В.В.Розанов и его философский взгляд на религию и вопросы пола

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Как философ, В.В. Розанов, несомненно, предстает религиозным мыслителем, ибо все его работы обязательно были связаны с темой воплощения Бога в мире и человеке. Но в основе философского метода Розанова лежит не систематический анализ, не позитивное или критическое изложение философских воззрений, а — личное переживание, личное сомнение, иначе говоря, философия чувства, тот самый философский импрессионизм. Однажды он так охарактеризовал свой метод: "И я всегда писал один, в сущности — для себя. Даже когда плутовски писал, то точно кидал в пропасть, "и там поднимется хохот", где-то далеко под землей, а вокруг все-таки никого нет". В другом месте он отметил: "Собственно мы хорошо знаем — единственно себя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Биография В.В. Розанова………………………………………………4
Глава 2. Философия В.В.Розанова. Розанов о религии и вопросах пола……..9
Заключение………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Учебная дисциплина

«Русская философия»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

  на тему:

«В.В.Розанов и его философский взгляд на религию и вопросы пола»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург – 2009 г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Содержание……………………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Биография В.В. Розанова………………………………………………4

Глава 2. Философия В.В.Розанова. Розанов о религии и вопросах пола……..9

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы……………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как философ, В.В. Розанов, несомненно, предстает религиозным  мыслителем, ибо все его работы обязательно были связаны с темой  воплощения Бога в мире и человеке. Но в основе философского метода Розанова лежит не систематический анализ, не позитивное или критическое изложение философских воззрений, а — личное переживание, личное сомнение, иначе говоря, философия чувства, тот самый философский импрессионизм. Однажды он так охарактеризовал свой метод: "И я всегда писал один, в сущности — для себя. Даже когда плутовски писал, то точно кидал в пропасть, "и там поднимется хохот", где-то далеко под землей, а вокруг все-таки никого нет". В другом месте он отметил: "Собственно мы хорошо знаем — единственно себя. О всем прочем — догадываемся, спрашиваем. Но если единственная "открывшаяся действительность" есть "я", то, очевидно, и рассказывай об "я" (если сумеешь и сможешь)". Таким образом, субъект и объект философских размышлений В.В. Розанова — он сам. Этот субъективный, экзистенциальный и импрессионистический подход к философскому осмыслению мира, так или иначе, проявлялся во всех работах В.В. Розанова.

Дать краткую характеристику мировоззрения Василия Васильевича  Розанова крайне затруднительно. И  дело здесь не в обширности творческого  наследия или заумности рассуждений Василия Васильевича, а как раз наоборот — в кажущейся простоте, некой заземленности его произведений. Но при внимательном чтении его работ вдруг обнаруживаешь необычайную глубину, необычайную значимость каждой строчки, каждого слова, вышедших из-под пера этого русского мыслителя.

 

 

 

 

 

 

Глава 1

 Биография В.В. Розанова

 

Василий Васильевич Розанов  родился 20 апреля 1856г. в Костроме многодетной  православной семье уездного чиновника, вышедшего из священнического рода.

В 1861 г. умер его отец, и семья жила почти в нищете. “умер, получив простуду, когда гонялся в лесу за мошенниками, рубившими лес”. Мать Розанова – строгая, жесткая оставила у него на всю жизнь ощущение “страшного одиночества и затаенности души” и поразительную восприимчивость ко всему, что его окружало. После смерти отца семья Розановых (с 8 детьми) переехала в Кострому, где Василий Васильевич в 1868—1870 гг. учился в гимназии. Бедствовали. После смерти матери (1870 г.) старший брат (учитель) Николай Васильевич Розанов берет одиннадцатилетнего Василия под свою опеку, Розанов жил и учился в гимназиях Симбирска (1870—1872 гг.) и Нижнего Новгорода (1872—1878 гг.). По окончании Нижегородской гимназии он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После того как Розанов закончил учебу в университете, он работал преподавателем в провинциальных гимназиях.

В 1882г. Розанов окончил  Императорский Московский университет, историко-филологический факультет, но университет не наложил на него заметного  отпечатка. Он всегда считал, что “вовсе не университеты вырастили настоящего русского человека, а добрые безграмотные няни”.

После окончания университета Розанов отклонил предложение остаться на кафедре и писать диссертацию  для защиты ученого звания и предпочел  свободное философское творчество и службу провинциального учителя (11 лет в Московском учебном округе: Брянск, Елец, Белый Смоленской губернии, преподавал историю и географию). Его учениками был Сергей Булгаков и Михаил Пришвин. Однако работа в гимназии не слишком его привлекала. Он любил детей, но учительство было ему в тягость из-за своего однообразия и прозаичности.

В 1886 году вышла первая философская работа В.В. Розанова "О  понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки  как цельного знания". Эта работа, написанная в классическом стиле, прошла абсолютно незамеченной.

