Антимонопольная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Суть антимонопольных экономических отношений, которые обеспечивают потребительский суверенитет, составляет принцип, в основе которого лежит тезис, что ни одна фирма не может обладать властью диктата, что бизнес не может навязывать свою волю ни тем, кого нанимает, ни тем, кого обслуживает. В современном мире с его несовершенной конкуренцией эти вопросы полностью не решены.

Содержание

Введение………………………………..…………………………...………….3


Глава 1. Особенности монополистического рынка

1.1. Основные барьеры монополистической отрасли.................................6

1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль............................7

1.3. Сущность монополии и ее двойственная роль……………………....8


Глава 2. Антимонопольная политика

2.1. Принципы антимонопольной политики.....………………….…....…14

2.3. Регулирование деятельности предприятий-монополистов…19

2.3. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России…………...…………………..…….………….…21


Заключение……………………………………………………………………….24


Список используемой литературы……………………………………………...25

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Тема: Антимонопольная  политика России 

План. 

Введение………………………………..…………………………...………….3 

Глава 1. Особенности монополистического рынка

    1.1. Основные  барьеры монополистической отрасли.................................6

    1.2. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль............................7

    1.3. Сущность  монополии и ее двойственная  роль……………………....8 

Глава 2. Антимонопольная политика

    2.1. Принципы антимонопольной политики.....………………….…....…14

    2.3. Регулирование деятельности предприятий-монополистов…19

    2.3. Государственное регулирование хозяйственной деятельности монополий, его особенности в России…………...…………………..…….………….21 

Заключение……………………………………………………………………….24 

Список  используемой литературы……………………………………………...25 

 

    Введение.

     В странах с развитыми рыночными  механизмами имеет место управляемая     конкуренция,     которая     регулируется комплексом антимонопольных экономических отношений. Антимонопольные экономические отношения представляют собой экономико-правовой каркас рынка, т.е. определенные правовые нормы, в рамках которых действуют спрос и предложение. Современный рынок связан с управляемой конкуренцией, представляющей механизм, с помощью которого хаотическое взаимодействие разных видов производства и 
потребления превращается в оперативно действующую многомерность. Этот механизм определяет предельную продуктивность, ниже которой производство должно быть прекращено. Конкурентная экономика - это экономика, регулируемая и направляемая антимонопольными экономическими отношениями. Именно антимонопольные экономические отношения, с помощью которых направляется деятельность монополистов на дальнейшее развитие конкуренции, а следовательно, и на совершенствование научно-технического прогресса в целом, используют монополии для служения обществу, предотвращают монополизм – сугубо негативное явление.

     Содержание  антимонопольных экономических  отношений определяется экономическими критериями, которые поддерживают управляемый баланс между монополией и конкуренцией. Благодаря действию эффективного механизма антимонопольных экономических отношений в значительном большинстве отраслей мирового хозяйства сложился олигополистический тип экономики. Именно этот тип экономики служит мощным стимулом к появлению более новых, 
прогрессивных производств. Монополии (олигополии), как правило, обеспечивают своим работникам более благоприятные условия труда, строят красивые, комфортабельные офисы и надежные более безопасные производственные предприятия.

     Суть  антимонопольных экономических  отношений, которые обеспечивают потребительский суверенитет, составляет принцип, в основе которого лежит тезис, что ни одна фирма не может обладать властью диктата, что бизнес не может навязывать свою волю ни тем, кого нанимает, ни тем, кого обслуживает. В современном мире с его несовершенной конкуренцией эти вопросы полностью не решены. Более того, их решение сегодня увязывается с интернационализацией капитала, с властью многонациональных корпораций, черпающих запасы сырья в одной части света, размещающих производственные мощности в другой и продающих свою продукцию в третьей. Таким образом, возникает новое измерение бизнеса, влияние которого предстоит изучить и оценить экономической науке.

