Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Далее приводится такой факт, что за один век население  Европы увеличилось примерно в 3.5 раза, и благодаря технике все эти люди могут нормально жить и работать.

Рост производительности труда, являясь главным, итоговым направлением воздействия техники на общество, основывается на двух других отмеченных направлениях этого воздействия. Помимо основных факторов влияния техники на общество можно назвать так же и некоторые другие: форму технических средств, их структуру, материал, технологические методы воздействия. Все эти факторы, вместе взятые, характеризуют тот или иной уровень развития производительных сил общества.

Влияние техники  на общество происходит в наше время  не только через сферу материального  производства. В значительной мере под непосредственным ее воздействием преобразуются система образования, искусство, культура, быт. Техника программированного обучения, например, обуславливает переворот в методах преподавания. Кино, радио,

телевидение создали  новые возможности для распространения  культуры, вызвали к жизни новые  виды и жанры искусства, оказали  глубокое воздействие на всю духовную жизнь общества. Техника революционизирует и условия быта, влияет на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т. д.

С другой стороны  и техника испытывает воздействие  со стороны общества. Это воздействие  определяется:

· Технологическим уровнем развития производства;

· его организацией;

· социально-экономическими отношениями;

· хозяйственной  политикой государства;

· экономическими и политическими отношениями  между государствами и международным  разделением труда.

Техника развивается под воздействием общественных, в том числе и производственных потребностей, то есть переход от орудий ручного труда к машинной производственной технике диктовался всей совокупностью производственных социально-экономических, технологических, научных предпосылок и требований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Понятие  природы и общества. Основные  исторические этапы.

Природа - часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен. Основные этапы взаимодействия природы и общества. Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода - дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период - техногенным, он охватывает два этапа - аграрный и индустриальный. Третий период - ноогенный (настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.

Существует  три основные концепции общественной жизни: идеализм, натурализм и материализм. Первая из этих концепций - идеалистическая - усматривает основания, причины и факторы происхождения и функционирования общества в духовной сфере. Другая распространённая трактовка общественной жизни - натурализм - проводит прямую аналогию между явлениями природы и общества, объясняет специфику общественных процессов и отношений ссылками на закономерности природных явлений, апеллирует в науках об обществе к понятиям из области естественных и технических наук.

Материализм - третья концепция, пытающаяся дать ответ на вопрос о коренных причинах и основаниях бытия общества, в наиболее развернутой форме представленный в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Согласно материалистическому подходу к общественной жизни высшая (социальная) форма материи включает низшие.

Формационный  подход к развитию общества.

Формационный  метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.

Законы: общие  и специфические.

Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного  бытия по отношению к общественному  сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).

Специфические законы - законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).

Основными категориями  формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями  высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.

Интересную  градацию предложил Дениел Бел - 3 этапа  развития:

1.доиндустиальное  общество

2.индустриальное  общество

3.технотронное информационное общество.

В доиндустриальном обществе большая часть населения  занята сельским хозяйством. В существующем обществе большая часть населения  занята в промышленности. В обеих  этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.

Понятие цивилизации, цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Цивилизация (Ц) - это определенный тип соц.организации  общ-ва, направленный на воспроизводство, приумножение общест. богатства и  регламентацию гражданской жизни. Выделяют 4 подхода к пониманию  Ц: 1)отождествление Ц и культуры, когда эти понятия считаются синонимами; 2)Ц истолковывается как идеал прогрессивного развития человечества; 3)Ц выступает как определенная стадия в развитии локальных культур; 4)Ц-ии рассматриваются как качественно различные этнические общественные образования, характеризующие уровень социально-материального развития тех или иных регионов планеты. Каждая Ц возникает на энергетическом поле культуры. Ц-ии в истории могли в разной степени приближаться или отделяться от культуры, но никогда не существовали отдельно от нее. Когда говорят о Ц, ее начало связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры - использованием техники. Так же в имеющейся характеристике Ц выделяют еще 3 подхода - локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический. Цивилизационный подход дает возможность выделить конкретно исторические формы народного хоз-ва и понять генезис, характерные черты, тенденции развития различных соц.-этнический общностей. Позволяет обогатить представления о соц.-психологич. облике конкретного общ-ва, в его менталитете. Позволяет рассмотреть культуру как чисто соц. способ деятельности общ-ва во всем объеме. Но на основе цивилизационных подходов невозможно объяснить причины, механизм перехода от 1 ступени Ц к другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Духовная  жизнь общества, ее сущность и  структура, закономерности изменения.

Духовная жизнь общества — область бытия, в которой  объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смыс-ложиэненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона  бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. 
Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать  также:

* духовные потребности; 
* духовную деятельность и производство; 
* духовные ценности; 
* духовное потребление; 
* духовные отношения; 
* проявления межличностного духовного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Социальная  структура общества.

