическая концепция, в основе которой идеи философа –неокантианца  Э. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая среда формирования человека – знаково –символическая реальность, основная сфера творчества человека.

Эволюция человека имеет  ряд ступеней: 3.5 – 5.5 млн. лет назад выделилось семейство гоминид- предлюдей , австралопитековых; около 0.5 млн. лет назад появились  архантропы как промежуточное звено между обезьяной ( питек) и человеком ( антропос). К ним относятся  питекантропы и  синантропы. 50 – 40 тыс. лет назад возникли палеоантропы, неандертальцы,  45-15 тыс.лет назад  появился неантроп, кроманьонец, который дал начало современному типу человека. Биологическая эволюция человека к этому периоду, в целом, завершается, а его социальная эволюция продолжается.

Началу и протеканию этого эволюционного процесса способствовали две  группы предпосылок . Природно-биологические предпосылки касаются как природно-климатических изменений ( сейсмические, геомагнитные, температурные , радиоактивные инверсии, изменения  флоры и фауны), так и антропологических  ( т.н. “гоминидная триада” – прямохождение, строение рук, изменение мозга). Указанные факторы взаимодействовали с социальными , зарождавшимися в то время.

Возникновение трудовой деятельности было тем фундаментальным  процессом, который вызвал необходимость  в абстрактном мышлении, установлении общения между индивидами  с помощью речи. Эволюция семейно-брачных отношений  и возникновение первых форм нравственного регулирования (табу) стимулировали дальнейшее развитие труда, формирование социальных программ поведения, общения и деятельности, культуры человеческого общества.

Человек является биосоциальным  существом. Развитие и существование  человека определены двумя  программами: биологической, и социально-культурной. Их взаимодействие разворачивается как в диахронном (антропосоциогенез), так и в синхронном ( современный , «ставший» человек) аспекте. Биологическое в человеке соединяет его с природой, является необходимым условием его существования. Социальное  в человеке, исторически надстраиваясь над биологическим, не отменяет его, но изменяет, включая в более сложные социальные процессы.

Исторически, структурно, функционально социальное и биологическое  находятся в системном взаимодействии. Сложность познания биологической  и социальной детерминации поведения  и развития человека отражается в  дискуссии между биологизаторскими и социологизаторскими  концепциями. Биологизаторский подход, как в теоретическом, так и в методологическом отношении признает приоритет биологического начала над социальным. Биологическое начало абсолютизируется. Социологизаторские концепции абсолютизируют социальное начало в человеке, недооценивают личностное начало, биологические особенности человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"