Евразия в контексте глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 17:12, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение необходимости регионализции в интеграционных процессах, формирование альтернативного пути развития глобализации со сменой потребительских приоритетов в пользу нравственных и экологических.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) дать общую характеристику современным глобализационным процессам
2) обозначить кризисные положения глобализма
3) описать основные ценности евразийства
4) обозначить взгляд евразийцев на место России в мире
5) описать основания и механизм регионализации
5) указать на потенциал регионов

Содержание

Введение 3
1. Глава 1. Кризис техногенно-потребительской цивилизации
1. Сущность современного глобализма 5
2. Кризис Западной цивилизации 11
2. Глава 2. Регионализация.
1. Евразийство как альтернатива современной глобализации 22
2. Основания и механизм регионализации 27
3. Потенциал регионов 31
Заключение 39
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

готово.doc

— 199.50 Кб (Скачать)
  1. радикальный: перенос столицы в Екатеринбург.
  2. реальный: создание в азиатских владениях культурно-экономических «колонизационных баз», своего рода пунктов форсированного развития ключевых геополитических территорий внутри страны. Такие базы станут определенными точками интеграции постсоветского пространства, в совокупности потенциально образующие единую альтерглобализационную сеть.

Семенов-Тян-Шанский  считал необходимым создать на просторах  России четыре такие базы:

1)Уральская

2) Алтайская

3) Прибайкальская

4) Туркестанская

Теория  В.П. Семенова-Тян-Шанского в отличие от аналогичных западных концепций не абсолютизировала природно-географический, биологический, исторический, расовый, этнический или иные факторы геопространства либо их сочетания в качестве причин развития территориально-политических систем. Антропогеографизм русского ученого требовал рассматривать их в единстве, в том числе с факторами экономического и социокультурного характера, и в первую очередь – как результаты человеческой деятельности в сфере материальной и духовной. Сегодня, когда под давлением военно-политических, экономических и этнических факторов паши исторические кавказские и азиатские владения оказываются на грани разрыва с политическим центром, предложения Тян-Шанского кажутся вполне актуальными.

Из всего  вышеобозначенного можно сделать  вывод о необходимости развития:

1) мировой  роли русской колонизации. Отмечу, «колонизации» в положительном  смысле. Сегодня мы под этим  термином понимаем сосредоточение  политических и экономических  сил для противостояния европейскому  глобализму.  Так как в настоящее  время элита настроено прозападно, инициатива должна проявляться «снизу», от гражданского общества и регионов.

2) территориальных форм  владения и наибольшей практической пригодность тех или иных из них в настоящее время.

3) наших  колонизационных баз и их оборудования. А именно развивать имеющийся потенциал у регионов, действуя как ученый, политик и гражданин.

4) путей  сообщения в России и странах  сопредельных. Налаживание культурных, научных и политический связей, формирование институтов по инициативе самих регионов. Устранение пробелов в законодательстве для более выгодного сотрудничества.  

 К  тому же, названные Тян-Шанским колониальные базы обладают огромным потенциалом. В современной России, оплотом развития и «городом надежд» является Москва. Это, естественно, уже не та столица, о которой писал Тян- Шанский.  Но тенденции  одни и те же, проблема осталась до конца не решенной. Ни плотность населения, ни в экономическом плане указанные выше регионы относительно Москвы не выросли. Более того, наблюдаются обратные процессы- огромный поток миграции из регионов в центра, а это не просто потеря рабочей силы, но и потеря интеллектуального ресурса.

2.3. Потенциал регионов.

У России и народов Евразии общие ценности, отвечающие евразийским принципам  альтерглобализма. Исторически, Россия- не Европа и не Азия, а особая цивилизация. В процессе альтерглобализации интеграция стран от России должна уйти на Восток, так как является научным фактом близость русских с тюркоязычными племенами. А именно, с времен нестяжятельской традиции, осталось понимание «свободы» не для самой себя, денег не ради денег, всё это лишь средство для общественного развития, но не самоцель.

