Антимонопольная политика в России

Автор: e**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и обозначить цели антимонопольной политики;
понять значение антимонопольной политики, посредством рассмотрения её задач;
рассмотреть органы антимонопольного регулирования в России;
проанализировать существующие проблемы антимонопольной политики;
выявить перспективы развития антимонопольной политики.

Содержание

Введение 3
Глава I Экономическая природа и роль антимонопольной политики государства 6
1.1 Сущность и цели антимонопольной политики 6
1.2 Задачи и значение антимонопольной политики 9
Глава II Антимонопольная политика России на современном этапе 10
2.1 Цели и значение антимонопольной политики в России 10
2.3 Методы антимонопольной политики в России 11
2.2 Органы антимонопольного регулирования в России 17
Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики 20
3.1. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики 20
3.2 Основные направления антимонопольной политики в современных условиях 27
Заключение 35
Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ..docx

— 72.25 Кб (Скачать)

       В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных  органов исполнительной власти в  соответствие с требованиями экономических  преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

       22 сентября 1998 года Указом Президента  Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.

       В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением  законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования  деятельности естественных монополий  на транспорте.

       4 сентября 2001 г. Указом Президента Российской Федерации от № 1091 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте.

       9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.

       Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением  законодательства о конкуренции  на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о  рекламе, а также изданию в  пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной  сфере деятельности.

       Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы являются:

       1) обеспечивает государственный контроль  над соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

       2) выявляет нарушения антимонопольного  законодательства, принимает меры  по прекращению нарушения антимонопольного  законодательства и привлекает  к ответственности за такие  нарушения; 

       3) предупреждает монополистическую  деятельность, недобросовестную конкуренцию,  другие нарушения антимонопольного  законодательства федеральными  органами исполнительной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции  указанных органов органами или  организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

       4) осуществляет государственный контроль  за экономической концентрацией  в сфере использования земли,  недр, водных и других природных  ресурсов, в том числе при проведении  торгов, в случаях, предусмотренных  федеральными законами.

       В структуре антимонопольного ведомства  находятся территориальные управления ФАС России.

       Деятельность  ФАС регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

       Для определения конкретного круга  полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы»  и Положение о ФАС России.

       В пределах своей компетенции, ФАС  России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.

 

Глава III Эффективность, проблемы и совершенствование антимонопольной политики

  3.1.  Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики

 

       Для объективной и комплексной оценки эффекта, а затем и эффективности  антимонопольного регулирования можно  использовать систему различных  показателей. При этом следует учитывать, что эффект может быть потенциальным (если нарушение предупреждено) или  фактическим (если нарушение имело  место и было пресечено). Базовые  критерии экономического эффекта государственного антимонопольного регулирования следует  разделить на макроэкономические и  микроэкономические.

       Макроэкономические  критерии эффекта характеризуют  изменение общих параметров экономической  среды, достигнутое в результате реализации антимонопольной политики. К числу базовых макроэкономических критериев относятся:

    • абсолютная индексная динамика цен на продукцию и услуги в базовых, в том числе в естественно-монопольных, отраслях;
    • динамика количества предприятий в отраслевом и региональном разрезах и рост рабочих мест в результате реализации программ демонополизации;
    • динамика сумм денежных средств, изъятых в бюджет в качестве незаконно полученной (монопольной) прибыли;
    • снижение административных барьеров, в том числе абсолютных и относительных показателей по отмененным или измененным актам органов исполнительной власти, ограничивающим конкуренцию;
    • показатели абсолютной и относительной (в расчете на единицу поставленной продукции) экономии бюджетных средств, полученной в результате конкурсного отбора хозяйствующих субъектов для поставки продукции и услуг для государственных нужд;
    • количество отказов по сделкам, приводящим к возникновению или усилению доминирующего положения хозяйствующих субъектов, в том числе в отраслевом и региональном разрезах;
    • количество случаев предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в том числе в расчете на одного государственного служащего антимонопольных органов.

