Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 08:36, шпаргалка

Описание работы

1.Основания возникновения философии
2. Специфика философского мировоззрения.
3. Основные типы философских направлений

Работа содержит 1 файл

1.Основания возникновения философии.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

Устойчивость общества и его способность к саморазвитию во многом определяются балансом рассмотренных  выше двух форм межличностной коммуникации. В зависимости от соотношения  настроенности личности на социально-ролевые  коммуникативные взаимоотношения  или же на экзистенциальную коммуникацию (определяемую особым характером мироощущения) можно выделить следующие типы личности (Шпрангер Э.).

Политический тип личности воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемое через прямое навязывание своего нормативного поля общения. Эстетический тип тяготеет к общению в неролевой ситуации. Общение для него - средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности порой может привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме. Социальный тип личности неотделим от установки, что общение есть форма самоотдачи, растворения себя в Другом. Любовь - основная форма жизни социальной личности. Этот тип личности не признаёт нормативных рамок общения, однако в зависимости от объекта любви (отдельный человек, семья, группа, человечество) м.б. склонен либо к анархическому поведению, либо к патриархально-ролевому, поскольку вживание в объект любви для социальной личности означает безусловное принятие всех форм его жизнедеятельности, Для религиозного типа личности, главное общение с Абсолютом, в котором сливаются два типа общения, роль превращается в призвание. Основной для экономического типа личности выступает прагматическая ориентация, поэтому ролевая коммуникация является для неё необходимым условием достижения пользы. Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему не свойственно условно-ролевое общение. Однако теоретической личности чужды вживание, трансцендирование, характерные для экзистенциальной формы общения. Теоретическая личность может лишь сделать оба эти способа объектом исследования. 

Индивид становится личностью  лишь в качестве члена определённого  социума в процессе освоения определённых социальных ролей и соответствующей  ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определённые типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Фромм Э., анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества ("социальный характер", по Фромму Э.) заставляли индивида "с любовью и со рвением" делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение. Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям - классовым, этническим, профессиональным и т.п. 
 
46. Наука как общественное явление.

Наука по сути своей  явление  социальное. Наука как система  создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий  и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.

Жизнь в науке переполнена  как творческими исканиями, так  и рутинным трудом. Ученый вступает в борьбу не только с познаваемой реальностью, но и в сложные отношения со своими коллегами, общественным мнением. От ученого постоянно требуется подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов его труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой его труда, но и различными степенями, званиями и наградами.

44. Тип личности и тип общества

В личности переплетаются и единичные и общезначимые черты. Будучи активным элементом социальной системы, личность осуществляет свой собственный выбор из имеющихся возможностей, ставит перед собой цель, мобилизуется для ее воплощения. Свою лепту в типологию соц. личности внес немецкий социолог Р. Даренфорд, отталкиваясь от понятия Аристотеля гомополитикус человек политический Дарендорф назвал 3 типа:

 

1. гомофабер человек работающий, т.е. человек несущий отпечаток соц. принадлежности (политик, интеллигент);

2. гомоконсумер человек потребитель продукции массовой культуры, среднемассовый тип своего времени в культурном и нравственном аспекте;

3. гомоуниверсалис человек меняющий занятия. Если крестьянин 19в это человек одного вида деятельности, современный мысовый человек на протяжении даже 1 дня меняет множество занятий на работе он профессионал, в транспорте он пассажир, в магазине

Типология личности имеет разные подходы и сама типология  многовариантна. Э. Фромм предлагал 2 соц. типа — некрофилы и биофилы. Как те, так и другие встречаются редко. Карл Юнг делил человечество на экстравертов и интровертов. Таким образом мы можем сказать, что для социологии понятия человек, индивид, личность являются ключевыми для целого ряда исследования общества, а личность является именем нарицательным, т.к. в нем воплотился определенный соц. психологический, соц. исторический типы. Личность выступает как объект воздействия соц. среды, общества.

 

Тип общеста

Существует  множество способов классификации  обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.).

 

 

45. Проблема  свободы в философии. Личность  как субъект свободы .

Свобода является высшей ценностью для человека во всех духовных системах и общественных движениях. Говоря о сути свободы, нужно отметить, что она есть нечно большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более ценной является внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты. Существенной характеристикой свободы является ее внутренняя определенность.

В истории общества есть различное понимание термина  свобода. Л.Бюхнер считал, что свобода  – это свобода человека со связанными руками. Достоевский заметил, что  человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для ее реализации.

Свобода – это специфический  способ бытия человека, связанный  с его способностью выбирать решение  и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на основании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода личности противоположна уравниловке, стандартизации общественных отношений, что обезличивает человека. Она противопоставляется произволу. Стержнем свободы является выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоциональноволевым напряжением. Только свобода выбора, обусловленная вариантивным характером ситуации, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющимся его следствием.

Ответственность – это  социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности  – это отражение субъектом  бытия социальной необходимости  и понимание смысла совершаемых  действий. Осознание ответственности  – необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Свобода и ответственность  – 2 стороны одного целого – сознательной деятельности человека. Свобода порождает  ответственность, ответственность  направляет свободу.

Для выявления сущности свободы личности необходимо разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима свобода. Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Фатализм в противовес волюнтаризма, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объесняя это либо судьбой, либо волей Бога, либо детерминизмом замкнутой системы, где последующее событие жестко связано с предыдущим. Здесь нету свободы выбора, так как нет альтернативы.

В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Со времени Просвещения  возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии  естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нём. религии и философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причем основную роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Спиноза определяет свободу как осознанную необходимость.

Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что государство — тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает безопасность и свободу своих граждан, несколько ограничивая их права. В контексте следует отметить труды таких фантастов как Шекли и Брэдбери, особенно повесть «Билет на планету Транай», описывающую общество с радикально иной моралью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Понятие «цивилизация ». Основные черты постиндустриального этапа развития цивилизации.В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества все чаще используется понятие цивилизация. Сам термин цивилизация (лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

  • как синоним культуры (А. Тойнби).
  • как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).
  • как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Существует несколько  типологий цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением восточной и западной цивилизаций. 
Западная цивилизация характеризуется целенаправленным стилем мышления, ориентированным на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Европейская цивилизация при соприкосновении с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной экспансии, при этом часто проявляется нетерпимость к иным культурам как низшим и неразвитым. Научная мысль Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям. Для Западной Европы свойственна установка на инновационный путь развития, который предполагает сознательное вмешательство людей в общественные процессы, культивирование таких интенсивных факторов развития как наука и техника. В политической сфере западной цивилизации присущи гарантии частной собственности и гражданских прав личности как стимула к инновациям и творческой активности, стремление к установлению гармонии общества и государства, к формированию институтов гражданского общества. 
Восточная цивилизация чаще всего определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного региона. В отличие от Запада здесь  отмечается господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих структур и институтов. Данные обстоятельства определяют научные и духовные ориентации восточной цивилизации. Развитие научных знаний характеризовалось не столько ростом теоретических компонентов, сколько формированием практических, рецептурных приемов деятельности, неотъемлемых от индивидуального опыта исследователя.  
В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки  считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.  
Весьма широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений. 
Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В данном обществе господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума. Инновационные технологии в такой культуре если и встречаются, то выглядят скорее как исключение из правил. 
Возникновение индустриальной цивилизации связано с переходом к промышленно развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации.  
Постиндустриальная цивилизация отличается рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной.  
В ней доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"