Шпаргалка по "Социальной Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 34 вопроса по дисциплине "Социальная философия".

Работа содержит 1 файл

Социальная философия.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

    1. Предмет социальной философии. Социальная философия - это наиболее общая философская наука об обществе, "социальной материи". Объект исследования соц. философии – общество, наиболее общие стороны общества и наиболее общие законы его развития. 1) Структурный подход к обществу – общество не сводится к ∑ частей, но чтобы выявить основные закономерные процессы развития, нужен этот подход. 2) функциональный анализ (подход) – как взаимодействуют между собой различные сферы в жизни людей. 3)динамический подход – общество – саморазвивающаяся система. Где инициируются источники развития общества? Материалисты и идеалисты. Соц. философия изучает общество вообще, его законы, которые лежат в основе развития общества. Вопрос социальной философии: «вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию». Вопрос имеет три уровня и оборотную сторону. 1-ый уровень: о первичности и вторичности. Идеалисты (сознание активно). Материалисты (идеи определяются бытием). Решение вопроса сложнее, чем в общей философии, т.к. общественное бытие не существует и не развивается без общественного сознания. Оборотная сторона – вопрос о познаваемости человека, сущности человека, сущности общества. 2-ой уровень о сущности общественного бытия, общественного сознания и сущности их отношения. Общественное бытие – совокупное бытие индивида как соц-матер. существ в их материальной деятельности и материальных отношениях, т.е. материальная сторона жизни людей, или социальная материя. Общественное сознание – совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, настроений и эмоций, даже ошибок, иллюзий и заблуждений общества, т.е. духовная сторона жизни людей, как отражение общественного бытия или материальной стороны жизни людей. Законы развития общественного бытия: 1) закон возрастания способностей; 2) закон возрастания потребностей; 3) закон преобладания способностей над потребностями; 4) закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил. 5) закон, определяющий роль базиса по отношению к надстройке; 6) закон стоимости и др. Законы развития общественного сознания неизвестны. 1) закон вторичности (произв-сти общественного сознания от обществ. бытия) 2) закон относительной самостоятельности 3) закон обратного активного влияния общественного сознания на общественное бытие. 3-ий уровень – вопрос о сущности человека, смысле его существования и перспективах развития.

    2. Корни идеалистического  и материалистического  понимания истории. (И.П.И) Положения и.п.и.: общественное сознание определяет общественное бытие; сознание определяет социально-экономический строй общества, его изменение; решающую роль в истории играет гениальная личность. Аргументы: человек делает все при участии сознания, сознание – первооснова всех действий человека; политика и право – те сферы, где инициируются источники развития общества. Назначение человека – самопознание и самосовершенствование. Почему до середины 19 века во взглядах на общество альтернативы идеализму не было? Причины: 1) все философы до середины 19 века остановились на уровне явлений, т.е. на уровне того, что лежит на поверхности. 2) разделение общества на классы и разделение труда: физический труд – класс рабов; духовный труд – класс рабовладельцев; 3) полный отрыв духовной деятельности от материальной деятельности (материальная деятельность в то время была довольно простой) 4) сама материальная сфера закрывала возможности найти в ней источники развития общества, не достигла той степени зрелости и сложности. М.П.И. Основа развития м.п.и – производственная сфера – развитие капиталистического способа производства – экономический фактор. Причины: 1. социально экономические 1) Развитие капиталистического производства привело к изменению социальной структуры общества (появляются 2 новых класса: класс рабочих и класс буржуазии); 2) Изменение политической жизни – партии, занимающие оба класса; 3) Изменение социальной структуры – изменение в политической сфере – изменение в духовной сфере. 2. Теоретические. 3 проблемы: сущность человека, сущность общества, проблема их развития. Мыслители 17-18 вв. считали, что естественное состояние людей, когда люди живут вне общества. Гоббс считал, что это «война всех против всех», чтобы выжить, удовлетворить потребности. В таком состоянии человеку не гарантировано его физическое существование, удовлетворение потребностей. Декарт, Локк, Спиноза – человек – двойственное существо: телесное, разумное. Материалисты – избежали дуализма, растворили человека в природе. Идеалисты: Кант – человек - телесное, мир умопостоянных сущностей; Гегель – люди – массы – всемирно-исторические индивиды.

3. Сущность идеалистического и материалистического понимания истории. И.П.И. 1. Общественное сознание определяет общественное бытие. 2. Сознание определяет социально-экономический строй общества, его изменение. 3. Решающую роль в истории играет: *гениальная личность (субъективный идеализм); *духовное мировое начало (объективный идеализм). М.П.И. 1. Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие -это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, выступают в качестве главной, или собственно социальной, субстанции общественного бытия

Общественное  бытие имеет также своей субстанцией систему вещных компонентов -созданных людьми предметов, в первую очередь средств труда

    2. Труд определяет социально-экономический  строй общества. Или, иначе, материальный труд как специфически объективный ] способ существования социальной формы материи является конечной основой и причиной ее развития.