Социальная  структура общества трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский, согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский, сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов, рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения. Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

Причины социальной дифференциации общества также трактуются по-разному. По мнению функционалистов (объективистов), социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

В социологии существуют различные подходы к анализу структуры современного общества: территориальный, институциональный, профессиональный, социально-статусный, социально-экономический, социокультурный. В соответствии с ними в качестве элементов социальной структуры общества могут рассматриваться: 1) социальные общности и группы; 2) жители города и деревни; 3) различные социальные институты; 4) организации, коллективы, профессиональные группы; 5) социальные слои (страты), сословия, касты; 6) социальные классы; 7) этнонациональные общности.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

Социальная структура  общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д. В данном аспекте (по вертикали) общество рассматривается в рамках теории социальной стратификации, впервые обоснованной П. Сорокиным.

 

 

47. Идеология  и наука, их взаимоотношения и социальные функции.

В общем смысле идеология — это понятие, обозначающее структурированную систему определённых (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей.

Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того, идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда).

 

 

 

 

 

 

43. Сущность  личности как социально -культурного  явления. Тип общества и тип  личности.

Личность - отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений; личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для её воспроизводства. Первоначально слово "личность" (лат. persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актёром в античном театре. В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личность - это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка как действия сообразно свободно принятому решению; самосознания и саморазвития. Действия личностного характера есть фактор само регуляции общественного организма. Личность в философии исследуется со стороны содержательных процедур самоинтеграции - поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам - поступкам. Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности. В общей психологии личность - это системное качество, приобретённое индивидом в процессе деятельности (устоявшаяся система мотивов, глубинных смысловых образований, установок). В социальной психологии личность рассматривается со стороны её взаимоотношений с социальной группой.Важнейшая особенность личности - умение избегать отождествления себя как определённой целостности с конкретными формами своего социального поведения, умение "быть" и "казаться". Мобильность личности, умение менять стиль поведения, отделять себя от своих поступков, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования - есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий. С т.з. ролевой концепции личности, исследующей возможности человеческой способности "казаться" (Парсонс Т., Вебер М. в социологии, Мид Дж., Кун М., Кули Ч. в социальной психологии), не существует "человека вообще". Существуют лишь явления, "роли" личности в социуме. Человек всегда проявляет свои потребности, актуализирует жизненные смыслы в конкретных социальных взаимодействиях - выступая как "специалист", как "студент", как "учёный", как "отец", как "зритель" и т.п. Др.словами, человек всегда есть "кто-то" - носитель определённых норм, идеалов, традиций, он не бывает "никем". Социальная роль к не означает сознательно принятого на себя актёрства, одевания "маски". В рамках теории ролей личность в каждой конкретной роли проявляет себя как индивид, как носитель групповых норм.Марксизм, фактически вы ступая сторонником данной концепции, расширяет групповой интерес до классового и общесоциального, что делает невозможной безболезненную смену ролей для личности; обессмысливается само понятие роли. Роль превращается в призвание, миссию, срастаясь с личностью. Изменение социальной роли оказывается возможным только с изменением самих социальных отношений, в которых существует и действует индивид. Способность личности осознавать включённость в ролевые отношения, способность выхода за рамки роли, потребность в самореализации и представления о себе как уникальной целостности также являются важным механизмом социальной регуляции. Коммуникативные межличностные связи на этом уровне носят специфический и часто непредсказуемый характер; на ролевом уровне коммуникативный процесс осуществляется в рамках общего "нормативного поля".В ситуации выхода за рамки роли актуализируются др.качества личности - потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие способности, самопроективность личности. Личность в данном случае проявляет себя не как носитель общих норм, ценностей; не как индивид, но как индивидуальность. В психологической теории самоактуализации (Маслоу А., Олпорт Г., Роджерс К.) сущность личности интерпретируется как непрерывное стремление человека к самовыражению. Личность нарушает устойчивость социальных отношений, разрывает коммуникационные сети, устанавливает новые правила коммуникации.В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающей в рамках общения "я" с Другим. Общение, понимаемое как субъект-субъектное отношение, включает переживание, понимание и трансцендирование (соотношение личности с абсолютными ценностями и их носителем - абсолютной личностью). В философии марксизма присутствуют элементы понимания личности как сомопроективного процесса, однако само развитие личности неотделимо от реального изменения социальных отношений и обязательно воплощается в нормативном социальном поведении.Индивид становится личностью лишь в качестве члена определённого социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Фромм Э., анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества ("социальный характер", по Фромму Э.) заставляли индивида "с любовью и со рвением" делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"