С 1887 года Розанов —  гимназический учитель в Ельце. Среди его подопечных оказался Михаил Пришвин, но взаимоотношения, что называется, не сложились. Это особый сюжет в истории нашей культуры. В Ельце Розанов обрёл семейное счастье, встретив Варвару Дмитриевну Бутягину, вдову учителя Елецкой гимназии. “Первый раз в жизни я увидал благородных людей и благородную жизнь... И жизнь очень бедна, и люди бедны. Но никакой тоски, черни, даже жалоб не было. Было что-то «благословенное» в самом доме... Тут не было совсем «сердитости», без которой я не помню ни одного русского дома. Тут тоже не было никакого завидования, «почему другой живёт лучше», «почему он счастливее нас», — как это опять-таки решительно во всяком русском доме. Я был удивлён. Моя «новая философия», уже не «понимания», а «жизни», началась с великого удивления...”.

Первый брак с Апполинарией Сусловой (в прошлом возлюбленной Достоевского) – несчастливый. Не добившись развода с Сусловой, Розанов в 1891 году тайно венчается с Варварой Дмитриевной, дочери вдовы священника. Хоть Розанов женился вторично на Варваре Дмитриевне Рудневой, но А.П. Суслова отказалась дать Розанову развод, чем сильно осложнила его дальнейшую семейную жизнь. Венчание с Рудневой было тайным, они всю жизнь прожили в гражданском браке. От этого брака у них родились 4 дочери и сын, но они считались незаконнорожденными.

Летом 1891 семья переезжает в город Белый Смоленской губернии, где Розанов вновь учительствует в прогимназии, пока в 1893-м ему не удаётся получить в Петербурге место чиновника особых поручений в Государственном контроле.

В 1893 года Розанов с  семьей перебираются в Петербург, где  Василий Васильевич поступил на государственную  службу по акцизному ведомству.

Но и эта должность  начинает тяготить Розанова: его печатные выступления волей-неволей нужно  соотносить со своими официальными обязанностями. А Розанов по самой природе  не служитель каких бы то ни было объединений и корпораций, он человек свободного — и бесстрашного — поиска истины. Единственное сообщество, где он не только хочет, но и стремится быть зависимым от других, — собственная семья, “моя нравственная родина”. Кроме общей любимицы Александры, дочери Варвары Дмитриевны, дочерей у них было ещё четыре: Таня, Вера, Варя, Надя и сын Василий.

В 1890-е годы Розанов  пишет много статей, публикуется  в центральных газетах. Наконец в 1899-м Розанов вступает на свою истинную стезю — становится сотрудником влиятельнейшей российской газеты «Новое Время» и остаётся здесь вплоть до закрытия этого издания большевиками после октябрьского переворота. В 1899 году известный издатель А.С. Суворин пригласил Розанова на работу в газету "Новое время". Василий Васильевич принял это предложение, оставил государственную службу и с тех пор до конца дней целиком посвятил себя литературной деятельности. Кроме службы в "Новом времени", он публиковался в различных, нередко, противоборствующих изданиях — в журналах "Вопросы философии и психологии", "Русский вестник", "Русское обозрение", "Русский труд", "Новый путь", "Мир искусства", "Весы", "Золотое руно", в газетах — "Русское слово", "Биржевые ведомости", "Гражданин", "Земщина" и др.

Помимо работы в газетах  и журналах, Розанов активно участвует  в литературно-философской жизни. Он был одним из учредителей Религиозно-Философский собраний (1901—1903 гг.), преобразованных в 1907 году в Петербургское Религиозно-Философское общество.

Как литератор и философ, Розанов был очень плодотворен. В начале XX века он чуть ли не каждый год публикует по одной, а то и по три за год книги, посвященных различным литературно-философским проблемам, а также по вопросам общественно-политической жизни. Недаром незадолго до смерти он собирался издать собрание своих сочинений в количестве 50-ти томов. Наиболее важные в философском отношении работы В.В. Розанова — "Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского", "Около церковных стен" (в 2-х тт.), "Уединенное", "Опавшие листья" (короба первый и второй), "Мимолетное", "Сахарна".

Многие работы В.В. Розанова вызывали неоднозначную реакцию. Так, за выход книги "Русская церковь" он был подвергнут судебному преследованию. В 1910 году книга "В темных религиозных лучах" была уничтожена цензурой. В 1912 году цензура наложила арест на книгу "Уединенное". Осенью 1913 года В.В. Розанов опубликовал ряд статей в газете правых депутатов Думы "Земщина", в которых Розанов выступил в поддержку обвинений против М. Бейлиса на известном судебном процессе. В 1914 года за эти статьи Розанов, по инициативе Д. Мережковского и А.В. Карташева, был исключен из Религиозно-Философского общества, несмотря на то, что его позиция нашла поддержку у многих общественных деятелей.

