Антимонопольная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3


РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ…………..5



РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ………………………………………………….10


РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР
АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В РОССИИ………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….33

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Антимонопольная политика в России.docx

— 65.94 Кб (Скачать)
"text-align:justify">Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

          Довольно часто встречаются такие  нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение  порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные  на ограничение конкуренции. Мониторинг  более 200 цен показал, что свыше  трети предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке,  завышают цены на товары и  услуги8.

Так же закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены, изымать  товар из обращения с тем, чтобы  создавать или поддерживать дефицит  или повышать цену, навязывать контрагенту  условия договора, невыгодные для  него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

            Для того чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, необходимо уточнить, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

    Монопольно высокая цена – это цена, устанавливаемая доминирующим на рынке данного товара хозяйствующим субъектом (производителем), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недостаточно полным использованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара.

   Монопольно низкая цена – это цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты. То есть цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка9.

             Сейчас в России чаще практикуются  монопольно высокие цены, а в  странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже  демпинговые. Российский монополизм  проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Так же российское антимонопольное  законодательство стремиться к запрету  заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, а к таким относятся:

  1. Соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок.
  2. Отказы от заключения договоров с определёнными продавцами или покупателями.
  3. Соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой  продукции.
    1. Ценовые соглашения.

 Наряду с запретами  на заключение вредных для  конкуренции соглашений и на  злоупотребление доминирующим положением  для борьбы с ограничением  конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений или когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.

Согласно закону "О защите конкуренции", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:

1) слияние коммерческих организаций  (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их  активов (активов их групп лиц)  по бухгалтерским балансам по  состоянию на последнюю отчетную  дату, предшествующую дате представления  ходатайства (далее также - последний  баланс, в случае представления  в антимонопольный орган уведомления  последним балансом считается  бухгалтерский баланс по состоянию  на последнюю отчетную дату, предшествующую  дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);

2) присоединение коммерческой организации  (за исключением финансовой организации)  к иной коммерческой организации  (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их  активов (активов их групп лиц)  по последним балансам превышает  три миллиарда рублей или суммарная  выручка таких организаций (их  групп лиц) от реализации товаров  за календарный год, предшествующий  году присоединения, превышает  шесть миллиардов рублей либо  если одна из таких организаций  включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций  или присоединение финансовой  организации к другой финансовой  организации, если суммарная стоимость  их активов по последним балансам  превышает величину, установленную  Правительством Российской Федерации  (при слиянии или присоединении  кредитных организаций такая  величина устанавливается Правительством  Российской Федерации по согласованию  с Центральным банком Российской  Федерации);

4) создание коммерческой организации,  если ее уставный капитал оплачивается  акциями (долями) и (или) имуществом  другой коммерческой организации  (за исключением финансовой организации), создаваемая коммерческая организация  приобретает в отношении данных  акций (долей) и (или) имущества  права, предусмотренные статьей  28 настоящего Федерального закона, и суммарная стоимость активов  по последнему балансу учредителей  создаваемой организации (их групп  лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает три миллиарда рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал, от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;

5) создание коммерческой организации,  если ее уставный капитал оплачивается  акциями (долями) и (или) имуществом  финансовой организации, создаваемая  коммерческая организация приобретает  в отношении таких акций (долей)  и (или) имущества права, предусмотренные  статьей 29 настоящего Федерального  закона, и стоимость активов по  последнему балансу финансовой  организации, акции (доли) и (или)  имущество которой вносятся в  качестве вклада в уставный  капитал, превышает величину, установленную  Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) имущества кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они  должны уведомить антимонопольный  орган о создании предприятия  в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, ФАС России может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются негативных для конкуренции последствий своих действий, то могут обратиться в ФАС России до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные  последствия для  конкуренции не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Но, в тоже время, нередко  создание, слияние, присоединение или  ликвидация коммерческих организаций  и приобретение акций нередко  проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

 Важным для антимонопольной  политики является также запрет на недобросовестную конкуренцию. А что такое недобросовестная конкуренция? Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

Так же, безусловно, растёт интерес  предпринимателей к защите деловой  репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного  использования.

В антимонопольной политике используются ещё и запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Однако власти субъектов  Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют  льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых  договоров, произвольно устанавливают  размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и  так далее.

Подобные действия органов  власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем  законодательство многое запрещает  должностным лицам государственной власти и управления:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия.
  2. Самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров.

          Кроме того, не разрешается создавать  министерства, госкомитеты и т.п.  для монополизации производства  или реализации товаров, а также  наделять уже существующие органы  полномочиями, способными ограничить  конкуренцию. Поэтому решения  исполнительной власти и местного  самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий  или предоставления льгот должны  согласовываться с антимонопольным  ведомством.

Кроме уже перечисленных мер, в политике России широко используется реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из государственного реестра. Делает это ФАС России, если речь идет о российском рынке в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. Реестр составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия  в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и  к нему следует применить ограничительные  меры - скажем, по ценам, ибо само наличие  крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим  доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен  платежеспособный спрос или ресурсы  для развития производства.

Информация о работе Антимонопольная политика в России