Антимонопольная политика в России

Автор: e**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и обозначить цели антимонопольной политики;
понять значение антимонопольной политики, посредством рассмотрения её задач;
рассмотреть органы антимонопольного регулирования в России;
проанализировать существующие проблемы антимонопольной политики;
выявить перспективы развития антимонопольной политики.

Содержание

Введение 3
Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6
1.1 Сущность и цели антимонопольной политики 6
1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9
Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10
2.1 Цели и значение антимонопольной политики в России 10
2.3 Методы антимонопольной политики в России 11
2.2 Органы антимонопольного регулирования в России 17
Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20
3.1. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики 20
3.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 27
Заключение 35
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 72.25 Кб (Скачать)

                                                                                       

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 по  экономической теории

Антимонопольная политика в России

 

 

Содержание

Введение 3

Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6

1.1 Сущность и цели  антимонопольной  политики 6

1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9

Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10

2.1 Цели и значение  антимонопольной  политики в России 10

2.3 Методы антимонопольной  политики в России 11

2.2 Органы антимонопольного  регулирования в  России 17

Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20

3.1.  Проблемы и перспективы  развития антимонопольной  политики 20

3.2 Основные направления  антимонопольной  политики в современных  условиях 27

Заключение 35

Список  использованных источников 38 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

       Среди массы новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись  после начала перехода к рыночной экономике, феномен конкуренции  привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная  реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции  на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно.

       Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений  выявили настоятельную потребность  в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

       В связи с этим изучение вопроса  антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.

       Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

       Развитие     антимонопольного     регулирования  наиболее актуально для развития   российской экономики,поскольку степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства.

       Антимонопольное   регулирование   в сочетании  с поддержкой отечественного предпринимательства  и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий  успешного социально-экономического развития   России.

       Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования  в России на основе сложившейся экономической  ситуации и действующих нормативных  актов, рассмотрение области проблем  антимонопольного законодательства и  возможных путей их решения.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть сущность  и обозначить цели антимонопольной политики;
    • понять значение антимонопольной политики, посредством рассмотрения её задач;
    • рассмотреть органы антимонопольного регулирования в России;
    • проанализировать существующие проблемы антимонопольной политики;
    • выявить перспективы развития антимонопольной политики.

       Объектом  данной работы является антимонопольная политика, субъектом – значение и проблемы антимонопольной политики. 
 

 

       

       Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства

       1.1 Сущность и цели антимонопольной политики

       Антимонопольная политика – политика, направленная против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольная политика может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольной политики направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения. [3. с.265]

       Основным  регулятором рыночной экономики является соотношение спроса и предложения. Как правило, количество потребителей и производителей товара, особенно массового спроса, в реальной экономике достаточно велико. Если же товар по своему характеру является товаром узкого применения, то количество его изготовителей ограничено, и возможность монополизации рынка возрастает. Возрастает она и при укрупнении товаропроизводителей на основе слияний, поглощений или объединения предприятий, создания ассоциаций и т.д.

       На  количество товаропроизводителей и  их поведение оказывают влияние условия формирования рынка, эффективность производства и сбыта товаров, эффективность воспроизводственных процессов на крупных, средних и малых предприятиях. Количество участников рынка отдельного товара может быть также ограничено эффективностью его производства на отдельных предприятиях или поведением отдельных фирм на рынке.

       В классической рыночной экономике, которой  в целом соответствует «рынок свободной конкуренции», товаропроизводители и продавцы вступают в конкурентную борьбу за увеличение сбыта. Успех в ней обеспечивает увеличение прибыли. Конкурентная борьба является объективной движущей силой экономического развития. В условиях совершенной конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, что означает более полное удовлетворение требований потребителей, поднимает стимулы к насыщению рынка.

       Ограничение конкуренции приводит к монополизации рынка, создает преимущества отдельным товаропроизводителям. Вследствие этого уменьшается количество товаров, происходит необоснованное повышение цен, снижается качество изделий. Монополизация рынка ограничивает возможности приобретения товара, отрицательно сказывается на удовлетворении потребностей, нарушает права потребителей.