После крушения самодержавия, в августе 1917 семья Розанова по предложению  Павла Флоренского переехала из Петрограда в подмосковный Сергиев Посад. Здесь Розанов начал публиковать ежемесячные выпуски своей книги «Апокалипсис нашего времени», книги о том, “как пала и упала Россия”, в которых выразил свои горькие размышления о гибели России и ее культуры в пламени революции. Печатание её прекратилось осенью 1918 года, в пору “красного террора”.

Дом Розанова на Шпалерной  улице был знаменит своими “воскресениями”, на которые собирались многие писатели, художники, философы, священнослужители  для обсуждения самых разнообразных проблем современности. Но главное дело жизни Розанова осуществлялось за письменным столом.

В 1918 году Василий Васильевич неоднократно, но безуспешно пытался  устроиться на работу и найти хоть какие средства к существованию. В ноябре 1918 году его постиг апоплексический удар. 23 января (5 февраля) 1919 году. Вскоре Розанов слёг после инсульта и после нескольких недель страданий скончался. В.В. Розанов умер от истощения. Отходную молитву над ним прочитал его друг, русский философ и священник отец Павел Флоренский.

25 января В.В. Розанов  был похоронен рядом с могилой крупнейшего русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева (1831–1891) на кладбище Гефсиманского Черниговского скита возле Троице-Сергиевой лавры. В 1923 году это кладбище срыли, черный гранитный памятник Леонтьеву разбили в куски, а крест на могиле Розанова сожгли. Ныне на этом месте надгробья Леонтьева и Розанова восстановлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

        Философия В.В.Розанова. Розанов о религии и вопросах пола.

 

Русская православная церковь враждебно относилась к попыткам создания философского православия, а такие попытки не окончились после Владимира Соловьева. В конце 19 начале 20 веков наметилась тенденция к компромиссу религии и философии, веры и разума. Консервативно настроенные богословы – против “философизации” православия, против “спекулятивного богословия”, в котором “живой бог” религии исчезает в тумане метафизических абстракций, превращающих в такие отвлеченные понятия, как “абсолют” всеединство и разум” и так далее. Сложилось религиозно-философское направление. Основная идея: эмпирический, пространственно-временной мир – относительное, условное бытие; оно не имеет самостоятельного значения. “Истинное бытие” – это душа человека и Бог, в мистическом единстве с которым пребывает душа; самое иррациональное – и есть самое реальное.

Если раньше утверждался дуализм  Неба и Земли, духа и плоти, все  земное объявлялось греховным, то новое  сознание идет по пути реабилитации плоти. Признавалась возможность “царства Божия” на земле на основе нового религиозного сознания.

Расхождения Розанова с церковью начались тогда, когда из-за отказа первой жены дать ему развод, его второй брак не был признан церковью действительным. Не без влияния Розанова был принят закон, обеспечивающий внебрачным детям равные со всеми права.

В центре его статей и книг проблемы семьи, полемика с догматическим  христианством, обращение к человеку и общечеловеческим ценностям как  высшим критериям жизни. Бог для  него существует, но он далек от Христа. “Почему так бескрасочен, темен Его лик, почему вокруг Него нет улыбок, радости”? Розанов осуждает “пышные церковные службы, пышные облачения и присущее духовенству значительного властолюбия и честолюбия”. Он прав, когда утверждает, что духовенство много и справедливо говорило о грехах других, но почему то мало о своих собственных, из-за чего утратилось его положительное влияние на общество: ему перестали верить и доверять.

Розанов: “Христианство давно перестало  быть “бродилом”, дрожжами. Оно не “бродит”, а установилось и это его внутреннее только статическое, а не динамическое состояние – есть огромная причина притупления его действия …Никто против него не спорит, но никто им не пламенеет”.

Гонения начались с “церковного  ослушания” В 1906 году в Париже на русском языке вышла книга Розанова “Русская церковь и другие статьи”, в которых представлено то, что он по цензурным условиям не мог напечатать в России. Когда в 1909 г. книга была переиздана (в значительно сокращенном виде под названием “Русская церковь”) в Петербурге, то это привело автора на скамью подсудимых. Содержание книги, по мнению Комитета по делам печати заключалось, с одной стороны, в целом ряде весьма разных нападок на русскую церковь, с другой – в совершенно отрицательной критике христианского вероучения. Рассматривая вопрос о влиянии церкви на жизнь русского народа, автор категорически утверждает, что влияние это в общем было весьма вредное. Особенно вредным оказалось оно в отношении к семейной жизни русского народа. Далее Розанов обвинялся в отрицании одной из важнейших христианских истин – учения Христа. На книгу был наложен арест, к ответственности привлечены виновные в ее напечатании и автор.

Информация о работе В.В.Розанов и его философский взгляд на религию и вопросы пола