Государство, место и роль в политическую систему общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:48, реферат

Описание работы

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система. Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....................
1. Сущность государства и закономерности его развития
2. Политическая система общества……………………………………………………………..
3. Место и роль государства в политической системе общества………………
Заключение ……………………………………………………………………………………………………..
Список использованной литературы …

Работа содержит 1 файл

политология3.docx

— 50.56 Кб (Скачать)

      Партии   могут   быть   классовыми,    национальными,    религиозными, проблемными,    государственно-патриотическими,    формирующимися     вокруг популярной политической фигуры, так называемые ''партии''.

      Другим  субъектом  политической  системы   выступает  движение.  В   них отсутствует  жесткая  централизованная   организация,   нет   фиксированного членства. Программу  и  доктрину  заменяет  цель  или система политических целей. Доминирующая тенденция в современных условиях предпочтение  движениям перед партиями.

      Очередным  субъектом политической системы  выступают  группы  давления. Для  них   характерны   строгая   конспирация,   сокрытие   целей,   жесткая иерархичность построения,  строгая  дозировка  о  структуре  и  деятельности организации.

      Политическая  система состоит из противоположных сторон, находящихся  в отношениях  противоречия.  Разрушение  таких   противоречий   и   составляет внутренний источник ее саморазвития.

     Важное значение для процесса развития  имеют внутренние  противоречия объективного плана. Разрушение такого рода противоречий  означает  обретение качественно новой, более высокой  формы  движения.  Примером  может  служить деятельность демократического государства по преодолению одного из  основных противоречий между государством и гражданином.

      Противоречия  субъективного  плана,  вызванные   несовпадением  идейно- политических,  психологических  и  правовых   установок   господствующей   в обществе  моралью,  законностью  и  правопорядком,  разрешается  или   путем искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса.

      Среди   всех   многообразных   оснований   классификации   политических закономерностей,  наиболее  общее  значение  имеют   такие   критерии,   как институционность,  глубина и универсальность их  исторического действия, классовая сущность.

      Совокупность  приемов,  методов,   способов,   средств   осуществления политической власти называется политическим режимом.

      Выделяют  следующие их типы:

- демократические  – когда  обеспечивается  право   на  участие  народа  в решении государственных дел, уважаются и охраняются права человека;

- авторитарные –  когда функции управления обществом  сосредоточиваются  в одном  лице или узком социальном  слое;

- тоталитарные –  когда отрицаются или значительно  ограничиваются права и  свободы личности, жестко контролируются авторитарным государством  все стороны жизни общества.

      Политическая  система правового государства  базируется на: во-первых, изменении истолкования источника права, когда им становится не государство, а личность;   во-вторых, изменении представления о соотношении между государством  и законом. Согласно концепции правового государства  не  любая  возведенная  в закон воля есть  право,  а  только  такая,  которая  не  противоречит  и  не нарушает права человека, но укрепляет и защищает их;  в-третьих, утверждение в обществе и его  политической  системе  такого политического качества, как уважение к закону, исходя  из  рассмотрения  его как основного, доминирующего фактора.

     Политические  системы,  действующие  на  основе  принципов   правового государства имеют существенные признаки, к которым следует отнести: легитимность (принятием населением государственной власти,  признание ее права управлять и согласия подчинятся); легальность,   т.е.   нормативность,   выражающаяся   в    способности оперировать и ограничиваться законом;  безопасность, важнейшими аспектами которой являются:

- военный, т.е.  способность государства защитить  общество;

- правовой, т.е. наличие  реальных гарантий личности;

- экологический;

- технологический;

 - информационный;

- экономический.

      Исходя  из этих принципов,  сущностными  чертами  политического  режима демократии являются:

  - правление большинства;

  - свобода критики и оппозиции правительству;

  - защита меньшинства;

  - лояльность меньшинства к политическому сообществу.

      Закономерности  развития  политической  системы   представляют   собой объективные, устойчивые,  повторяющиеся  связи,  характеризующие  сущностное единство и динамизм политических явлений на различных этапах бытия.

      Политическая  система состоит из противоположных  сторон, находящихся  в отношениях  противоречия.  Решение,   преодоление   таких   противоречий   и составляет  внутренний  источник  ее  саморазвития.  Разрешение   внутренних противоречий  не  означает  их  ликвидацию  путем   уничтожения   одной   из противоборствующих сторон, а обретение этой стороной  новых  качеств,  новых форм   движения.   В   качестве   примера   может   выступить   деятельность демократического государства по преодолению одного из основных  противоречий классового общества – между  государством  и  гражданином.  По  мере  своего развития   государство   под   воздействием    демократических    институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов  и режимов регулирования,  обеспечивающих  свободу  и  развитие  личности.  Это получает отражение в конституциях и других правовых актах.  Идет  постоянная борьба   по   изменению   соотношения   между   потребностями   граждан    в самоуправлении   и   противодействием   этому   бюрократического    аппарата государства  в  сторону  возрастания  степени  участия   народных   масс   в управлении государственными делами.

      Внутренние  противоречия политической системы,  а  именно  политический конфликт,   политический   кризис,   социально-политический    кризис    для демократической политической  системы  вполне  допустимы  и  конституционны. Именно  поиск  выходов  из  этих  противоречий  и  объясняет  закономерности развития самой политической системы общества.