     Содержания  антимонопольных экономических  отношений необходимо увязать с государственным антимонопольным регулированием, высветить экономические критерии, лежащие в основе этого процесса. Антимонопольное законодательство является одним из основных рычагов воздействия на процессы монополизации и конкуренции. Используя его, государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создает условия для воспроизводства такого экономического процесса, как конкуренция.

     Во  всех странах с развитой рыночной экономикой фактически нигде не придерживаются курса на полное предотвращение всех монополистических образований и союзов. Но учитывая объективный характер функционирования самой монополии, обладающей обязательным стремлением к приобретению чрезмерной экономической власти, все развитые страны проводят антимонопольную политику, что позволяет этим странам развиваться дальше путем прогрессивных социально-экономических преобразований.

     В вопросах антимонопольного регулирования  приоритеты должны быть отданы анализу  процессов монополизации и конкуренции, их взаимодействия на благо общества. Очень важно выработать эффективный механизм контроля за соблюдением антимонопольных законов. В процессе объективного общественного развития вносятся постоянные дополнения к существующим законам, отменяются некоторые из них и принимаются новые, более прогрессивные и совершенные. Соответственно также меняется структура органов, их контролирующих.

     Меры, применяемые в антимонопольном  регулировании, можно классифицировать по разным критериям. Это могут быть меры чрезвычайные и действующие в повседневной практике; меры запретительные, ограничительные, поощрительные и др.

     В основе содержания антимонопольного законодательства во всех развитых странах лежат следующие принципы: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, защита и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

 

Глава 1. Особенности монополистического рынка 

1.1. Основные барьеры монополистической отрасли

    Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

    Как видно на рис. 1.1, всевластию монополиста помогает уникальность или незаменимость продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

    Укрепляет власть монополиста над рынком и  полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает. 

    

    

    

      

Рис. 1.1. Черты монополии 
 

1.2. Барьеры вхождения  в монополистическую  отрасль.

    Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств создает для монополиста исключительно выгодную обстановку и благоприятные предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и даже капризов последнего.

    Кстати, нынешнее поколение россиян, на своем опыте испытавшее крах государственного монополизма, без труда найдет массу бытовых примеров подобных перемен. Черствый хлеб, скажем, 
еще недавно безраздельно господствовавший в булочных, мгновенно исчез, после чего как монопольная система снабжения сменилась конкуренцией массы независимых пекарен.

    Именно  поэтому монополистическая структура  рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

    1) преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

    2) легальные барьеры (монопольное  владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

     3) нечестная конкуренция.  

1.3. Сущность монополии  и ее двойственная  роль

    Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служит средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завысить цену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара.

    Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Для каждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает его эгоистический интерес при отсутствии противодействия со стороны интересов других субъектов.

    Обобщение практики рыночной экономики позволяет  выделить две стороны монополии: внешнюю и внутреннюю, Внешняя монополия — это обладание возможностью навязывать контрагентам особые условия экономических взаимоотношений благодаря способности ощутимо влиять на процесс ценообразования. Это та монополия, к которой стремится товаропроизводитель, но которая видна и, следовательно, может быть запрещена. Внешняя монополия характеризует экономико-юридический статус товаропроизводителя.

    Для достижения своей цели у товаропроизводителя  может быть и другой путь. Благодаря использованию прогрессивных технологий можно понизить индивидуальные издержки на товар, удешевить его путем повышения производительности труда и получить максимальную прибыль как разницу между общественными и индивидуальными издержками на товар. При этом предприниматель стремится обладать монопольно низкими индивидуальными затратами и сохранить такое положение как можно дольше. Эта внутренняя (невидимая другим предпринимателям) монополия на применение новейшей технологии или любого другого скрытного преимущества служит средством конкурентной борьбы и перераспределения прибыли в пользу монополиста.

    Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

    Естественная  монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т. д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

    Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным лавкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

    Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного, развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т. е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем, или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

    Движущей  силой действий предпринимателей в  этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий выделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т. д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики, Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малыми.

Информация о работе Антимонопольная политика России