     3. Решающая роль в истории принадлежит массам, а не индивиду. 4. ЕЗИП – высшая ступень ЕЗМП. Поскольку индивиды сами творят историю, самих себя и свое бытие, развитие общества есть естественно-исторический процесс, процесс развертывания человеческой сущности

Аргументы: 1. Будучи сложнее природы, человек нуждается в более сложных, чем природные, средствах существования, которые он должен

производить. Следовательно, чтобы жить, люди должны трудиться.

    2. Решающий аргумент в пользу материальности производственных отношений заключается, таким образом, в том, что они суть отношения между людьми как материальными социальными существами, производящими свою материальную жизнь 

    4. Роль народных  масс и личности  в истории. Жизнь общества – это бытие всей совокупности индивидов, массы людей, ибо объективные законы общества суть прежде всего законы человеческой сущности.

    Поэтому решающая роль в жизни общества принадлежит  не отдельным индивидам, а всей их совокупности.

    Народные массы, - это творцы истории, играющие в ней ведущую роль. Историческая роль каждого поколения, их вклад в общечеловеческое, зависит от того, насколько полно они вбирают и выражают наличную родовую человеческую сущность. Рост основательности исторического действия - это прежде всего результат аккумулятивного развития сущностных сил, выражающийся в аккумулятивном развитии техники, науки, искусства и т.д.

    закон возрастания роли народных масс в истории - вместе с основательностью исторических действий будет расти и объем массы людей, делом которых они являются. Причины такого возрастания заключены в развитии производительных сил, которые определяют объем исторических действий, обусловливающих численность и активность индивидов

    растет  и сознательность людей, степень их зрелости.

    Решающая роль в обществе народных масс означает не отрицание существенной роли выдающихся личностей, а производность их деятельности от совокупной деятельности индивидов. Сколь бы ни была велика роль личности в истории, ее величие - продукт величия исторических преобразований, совершаемых действием народных масс, а сама великая личность есть лишь результат великой эпохи. Однако умение руководителя видеть дальше, понимать происходящие события глубже других, способность ставить цели, не вступающие в противоречие с объективными законами и условиями действительности, оказывают значительное влияние на ход событий.

    С усложнением труда и общественной жизни в целом растет и роль личности. Высшей ценностью становятся личности, обладающие развитой индивидуальностью и личной ответственностью за все, что они совершают.

    Жизнь общества: *народные массы – творцы истории, играющие в ней ведущую  роль; основная движущая сила социального прогресса – результат аккумулятивного развития сущностных сил человека. Свобода – достояние личности, а не массы людей. *личность – производность деятельности выдающих ее личностей от совокупности деятельности индивидов. Величие – продукт величия историч. преобразований; а сама великая личность – лишь результат. Одна личность не в состоянии создать новое состояние общества, это состояние подготовлено деятельностью всей массы людей. Только личность в состоянии выявить то новое состояние общества, которое сложилось в результате деятельности индивидов. Отрицать роль личности в истории нельзя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Свобода и необходимость.  Историческая закономерность  и сознательная  деятельность людей. Свобода – относительная самостоятельность, независимость от обстоятельств. Ограничивается действиями объективных законов природы и общества. Поэтому знание законов и их умелое использование обеспечивают индивидам свободу выбора вариантов действий, допускаемых рамками действия этих законов.  

      Основные факторы развития: *труд; *собственность –задают масштаб развития индивидов, опред границы свободы. Рост свободы зависит, в первую очередь, от содержания труда, ибо его субстанцией выступает человек, проявляющий в процессе труда свои родовые и индивидуальные сущностные силы и тем самым непрерывно производящий самого себя и общество. Внутреннее социальное единство человека выражается в следующих моментах: 1) в единой социальной сущности человека; 2) в единстве законов развития; 3) в единстве ступеней развития человеческой сущности – Человек не свободен в выборе ступени своего развития. Законы истории коренятся в сущности человека: 1. закон возрастания способностей. 2. закон возрастания потребностей. 3. закон преобладания способностей над потребностями 4. закон соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. 5. закон стоимости и др. В истории каждое явление уникально и неповторимо. Можно ли считать историю наукой? Аргументы: 1. В истории повторяются те же виды деятельности, которые необходимы для любого человеческого общества, чтобы развиваться. 2. Повторяются одни и те же взаимосвязи между этими действиями. 3. Повторяются правила, по которым происходят эти виды деятельности – переход от 1-ой ступени развития к др. Объективные законы истории: законы-тенденции; законы-ограничители. Объективные законы природы: нерушимые правила поведения.

