Авторитаризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:31, реферат

Описание работы

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Он определяется способами формирования органов власти, способами распределения и разделения государственной власти в стране, формами контроля со стороны общества за всеми ветвями власти, реальной мерой прав и свобод населения, способами разрешения социальных конфликтов и т.п. В зависимости от перечисленных выше элементов осуществления власти подразделяют несколько основных типов политической власти: авторитарный, тоталитарный и демократический.
Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути, являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков.
Целью данной работы является более глубокое изучение авторитарного режима. Для этого будут рассмотрены сущность авторитаризма и причины его возникновения, отличительные черты, структурные особенности и различные типы. А также его сильные и слабые стороны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Сущность авторитаризма и причины его возникновения………..4
2. Отличительные черты авторитаризма…………………………… 11
3. Структурные особенности авторитарного режима………………13
4. Разновидности авторитаризма……………………………………..14
5. Сильные и слабые стороны авторитарного режима………………..19
Заключение………………………………………………………………21

Список используемой литературы……………………………………..22

Работа содержит 1 файл

мой реферат.docx

— 41.15 Кб (Скачать)

       Модели  национального авторитаризма возникают  в результате доминирования в  элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее  время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском  пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной  группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить  активность инонациональных групп  населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная  политика вытеснения инонациональных  групп. В то же время в ряде стран  отдельные круги оппозиции (в  основном конкуренты в этнически  господствующей среде) скатываются  к применению методов политического  террора. Отсутствие многих механизмов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью обвального развития событий.

       Корпоративный режим олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или  теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и  собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство  становится прибежищем сил, которые  используют прерогативы официальных  органов для защиты своих узкогрупповых  интересов. Экономическим основанием такой системы власти является разветвленная  в госуправлении система квот, разрешительный порядок регистрации предприятий, отсутствие контроля над деятельностью государственных служащих. При таком режиме главную роль в принятии важнейших решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительной власти практически не существует. Поскольку процедура избрания главы исполнительной власти отсутствует, постольку не существует и механизма легитимизации исполнительной власти. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество.

       После прихода бюрократии к власти внутри нее образуется несколько соперничающих  группировок. В случае, когда ни одна из них не может провести своего лидера на пост главы исполнительной власти, тогда может быть выдвинута  фигура “формального лидера”, устраивающая своей незначительностью большинство  группировок. В случае победы одной  из фракций, ее лидер становится фактическим  главой исполнительной власти. Возможно, конечно, и появление лидера, способного примирить враждующие фракции и  назначить на ключевые посты своих  людей

       Наиболее  распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений. 

       Режимы  личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при  Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного  мнения. Для этого типа режима характерна идеологическая мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Одним из главных средств легитимизации власти, используемых режимом, являются: приобщение народа к политике через массовые манифестации, демонстрации, митинги поддержки; возвеличивание “маленьких людей”; сплочение общества перед лицом “международного империализма” и космополитического капитализма. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции. 

    5. Сильные и слабые стороны авторитарного режима. 

       В конце 80 — начале 90-х гг. значительно  возрос научный и политический интерес  к авторитаризму в связи с  крахом преимущественно тоталитарных политических систем в большинстве  коммунистических государств мира. Попытки  многих из них, в том числе и  России, быстро, в духе большевистских “кавалерийских атак” ввести демократию без наличия необходимых для  неё общественных предпосылок не увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.

       В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную эффективность, доказали способность  сочетать экономическое процветание  с политической стабильностью, сильную  власть — со свободной экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.

       Авторитаризм  иногда определяют как способ правления  с ограниченным плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так  и сильные стороны. К числу  слабых относится полная зависимость  политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.

       В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных  ситуациях. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение  определённых задач, преодолевать сопротивление  политических противников. Всё это  делает её достаточно эффективным средством  проведения радикальных общественных реформ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение. 

       В ходе выполнения данной работы было выяснено, что при авторитаризме политическая власть находится в руках одного человека или группы лиц и отношения с народом построены больше на принуждении, чем на убеждении.

       Авторитаризм  обычно характеризуется как тип  режима, который занимает промежуточное  положение между тоталитаризмом и демократией. Однако, у него есть явные отличия от других политических режимов.

       Самой главной отличительной чертой, по моему мнению, является то, что авторитарный режим может не прибегать к  массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди некоторых  слоёв населения. Но, при этом он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению приложить силу и заставить граждан подчиняться.

       Основной  причиной возникновения авторитаризма  является экономическая отсталость и слабость гражданского общества. Это увеличивает нагрузку на государство. А неразвитость рыночных отношений и частной собственности ставят личность в жесткую экономическую зависимость от государства, и вынуждает граждан  подчиняться ему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы 

            1) Основы политологии. /Под ред.  В Л.Пугачева. – М.: Инфра-М, 2002. –160 с.

     2) Политология: учеб. для студентов  вузов/ Р. Т. Мухаев. – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 495 с. 

     3) Политология: учеб. / Под ред. М.А.  Василика. М.: Гардарики, 

2004.- 588с.

      4) Семыкина Т. В. Политические  режимы. - М.: Приор, 2004. – 287с

Информация о работе Авторитаризм