      Противоречия  субъективного  плана,  вызванные   несовпадением  идейно- политических, психологических  и  правовых  установок  отдельных  личностей, организаций   с   господствующей   в    общество    моралью,    законностью, правопорядком,  разрешаются  путем   уничтожения,   искоренения   негативных проявлений,  или   путем   достижения   согласия   между   заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в  политической  сфере  жизни общества – реальный процесс, соотносящийся с внутренним и внешним  порядком. Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.

      Таким  образом, в свете исторического  опыта становится все более  ясным, что  демократическая  политическая  система  -  это  организация  легальной, опирающейся на законы и подконтрольный  обществу  власти.  Она работает  на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов. 
 

3.  Место и роль  государства в  политической системе  общества.

     Характеризуя роль и место государства в политической системе  общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно -  в любой стране  и на любом этапе развития  общества  -  выступает  как  самая  массовая  и  самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться  объединить  вокруг себя  различные слои населения.

     В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение,  действующее  ради  всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1  “Союз Советских  Социалистических  Республик  есть  социалистическое  общенародное государство, выражающее волю и интересы  рабочих,  крестьян,  интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”),  и  в  Конституции  Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права  и  свободы  являются  высшей ценностью.  Признание,  соблюдение  и  защита  прав  и  свобод  человека   и гражданина –  обязанность  государства”,  ст.  3  “…единственным  источником власти в Российской Федерации является ее  многонациональный  народ”),  и  в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в  целях  образования  более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего  спокойствия, организации  совместной  обороны,   содействия   общему   благосостоянию   и обеспечения нам и нашему потомству благ  свободы,  учреждаем  и  вводим  эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).

      Аналогичные  стремления выражать волю всего  народа проявляли себя  и   в конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую  является только социальным фоном,  за  которым  скрывается  реальная  государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному  слою  или  правящей группировке.  В  реальности  же  именно   те,   в   чьих   руках   находится государственная власть, являются реальными  творцами  внутренней  и  внешней политики.

      Сказанное,  однако, не  означает,  что  государство   ограничивает  свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у  власти  правящими  кругами. Напротив,  государство  прилагает  реальные  усилия  для  расширения   своей социальной базы, которая обеспечивает  ему  стабильность.  В  идеале  каждое современное государство стремится к  тому,  чтобы  его   социальная  основа, закрепленная конституцией, которую  составляют  все  подданные  государства, превратилась   в   его   реальную   основу.   Для   проведения   эффективной деятельности, то  есть  полноценной  реализации  своих  функций  государству необходимо  иметь  как  можно  большее  число  убежденных  сторонников   его внутренней и внешней политики.

     Особое место и роль  государства в политической  системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся  огромные  материальные  и финансовые  ресурсы.  В   некоторых   странах   оно   является   монопольным собственником основных средств и  орудий  производства,  что  особенно  ярко проявлялось  во  внутриполитической  деятельности  бывших   социалистических стран. Так,  в СССР  в исключительной собственности  государства  находились земля, ее недра, леса и воды,  а  также  основные  средства  производства  в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и  т.д.,  иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.

      Как  показывает практика, наличие хорошо  развитой государственной формы собственности  необходимо  для  нормального  функционирования   государства. Однако,  как   считают   отечественные   правоведы,   необходимым   условием стабильности   общества   и   политической   системы   в   целом    является сосуществование  на  равных  правах  самых  различных  форм   собственности. Государство  в  этом  смысле  не  должно   подавлять   прочие   составляющие общественной системы.

      Основное  отличие  государства  от  других   политических   институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая  власть  в обществе. Его  властная  сила  универсальна:  она  распространяется  на  все население и общественные партии данной страны; она держится на  прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные  организации,  кроме  нее, не располагают. К таким средствам  воздействия  относятся  законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

      Политические  партии и массовые общественные  организации  также  могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать  их нормальное функционирование. Однако в отличие от  государственного  аппарата они не имеют в свое структуре, например,  таких  органов,  которые  призваны охранять действующую в обществе правовую систему  -  органов милиции,  суда, прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих  в  интересах  всех  членов общества.

      Среди  различных элементов политической  системы государство  выделяется еще и тем,  что  располагает  разветвленной  системой  юридических  средств, которые  дают  ему  возможность  управлять  многими  отраслями  экономики  и оказывать   воздействие   на    все    общественные    отношения.    Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные  органы  не  только издают в  рамках  своей  компетенции  нормативно-правовые  и  индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному  -  путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением  постоянного  контроля  за точным осуществлением этих актов,  применением  в  необходимых  случаях  мер государственного принуждения.

      Следует  отметить, что в некоторых   странах   общественные  организации могут  иметь  в  своем  распоряжении  неприсущие   им   юридические   рычаги воздействия.  Однако  они,  в  отличие  юридических   средств   воздействия, находящихся в руках различных государственных  органов,  носят  ограниченный характер.  Возникают они у общественных организаций не в силу самой  природы данных объединений, а в результате того, что само  государство  наделило  их правом издания юридических актов.

      Наконец,  государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти  выступает  как  один  из  признаков  государства.   Его   содержание заключается в верховенстве этой власти по  отношению  ко  всем  гражданам  и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в  независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

      Итак, государство и общественные  объединения   –  это  самостоятельные части политической системы. Они  обладают  внутренней  самостоятельностью  и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

      Функционирование  политической  системы  общества  осуществляется   на основе правовых норм. Все  организационные  структуры  политической  системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой  фундамент государственной и общественной жизни.

Информация о работе Государство, место и роль в политическую систему общества