       Монополизация рынков — объективная экономическая  тенденция, возникающая в недрах товарного производства и отражающая интересы крупных товаропроизводителей. Она имеет отрицательные последствия  для удовлетворения потребностей общества. Цель монополий — ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли за счет потребителей. Поэтому, во всех экономически развитых странах действует антимонопольное законодательство. Это может ослабить монополизм, но не устраняет преимуществ крупного производства.

       Экономический результат ограничения конкуренции  состоит в сокращении массы товаров на рынке. Происходит рост их цен, снижается заинтересованность в улучшении потребительских свойств и качества товаров. Следствием этого бывает замедление роста ВВП и поступлений в бюджет. С позиций нормализации состояния рынка принципиальное значение имеет формирование конкурентной среды. Речь идет о включении механизмов саморегуляции отношений между наибольшим числом производителей и потребителей товаров при общей тенденции к увеличению сбыта и массы прибыли. Исходя из положений теории экономического роста, одной из важнейших функций государства как раз и является создание конкурентной среды на рынках.

       Отношения монополии, олигополии и конкурентной монополии присутствуют в экономике любой страны с рыночной экономикой. Поэтому нужна максимизация экономических результатов для потребителя. Она создает эффективное поле отношений конкуренции, свое для каждой страны, что зависит от уровня концентрации производства товаров и услуг. Последнее в свою очередь зависит от типов и отношений хозяйственных структур на каждом рынке. В различных сферах реальной экономики присутствуют все типы хозяйственных структур. Эффективное поле их отношений на рынке заключено между свободной конкуренцией и чистой монополией. Оно определяется типом доминирующих хозяйственных структур от мелких и средних предприятий (в условиях свободной конкуренции и монополистической конкуренции) до чистой монополии, определяемой доминирующим положением на рынке очень ограниченного количества крупных хозяйственных структур.

       Объективное развитие национальных рынков показывает существование на них некоторого «структурного оптимума», отражающего среднее отношение между крупными (разрешенными) товаропроизводителями и свободно конкурирующими, как правило, мелкими и средними предприятиями. Учитывая государственный контроль над монополизированными рынками, накладывающий определенные ограничения на их развитие, можно сказать, что объективной тенденцией будет укрупнение предприятий до разрешенного уровня и существование малых и средних предприятий. Это говорит о перспективной эффективности для ряда товаров олигополистических рынков, предусматривающих конкуренцию достаточного числа крупных товаропроизводителей. 
 
 

 

    1. Задачи  и значение антимонопольной  политики
 

       Антимонопольная политика включает два блока задач:

    • формирование основ конкурентного механизма, реализующих принципы свободного рынка и направленных на создание равных условий хозяйствования для всех участников рынка;
    • ограничение монопольной власти уже сложившихся монополий.

       Первая  группа задач связана с содействием  государства конкурентному режиму национального рынка, повышению уровня его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Второй блок относится собственно к специальной политике, регулирующей поведение при монопольной ситуации [5. с.473] .

       Под монопольной ситуацией понимается положение, когда:

       ●  на рынке определенного вида продуктов  или услуг доля одного производителя  составляет 50% и более или двух производителей — 75% и более;

       ● проникновение новых производителей в отрасль (ключевая категория антимонопольного законодательства) затруднено;

       ● резкое повышение цен на продукцию  определенного производителя (производителей) не адекватно сдвигам в условиях спроса и предложения или снижение цен чрезмерно мало по сравнению с происходящими сдвигами (например, техническим прогрессом и снижением стоимости);

       ● норма прибыли какого-либо производителя (производителей) или сбытовые и общие управленческие издержки значительно превышают сложившийся в отрасли средний уровень.

       Чтобы квалифицировать ситуацию как монопольную, достаточно иметь некоторые из этих условий. Среди важных задач антимонопольной политики неизменно фигурируют защита интересов потребителя и защита «слабых» (прежде всего мелких) фирм от произвола «сильных».

 

Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе

2.1 Цели и значение  антимонопольной  политики в России

 

       В социалистических странах борьбы с  монополиями не было как таковой.

       В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий: 3/4 всех занятых работали на предприятия с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность – 94%, черная металлургия – 83%, машиностроение и металлообработка – 84%, то есть в машиностроении заводы являлись абсолютными монополистами. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований» [1. с.84-85].

Информация о работе Антимонопольная политика в России