  Для  последующей интеграции важным  центром, по Тян- Шанскому является  наряду с Уралом, Прибайкалом  и Туркестаном- Алтай. Алтай является частью Сибири, и если брать во внимание его потенциальное значение, то необходимо рассматривать в контексте сибирских проблем. Как конкретно можно усилить политическую мощь региона?

  1. Тян-Шанский предлагал перенос столицы в Екатеринбург. На сегодня в политических кругах распространена точка зрения о необходимости переноса властных федеральных структур в Новосибирск. Это теоретически будет логично и с точки зрения более эффективного управления, так как географический центр России вовсе не в Москве, и с точки зрения потенциальной интеграции приграничных территорий Сибири. Так, например перенос столицы в приграничных странах уже есть. При том положительный. А именно, опыт Казахстана, где в 1997 году было принято решение перенести столицу государства из Алма-Аты в Астану. Опыт Казахстана показывает, что, при переносе столицы в Астану, в центре Казахстана началась новая жизнь, началось освоение территорий до этого представлявших лишь голые степи. Соответственно внимание стало уделяться неразвивающимся территориям, но территориям с огромным геополитическим потенциалом. Эту идею поддерживают и жители Дальнего Востока. По данным социальных опросов, около 80 % за перенос столицы из Москвы, 34% из которых конкретно в Новосибирск.14

    Учитывая  всё радикальность и затратность такого проекта, среди интеллигенции и чиновников уже неоднократно поступали предложения о переносе Федерального собрания в Новосибирск. Это, во-первых означает то, что власть будет видеть проблемы региона и неэффективность использования его потенциала. Во-вторых, наличие властных структур означает сосредоточение финансов и их использования, развития на территории Сибири. Так, потенциально развитая Сибирь, являющаяся административным центром должна развивать отношения с приграничными территориями Востока, образуя единую силу в процессе глобализации.

  1. Локальная регионализация. Тян- Шанский писал о создании «колониальных баз», обуславливая их географическое и культурное преимущество. В современном мире, эти базы могут стать «точками отсчета» для регионализации. Рассмотрим более конкретно на примере Алтая, как одной из таких баз.

В предыдущих параграфах были обозначены приоритеты, на основе которых должна проходить  интеграция. Так, на примере на Алтае, как части Сибири, и на приграничных территориях (Монголия, Китай, Казахстан), можно обозначить ментальную общность населения. А именно, если развивать экономически регион, то как минимум не будет миграции в центр, соответственно, не будет моральной адаптации к столичным условиям. Так, в книге Ю. В. Попков написал, что на основе обобщения результатов конкретно-социологических исследований в разных регионах Сибири, Восточного Казахстана и Западной Монголии показано, в современных условиях глобализации и интенсификации цивилизационных взаимодействий, глубоких социальных трансформаций, осуществляемых по образцу западной цивилизации, либерально-рыночные ценности у проживающих здесь народов не стали доминирующими. Гораздо большее значение имеют традиционные ценности коллективизма и коллективной собственности, общего порядка и стабильности, приоритет общественных интересов и ориентация на сотрудничество, что составляет устойчивую основу евразийской цивилизационной общности народов. Для изучения особенностей базисных ценностей народов Евразии сотрудникам сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (ИФПР СО РАН) разработана оригинальная методика выявления западно-восточных цивилизационных дихотомий предпочтений, которые определены исходя из широко распространенных представлений о ценностях, доминирующих на Западе и на Востоке. « К числу восточных ценностей относятся: традиционализм, приоритет духовного над материальным, приверженность к сельскому образу жизни, коллективизм, коллективная собственность, государственный патернализм и общественный порядок, приоритет морали над правом, привычка к скромности и уважение к родовым этническим корням и природе. К западных ценностям относятся: ценности либерализма, рыночной экономики, где гарантами выживания являются индивидуализм, частная собственность, рациональность, личная инициатива, доминирование материальных ценностей достатка, права, а прогресс ассоциируется с модернизацией и покорением природы. Таким образом, можно говорить о том, что в современных условиях глобализации и интенсификации цивилизационных взаимодействий, глубоких социальных трансформаций, осуществляемых на базе ценностей западной цивилизации, у народов Внутренней Евразии сохраняется сложившаяся в результате многовековых связей и совместной жизнедеятельности сходство базисных ценностей, составляющих основу данной цивилизационной общности.»15 К тому же, Природный потенциал Сибири по запасам нефти и газа составляет основу национального богатства России, и по самым скромным расчетам, можно оценить в 20 трлн. долларов. Это составляет половину стоимости разведанных запасов всех минерально-сырьевых ресурсов, или две трети стоимости разведанных запасов топливно-энергетических ресурсов страны.    Без Сибири ни Россия, ни Европа (если ей не поставлять газ) не проживёт. Экономический потенциал в виде природных ресурсов огромен не только по российским меркам, но и по европейским. Поэтому, потенциально, финансовое обеспечение регионализации есть. Но во многом Сибирь зависит законодательно от центра, не обладая административными ресурсами. Необходимо разворачивать демографическую волну в сторону Сибири и Дальнего Востока. Для молодёжи Зауралья именно здесь должна найтись интересная работа.

