Антимонопольная политика в России

Автор: e**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и обозначить цели антимонопольной политики;
понять значение антимонопольной политики, посредством рассмотрения её задач;
рассмотреть органы антимонопольного регулирования в России;
проанализировать существующие проблемы антимонопольной политики;
выявить перспективы развития антимонопольной политики.

Содержание

Введение 3
Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6
1.1 Сущность и цели антимонопольной политики 6
1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9
Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10
2.1 Цели и значение антимонопольной политики в России 10
2.3 Методы антимонопольной политики в России 11
2.2 Органы антимонопольного регулирования в России 17
Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20
3.1. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики 20
3.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 27
Заключение 35
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 72.25 Кб (Скачать)

       В ходе реализации антимонопольных мер  преследуются следующие основные цели:

    • Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
    • Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
    • Снижение барьеров входа на товарные рынки;
    • Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий;
    • Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

       Достижение  поставленных целей реализуется  посредством применения сложившихся  в мировой практике методов, основными  из которых можно выделить следующие:

    • применение ограничительных мер;
    • контроль за усилением  экономической концентрации;
    • запрет на недобросовестную конкуренцию;
    • запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра. 

2.3 Методы антимонопольной  политики в России

 

       Ограничительные меры.  Пожалуй, самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

       Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

       Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше  трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

       Так же запрещается устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

       Для того чтобы важность этого запрета стала полностью понятной, рассмотрим, что такое монопольно высокая и монопольно низкая цены.

    Монопольно  высокой ценой товара (за исключением  финансовой услуги) является цена, установленная  занимающим доминирующее положение  хозяйствующим субъектом, если:

    1. эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
    2. эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. [8]

       Монопольно  низкой ценой товара (за исключением  финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

    1. эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;
    2. эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов. (Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции") [8]

       Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

       Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

    • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
    • введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
    • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;
    • продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

       К недобросовестной конкуренции также  относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.

       Запреты на действия органов  власти и управления, которые могут  неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п.

       Законодательство  запрещает должностным лицам  государственной власти и управления: во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов.

       Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации  производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и  ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с  антимонопольным ведомством.

         Контроль над усилением  экономической концентрации. Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов.

       В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

       Наряду  с запретами на заключение вредных  для конкуренции соглашений и  на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции  применяется контроль над экономической  концентрацией. Она возникает: в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений; когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

     Среди ограничителей конкуренции следует  выделить:

     - во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;

     - во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

      - в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;

     - в-четвертых, ценовые соглашения.

     Предварительно  контролируются:

     - во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ;

     - во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда). Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда:

     ●   лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

        ●    одно предприятие (группа  лиц) получает в собственность  или пользование основные производственные  средства либо нематериальные  активы другого предприятия и  балансовая стоимость имущества,  составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;

        ●     лицо (группа лиц)  приобретает права, позволяющие  определять условия ведения предпринимательской  деятельности предприятия или  функции его исполнительного  органа.

2.2 Органы антимонопольного  регулирования в  России

 

       В связи с распадом Советского Союза  и началом перехода страны на рельсы рыночной экономики возникла необходимость  создания органа, отвечающего за ограничение  монополий и поддержание конкуренции. Таким органом стал Государственный  комитет РСФСР по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур, образованный в соответствии с Законом Российской Советской  Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских  министерствах и государственных  комитетах РСФСР». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции).

Информация о работе Антимонопольная политика в России