Антимонопольная политика в России

Автор: e**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и обозначить цели антимонопольной политики;
понять значение антимонопольной политики, посредством рассмотрения её задач;
рассмотреть органы антимонопольного регулирования в России;
проанализировать существующие проблемы антимонопольной политики;
выявить перспективы развития антимонопольной политики.

Содержание

Введение 3
Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6
1.1 Сущность и цели антимонопольной политики 6
1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9
Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10
2.1 Цели и значение антимонопольной политики в России 10
2.3 Методы антимонопольной политики в России 11
2.2 Органы антимонопольного регулирования в России 17
Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20
3.1. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики 20
3.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 27
Заключение 35
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 72.25 Кб (Скачать)

       Система участий проявляется в том, что  ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в  том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями  капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

       Личная  уния состоит в том, что одни и  те же лица управляют разными компаниями-конкурентами.

       Все формы переплетения фирм-конкурентов  фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому  они защищены законами большинства  развитых рыночных стран и России. Причем за ряд нарушений, связанных  с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная  ответственность.

       Сложнее обстоит дело с государственным  регулированием степени существующей на рынке концентрации и размера  фирм. С одной стороны, высокая  концентрация доли рынка в руках  одной фирмы, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком  большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия  могут полноценно использовать положительные  стороны экономии в масштабах  производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные  размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности  и потому должны поддерживаться государством

       В связи с описанным противоречием  в практике проведения антимонопольной  политики постоянно сосуществуют два  подхода, имеющие свои достоинства  и недостатки:

       Поведенческий критерий применения санкций – государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений. Поведенческий подход точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

       Доказать  необоснованное монополистическое  завышение цен всегда очень сложно. Ведь для этого нужно установить, что цена очень сильно превышает  издержки. А издержки у монополиста:

    1. Могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности;
    2. Искусственно показаны выше фактического уровня с помощью труднопроверяемых бухгалтерских ухищрений.

       Поэтому юридически, на бумаге монопольная  цена, скорее всего не будет выглядеть  как завышенная по сравнению с  затратами. К тому же, даже если завышение  цен будет доказано, как отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры  от их искусственного вздувания самим  монополистом?

       Структурный критерий применения санкций – государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.

       Структурный подход более прост в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

       Зато  недостатком структурного подхода  является неопределенность последствий  его применения. Таким механическим образом легко разрушать не только компании, злоупотребляющие своим монопольным  положением, но и эффективно действующие  крупные фирмы, являющиеся ядром  национальной экономики.

 

Заключение

       Антимонопольное   регулирование   -  важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование  - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

       Следует отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации экономики  является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

       Подводя итог, можно утверждать, что антимонопольное  законодательство является важнейшей  составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает  интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

       Безусловно,  демонополизация производства, основанного  на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма  может осуществляться путем разукрупнения  предприятий, механического раздела  их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось  бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время  не располагает. Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым  под силу использовать свободные  мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

       В России на данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство  в полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

       Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара, относительно более  низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

       Антимонопольная  политика  в России развита  ещё  не  достаточно  хорошо,  но  имеются  все  тенденции  к дальнейшему  совершенствованию  этой   сферы.  
 
 
 

 

Список использованных источников

1. Абалкин А. Роль государства в становлении экономики //Вопросы экономики. 2008. - №1

2. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч 1. Изд-во ИГЭА, 2007. – 427 c.

3. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. / под ред. Нуреева Р. М. – М.: «Норма», 2008. – 576 с.

4. Курс рыночной экономики. /Под ред. Абалкина А.И. М., 2009. – 350 с.

5. Савченко П. В. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2008. – 813 с. – (Homo faber)

6. Фонарева Н. Е., Шаститко А. Е. О критериях экономической эффективности антимонопольной политики // Вестник МАП России. 2009. №2. С. 14-18

7. Шульга В. А. Национальная экономика: Учебник / под  общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. – М.: Изд – во Рос. экон. акад., 2008. – 592 с.

8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г.N 135-ФЗ "О защите конкуренции": http://www.fas.gov.ru – официальный сайт ФАС

9. Статья №1-3 от 29.06.2009 N 132-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ: Гражданский кодекс РФ

10. Статья №17 Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ: http://www.constitution.ru – официальный сайт Конституции РФ

11. Вильсон Дж., Цапелик В. «Естественные монополии  России» //Вопросы экономики. –  2009. - № 11

Информация о работе Антимонопольная политика в России