       Базовые микроэкономические критерии характеризуют  эффект, полученный конкретным предприятием (группой предприятий) в результате пресечения монополистической деятельности или акта недобросовестной конкуренции. К их числу относятся:

    • сумма денежных средств, сохраненных или возвращенных хозяйствующему субъектов в результате пресечения монополистической деятельности его контрагента, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;
    • сумма денежных средств, возмещенная хозяйствующему субъекту при наступлении гражданско-правовой ответственности, возникшей в результате пресечения акта недобросовестной конкуренции.

       Показатели  макро- и микроэкономики эффективности  рассчитываются как соотношение  полученного экономического эффекта  к понесенным затратам. При этом затраты должны определяться как  сумма затрат государства (бюджетных  и внебюджетных средств) на содержание соответствующей части аппарата антимонопольных органов, непосредственно  принимавших участие в пресечении соответствующего антиконкурентного  акта, и сумма соответствующих  затрат хозяйствующих субъектов, направленных на восстановление конкурентной среды (например, оплата услуг адвокатов на представление интересов в антимонопольных органах, судах, иные материальные затраты), а также упущенная выгода и прочее [6.].

       На  начало XXI века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования.

       28 марта 2000 года на очередных  парламентских слушаниях были  приняты «Рекомендации парламентских  слушаний «Экономическая политика  в области государственного антимонопольного  регулирования: практический опыт  и задачи совершенствования законодательства»,  на которых был очерчен ряд  проблем антимонопольного регулирования  в России.

    1. Не созданы нормальные рыночные условия существования конкуренции;
    2. Нет полного набора эффективных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка, хотя современная ситуация намного лучше существовавшей на момент выхода рекомендаций;
    3. Существовала проблема защиты прав потребителей, прежде всего от недоброкачественной продукции. В настоящее время такая проблема не стоит остро, поскольку практически решена;
    4. На время выхода рекомендаций, существовала слишком сложная структура взаимодействия МАП и других ведомств (Мин. экономики,  Минфина и др.). В настоящее время проблема решена;
    5. На время выхода рекомендаций, вне поля зрения МАП были процессы концентрации собственности в целях установления контроля над рынком;
    6. Не была создана и не создана по сей день действенная система поддержки малого бизнеса;
    7. Существовала и существует до сих пор проблема формирования системы регулирования деятельности естественных монополий;
    8. Существовала проблема пресечения недобросовестной ценовой конкуренции со стороны монополистов. В настоящее время проблема решена;
    9. На момент выхода рекомендаций, антимонопольное законодательство имело низкую эффективность как следствие дефицита ответственности за недобросовестную конкуренцию. В настоящее время проблема решена.

       Это далеко не полный перечень проблем  российского антимонопольного регулирования. Одним из способов их решения было реформирование органа по антимонопольной  политике, МАП был заменен Федеральной  антимонопольной службой, которая  функционирует в соответствии как  с ранее изданными законами (Например, Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году), так и с новыми законопроектами (Например, Федеральный  закон от 21 июля 2005  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд»). Но,  учитывая особую значимость защиты конкуренции  на современном этапе развития экономики  Российской Федерации, наиболее значимая роль отводиться Федеральному закону от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Этот  законопроект предусматривает совершенствование  правового регулирования отношений  по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической  деятельности, уточнение правовых основ  государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.

       Для повышения экономической эффективности  антимонопольной политики требуется  принятие ряда мер со стороны государства.

       Разработать и реализовать ряд мер по повышению  эффективности антимонопольной  политики, развитию конкуренции и  улучшению во всех сегментах внутреннего  рынка конкурентной среды, включающую, в частности:

    1. недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;
    2. пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями;
    3. повышение эффективности контроля над безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;
    4. усиление антимонопольного контроля и обеспечение равных прав для участников конкурсов, торгов и аукционов при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также конкурсов и аукционов по продаже госсобственности;
    5. ужесточение контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях. Защите прав потребителей, рекламе и правах интеллектуальной собственности;
    6. установление порядка регулирования деятельности локальных естественных монополий;
    7. разработку особой федеральной программы по развитию конкуренции на товарных рынках, в которой должны быть предусмотрены механизмы законодательного, организационного, научно-методического и финансового обеспечения развития конкуренции.

Информация о работе Антимонопольная политика в России