Антимонопольная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Суть антимонопольных экономических отношений, которые обеспечивают потребительский суверенитет, составляет принцип, в основе которого лежит тезис, что ни одна фирма не может обладать властью диктата, что бизнес не может навязывать свою волю ни тем, кого нанимает, ни тем, кого обслуживает. В современном мире с его несовершенной конкуренцией эти вопросы полностью не решены.

Содержание

Введение………………………………..…………………………...………….3


Глава 1. Особенности монополистического рынка

1.1. Основные барьеры монополистической отрасли.................................6

1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль............................7

1.3. Сущность монополии и ее двойственная роль……………………....8


Глава 2. Антимонопольная политика

2.1. Принципы антимонопольной политики.....………………….…....…14

2.3. Регулирование деятельности предприятий-монополистов…19

2.3. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России…………...…………………..…….………….…21


Заключение……………………………………………………………………….24


Список используемой литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Современная теория выделяет три типа монополий:

  1) монополия отдельного предприятия;

  2) монополия как соглашение;

  3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.

    Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме того, этот путь к монополии можно считать "порядочным", поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

    Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке "единым фронтом", когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

    Различают пять основных форм монополистических  объединений. Они монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

    Картельэто объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

    Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

    Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

    Трестэто объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, т. е. объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

    Многоотраслевой концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют 
собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

    В 60-х гг. в США и некоторых  странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, т. е. монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

    Однако  опыт показывает, что предприятия, монополизировав определенную отрасль и захватив монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, оно приносит увеличение прибыльности только до определенных пределов. 

 

     Глава 2. Антимонопольная политика 

2.1. Принципы антимонопольной политики

    Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществующая с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.

    Но  в конечном итоге в большинстве  стран с развитыми 
рыночными системами баланс рынка и монополий оказался 
неустойчивым и вызвал необходимость проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. 
Благодаря этому крупные фирмы, способные подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться 
от проведения монопольной политики.

    Государство не стремится сделать все рынки  совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами являются: охрана и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке; контроль над ценами; защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

    Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика.

    Можно выделить два ее направления. К первому  относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса.

    Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

    Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако следует помнить, что целью является борьба не с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

    Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры.

    Антимонопольное регулирование —  комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечить условия рыночной конкуренции и ограничить возможности производителей монополизировать рынки.

    Антимонопольное регулирование включает, регулирование:

  • уровня концентрации и монополизации производства;
  • стратегии и тактики предприятий;
  • внешнеэкономической деятельности;
  • ценовое и налоговое.

    Особый  характер монополизма в России обусловил  и особенности создаваемого с учетом мирового опыта антимонопольного законодательства. Так, в Российской Федерации Закон от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении 
монополистической деятельности на товарных рынках'" в первую очередь был направлен против монополизма в сфере управления народным хозяйством, что отличает его от подобного законодательства развитых стран, не ставящего этих целей. Закон запрещает следующие действия органов управления:

  • принятие актов, ограничивающих самостоятельность предприятий и предпринимателей в области производства и реализации товаров;
  • установление дискриминирующих или привилегированных условий для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов (в том числе ограничение права на продажу, препятствование созданию новых субъектов, выдача указаний о первоочередной поставке определенному покупателю);
  • заключение соглашений между органами управления, препятствующих нормальному функционированию рынка (в том числе о повышении, снижении или поддержании цен, разделе рынка по территориальному принципу, ограничении доступа на рынок субъекту и т. д.).

    В отношении товаропроизводителей вышеназванный  Закон запрещает те действия доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта, которые приводят к ограничению конкуренции:

  • изъятие товаров из обращения с целью создания и поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;
  • навязывание потребителю условий договора,  не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • соглашения или согласованные действия конкурентов;
  • устранение с рынка субъектов в качестве продавцов или их покупателей;
  • соглашения неконкурирующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем, если в результате таких соглашений существенно ограничивается конкуренция.

    В соответствии с Законом для проведения государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической политики и пресечению недобросовестной конкуренции в составе Правительства РФ образован Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (антимонопольный комитет).

    Задачами  антимонопольного комитета являются:

  • содействие формированию рыночных отношений;
  • предупреждение, ограничение монополистической деятельности;
  • государственный контроль за соблюдением законодательства.

    Основные  функции антимонопольного комитета:

  • разработка и осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
  • направление предложений Правительству РФ по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практического его применения, а также документов, касающихся функционирования рынка, развития конкуренции и пресечения недобросовестной конкуренции;
  • рекомендации по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции,
  • контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;
  • контроль крупных продаж и покупок акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

    Успех мероприятий по ограничению монополизма  также во многом будет зависеть от формирования рыночной инфраструктуры (торговой сети, аукционов, ярмарок, бирж и т. п.); он тесно связан и с такими процессами, как оздоровление денежно-финансовой системы, формирование новой системы ценообразования и либерализации цен, создание финансового рынка. 

2.2. Регулирование деятельности предприятий-монополистов.

    Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Закон «О естественных монополиях»

    Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

Информация о работе Антимонопольная политика России