Антимонопольная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ…………..5



РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ………………………………………………….10


РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Антимонопольная политика в России.docx

— 65.94 Кб (Скачать)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

 

 

 

 

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

 

 

Курсовая работа

студента заочно - дистанционного отделения 4 курса  группы 180752

специальности «Государственное и муниципальное управление»

по дисциплине «Система государственного управления»

Пикановой Татьяны Михайловны

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

ассистент

Е.В.Сергеева

 

 

 

 

 

 

Белгород  2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

 

 

РАЗДЕЛ I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ…………..5

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В РОССИИ………………………………………………….10

 

 

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР

АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В РОССИИ………………………………………………….27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….33

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ  ……………………………………………………………….34

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

С начала 90-х годов эти  проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе  огромное значение имеет создание и  усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования монополистических  процессов и конкуренции, понимание  населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

Степень изученности  темы. Потенциальные источники антимонопольной политики  много описываются в работах по экономики. Общую экономическую теорию изучала Корогодина И.Т. Естественные монополии России рассматриваются в трудах: Дж. Вильсона и В. Цапелика. Практический интерес в области антимонопольной политики представлены в рекомендациях парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству.

 

 

Проблема исследования заключается в том, что методы регулирования монополий достаточно хорошо проработаны в научной литературе, в то время как в практической деятельности они полностью не реализуются и требуют совершенствования.

Объектом исследования данной курсовой работы являются монополии.

Предметом исследования – процессы возникновения, протекание и регулирование монополий.

Цель исследования – проведение анализа монополий, их нарушений и выявление методов регулирования.

Задачи исследования:

  1. Выявить специфические особенности, признаки, причины и типы монополий.
  2. Определить основные направления и охарактеризовать методы регулирования антимонопольной политики в России.
  3. Охарактеризовать  совершенствование мер антимонопольной политики в России.

Теоретико-методологическими  основами исследования курсовой работы являются работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов по общей экономики, макро - и микроэкономики, по экономической теории для ГМУ.

Эмпирическая  база исследования присутствует в трудах отечественных и зарубежных специалистов по экономике, в справочной литературе и нормативно-правовых документах.

Структура заключается в введении, трех разделах и в заключении.

 

РАЗДЕЛ I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ

Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий1. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры.
  2. С точки зрения рыночного поведения.
  3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта2. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

В силу этого уместно привести ещё одно определение монополии: монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают3.

Давая же определение монополии  с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклам и т.д.). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами:

  • монопольно высокими ценами;
  • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

      Понятие монополии очень важно для основного предмета данной курсовой работы – антимонопольной политики, необходимо описать это понятие более детально.

Итак, можно привести следующие  признаки монополии:


  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей4.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
    • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
    • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
    • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
    • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
    • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом5.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией6.

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически все монополии  могут считаться открытыми, так  как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут  быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

Выделяются несколько последствий монополизации, которые будут описаны в данной курсовой работе в дальнейшем:

    1. Недопроизводство товаров.
    2. Завышение цен.
    3. Предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
    4. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня.

Итак, изучив раздел I настоящей курсовой работы,  можно сделать следующие выводы:

    1. Монополия – это такое явление, при котором в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.
    2. Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
    3. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).
    4. Все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии.
    5. Определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Монополия, как мы убедились, сопряжена с целым букетом  резко отрицательных последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину  айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться  и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса  и другими проявлениям пренебрежения  интересами потребителя. Выбора-то у  последнего все равно нет.

Еще более опасно то, что  монополия полностью блокирует  механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Информация о работе Антимонопольная политика в России