    6. Взаимосвязь общества  и природы. Два подхода: 1) Выделим человека из природы – особенности: *сознание – восприятие внутренней стороны предмета; *труд – создание новых орудий труда; *общение; *религия; *мораль; 2) Оторван человек от природы или нет? Человек не может быть оторван от природы, совокупность индивидов, человеческая цивилизация представляет собой биологическую популяцию. Особенности: 1. большая численность; 2. неограниченная экологическая ниша популяции; 3. богатый генофонд; 4. специфическая биологическая норма реакции: *довольно длительная продолжительность жизни индивидов, *богатство задатков к различным видам деятельности; *устойчивость генофонда по отношению к внешнему воздействию. Можно выделить социально-биологические формации. Отличия: *биологические потребности, *биологическая норма потребления, *физиологические затраты; *двигательные действия, *различные нормы болезни, здоровья, численности, рождаемости, смертности. Кризис – несоответствие социальной жизни биологической основе!

    7. Природная среда  – условие существования  и развития общества. Экологическая проблема. Два подхода: 1) Влияние природной среды на человеческое общество. Аргументы: *Человек зависит от природы как все живое, человек не может жить вне природы. *Хозяйственная деятельность общества определяется природным богатством. *Темпы развития общества определяются природными условиями. *Духовная жизнь общества, характер индивидов зависят от природной среды. 2) Влияние человека на природную среду => экологическая проблема: *рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; *рациональное использование возобновимых  природных ресурсов; *борьба с загрязнениями и др. поражениями природной среды; *защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы. Диалектико-противоречивая взаимозависимость общества и природы – постепенно увеличивая власть над природой, общество в то же время попадает во все большую зависимость от нее как источника удовлетворения потребностей людей и самого производства.

    8. Проблема сущности  человека в философии. Гегель – 3 подхода: 1- сущность – тождество вещи самой себе. 2- отличие этой вещи от других. 3- сложность, многоуровневость сущности, включающая в себя противоречия. В нашей науке нет однообразного подхода к сущности человека. Три подхода: 1-ый – Чисто социальная сущность человека; 2-ой – биологическая сущность человека; 3-ий – интегральная сущность человека (основывается на концепции соотношения низшего и высшего) : Пять законов: 1) Высшее возникает из низшего; 2) Высшее сохраняет низшее в качестве базиса своего существования; 3) Высшее вбирает в себя часть низшего; 4) Низшее включается в высшее, находится в подчинении по отношению к высшему; 5) Интегральный характер высшего. Человек и его сущность? Сущность человека в совокупности всех общественных отношений. Человек (по Марксу) – это не абстрактное, это общественное существо (человек как общественное существо не может быть понят вне системы общественных отношений). С т.з. науч материализма и эк учения, человек – специфическая, высшая форма материи, субстратный элемент общества, находящийся в заимодеств с себе подобными.

     1. Человек воздействует на общество (орудие труда). Общество формирует  человека. 2. Индивид обладает самостоятельностью. Общество существует на основе индивидов. 3. Родовая сущность. Человек – это активное, творческое, преобразующее существо, творящее себя и свою сущность в процессе создания условий своего существования совместно с другими индивидами – участниками деятельности. О сущности человека можно судить по сущностным силам или свойствам.

    9. Сущностные силы  человека. Выделяют 2 уровня сущностных сил: актуальный (труд, мысль, общение, нравственность, свобода, индивидуальность, сознание), потенциальный (способности, потребности) – готовность человека к  какому-либо действию. Потенциальный уровень. Потребность – это нужда, обусловленная противоречием между наличным и необходимым состоянием субъекта. Материальные – потребность человека как материального существа в сохранении своего существования и в развитии. (биологические, Простые материальные потребности – физиологические. Социальные, Сложные материальные потребности – труд, общение). Духовные – религиозные, нравственные, эстетические, в образовании, в воспитании, в творчестве(нравственные, политические, правовые, эстетические; простые складываются на уровне обыденного сознания,сложные на уровне теоретического и худож сознания). Социальные. Структура материальной потребности: 3 компонента: 1) предмет потребности; 2) будущее потребностное состояние; 3) потребность как материальное состояние. Структура духовной потребности: 3 компонента: 1) чувственно-понятийный образ; 2) будущее потребностное состояние человека; 3) потребность как переживание. Природа потребностей – 3 подхода: 1 – все потребности субъективны; 2 – все потребности объективны; 3 – единство объективного и субъективного. Основная – в сохранении  и развитии соц жизни. Способность – готовность человека к какому-либо виду деятельности по преобразованию природы и самого себя. Способности в материальной деятельности. Способности в духовной деятельности. Структура способностей в материальной деятельности: 1. физиологический компонент; 2. социальный уровень: материальный компонент, духовный компонент (решающая роль). Структура способностей в духовной деятельности: 1. физиологический компонент; 2. социальный уровень: материальный компонент; духовный компонент. Диалектика способностей и потребностей. Формирование сущностных сил на основе задатков (тенденция к формированию способностей) и склонностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальной Философии"