Антимонопольная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Суть антимонопольных экономических отношений, которые обеспечивают потребительский суверенитет, составляет принцип, в основе которого лежит тезис, что ни одна фирма не может обладать властью диктата, что бизнес не может навязывать свою волю ни тем, кого нанимает, ни тем, кого обслуживает. В современном мире с его несовершенной конкуренцией эти вопросы полностью не решены.

Содержание

Введение………………………………..…………………………...………….3


Глава 1. Особенности монополистического рынка

1.1. Основные барьеры монополистической отрасли.................................6

1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль............................7

1.3. Сущность монополии и ее двойственная роль……………………....8


Глава 2. Антимонопольная политика

2.1. Принципы антимонопольной политики.....………………….…....…14

2.3. Регулирование деятельности предприятий-монополистов…19

2.3. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России…………...…………………..…….………….…21


Заключение……………………………………………………………………….24


Список используемой литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Положение резко осложняется и запутывается в результате 
широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таким расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

    Российские  законы требуют осуществления государственной политики, недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пресечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых (т.е. вытекающих не из советского прошлого, а из рыночной практики) форм монополизации еще недостаточно осознана обществом, и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе — даже если бы не были подкреплены практическими действиями — с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

    Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия, например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.

    В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

2.3. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России

    Нарастающая концентрация производства во второй половине ХIХ в. привела к росту монополий во всех странах и их существенному влиянию на экономику. Такие процессы вызвали негативную реакцию во всех слоях общества. Правительства разных стран, опасаясь усиления кризисных явлений, были вынуждены усиливать давление на деятельность монополий законодательными методами. Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, среди них можно выделить характерные для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов потребителей; защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса; сохранение конкурентной среды на рынке.

    Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам между крупными фирмами. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

    В Российской Федерации начало регулирования  антимонопольной деятельности относится, к марту 1991 г., когда был принят Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

    Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

    • наличие административно-командной  системы управления, что проявлялось в директивном управлении, централизации большой доли дохода, назначении «сверху» хозяйственных руководителей; устойчивый и массовый дефицит, многократно обостряющий конкуренцию потребителей и превращающий всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса;

    • концентрация и специализация производства. В конце 1980-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85% массы основных средств производства. Более 90% продукции машиностроения производилось на предприятиях, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практически во всех отраслях экономики России. Концентрации производства дополняется узкой предметной специализацией производства, которая просто несовместима с конкурентной борьбой и, более того, порождает зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

    Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. Обсуждаются  два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монополистического рынка. Второй вариант — это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике процессов, способствующих демонополизации, что потребовало принятия ряда законов для определения организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон дает определение таких понятий, как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополистическая деятельность».

    Согласно  закону фирма может занимать «доминирующее  положение», если ее доля на рынке превышает 35% — величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1995 г. ГКАП утвердил «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», куда вошли предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен, а также обязательное представление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества. С 1995 г. в состав федеральных органов вошли отраслевые комиссии по регулированию цен, установленных монополиями на транспорт, энергию и топливо. 

 

Заключение.

    Монополия сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно нет.

    Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

    Всевластию  же монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

 

Список используемой литературы. 

  1. Экономическая теория. Учебник/Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт-Издат, 2006.
  2. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник/кол. авт.; под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС. – 2006.
  4. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. – М.: Пресс-сервис, 1998.
  5. Основы экономической теории: Курс лекций/Под общ. ред. А.А. Кочеткова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
  6. Пиндайк Р., Рабинфельд Д.: Микроэкономика/Пер. с англ. – СПб: Питер, 2002.
  7. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов/Под ред. Д.В. Валового. – М.: ЗАО “Бизнес-школа “Интел-Синтез”, 1999.

Информация о работе Антимонопольная политика России