На колоссальный ресурсный потенциал Сибири прежде возлагались большие надежды. У Сибири есть ограниченное во времени «окно возможностей». Это тот период, когда производственный и ресурсный потенциал региона можно обратить в фактор развития. Если пропустить этот интервал, общая ситуация, не исключено, изменится настолько, что станет затруднительно конвертировать упомянутый потенциал в уровень социально–экономического развития.

       Сегодня, для политики федерального центра характерно неравномерное перераспределение финансовых поступлений от добычи сырья явно не в пользу регионов. К тому же Федерация порой и не предлагает иных линий развития, кроме поддержки или открытия добывающих производств. Впрочем, инициатива общественности и регионализация, как процесс объединения политических и экономических сил может коренным образом изменить ситуацию. Человеческий ресурс, экономический, а главное культурный в «неразвитых» регионах России есть. Так, к примеру, на Алтае следует отметить наличие еще одного главного ресурса- экологического. Сохранилась девственная природа, незатронутая техническим прогрессом и слепым потреблением. Это очень важно в условиях глобальной дестабилизации биосферы.

Безусловно, нужно сделать акцент на разработке эффективной миграционной политики, которая позволит «впустить» в Сибирь необходимый для её развития человеческий ресурс, но не «импортировать» при этом преступность, бедность, межэтническую напряжённость и прочие неприятные вещи.

Для депрессивных регионов Сибири должны быть созданы  ниши, осваивая которые, они со временем превратятся в экономически и социально состоятельные. Можно формировать в таких регионах природные резерваты, возрождать традиционное хозяйство либо повышать ценность природных ресурсов новыми технологиями их переработки. Все эти цели не могут быть достигнуты и даже поставлены без активности сильных субъектов, которых отличают стратегическое мышление, чётко заявленная позиция. Необходима их кооперация, определение разумных и понятных правил игры. К числу таких субъектов относятся федеральное и региональные правительства, законодательные органы власти, муниципалитеты, крупные компании, университеты.

Нормативной платформой для развития Сибири должны стать решения, принятые на уровне Федерации. Это законы и правовые акты, регулирующие тарифную политику, налоговый режим. Но главное — нужна политическая воля для того, чтобы можно было реализовать намеченные меры.

Сибирь  — это красивейшее место, лёгкие планеты. И здесь нужны не столь уж значительные условия , чтобы обеспечить людям надлежащий комфорт. Если будет избран путь заселения, разумеется, возникнет необходимость в привлечении дополнительных финансов.

В Сибири абсолютно другие условия для материального производства. Тут исторически не может быть борьбы всех против всех. В условиях сибирского климата по определению невозможна конкуренция с остальным миром.  

Если  уж говорить о финансовых затратах на развитие региона, то ряд сибирских  территорий вполне может обойтись без  дополнительных вливаний из федерального бюджета. Оставьте сибирякам хотя бы половину того, что они зарабатывают здесь, дайте использовать эти средства на благо России.

В 21 веке Сибирь остаётся одним из самых важных в геополитическом отношении регионов России. Очевидно, что для страны с точки зрения её будущего единственно приемлемым является сценарий ускоренного развития Сибири. Однако сам по себе он не реализуется — необходимы совместные усилия. Знаменитый тезис Михаила Васильевича Ломоносова о том, что могущество России будет прирастать Сибирью, актуален сегодня, как никогда. Могущество, богатство, процветание и, может быть, сама судьба России будут зависеть от того, сумеем ли мы переломить нынешнее течение событий и избрать правильную точку приложения наших сил. Их потребуется немало, но дело того стоит. Россия без Сибири — не Россия.

Таким образом, Сибирь, как регион обладает огромным потенциалом. Алтай, как колониальная база и часть Сибири так же обладает рядом приемуществ.     На территории Большого Алтая есть все условия для развития евразийского сценария глобализации, как альтернатива идеям либерализма. Интеграция приграничных территорий России, Китая, Монголии и Казахстана- своеобразный вызов глобализму. Главными приоритетами евразийской интеграции являются экологические и нравственные. Так, например приоритет духовный над материальным. Удовлетворяя только низменные потребности человек падает до уровня животного, вытесняя духовную его составляющую.  На Алтае сохранились традиционные культуры с приоритетами религии над слепым потреблением, сохраняя в человеке духовное начало. Актуальна в связи с этим и традиция нестяжательства. Главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Этот принцип может противостоять техногенности современного глобализма.

К тому же можно развивать альтернативные источники энергии.  Экологическая безопасность важнее экономической выгоды. Яркий пример- ситуация с плоскогорьем Укок- как следствие современных глобальных приоритетов. На Алтае сохранилась экологически чистые природные места. Здесь присутствуют все ландшафтные зоны Евразии. Такие регионы, как Алтай в условиях кризиса экологии становятся потенциально «регионом-будущего», так как над природными стихиями человек не властен . Что касается борьбы с атономным индивидуализмом, то в Сибири и на Алтае все- таки сохраняется приоритет личности над государством. Не в либирально-индивидуалистическом понимании, а в понимании соборной организации общественной и политической жизни, описанный в первом параграфе. В данном случае человек не замыкается в собственной значимости, но и не теряет свою индивидуальность в коллективной жизни и взаимопомощи. На Алтае исторически больше была развита общинность, нежели этатистские начала. Дух коллективизма в связи с климатическими и культурными особенностями жив и по сей день. Русскому, монголы, казаху и китайцу чужд крайний индивидуализм. Взаимопомощь является характерной чертой ментальности этих народов, в наших исторических условиях по-другому выжить не просто нельзя, а как минимум эгоцентрично.  Такая традиция на Алтае во многом содействуют принципу органической интеграции, «снизу вверх», от регионов к центру. Еще одним важным принципом, лежащим в основе потенциальной интеграции с колониальной базы Алтая- приоритет этнической самобытности над космополитизмом. Каждый народ - индивидуален, со своей историей, языком и культурой. Недопустимо формирование надэтинического советского человека без внятной национальности, либо космополита, который якобы абстрагируется от собственной культуры. И опыт СССР, и современный глобализм еще раз подтвердили главный исторический принцип развития человечества: каждый этнос имеет право на самобытность. На Алтае благоприятная почва для международного сотрудничества. Здесь мирно существовали все мировые религии, буддистские и шаманские культуры. На Алтае находят корни различные этносы. Историческому населению Алтая характерны евразийские принципы «быть собой» и «познать себя», а значит и уважение других культур без ущерба собственной.

Информация о работе Евразия в контексте глобализации