Этапы федерализма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Для выяснения современных проблем российского федерализма, на мой взгляд, необходимо проанализировать процесс развития и укрепления федерализма как принципа в России.
“В становлении российского государства с древних времен прослеживаются две противоположные тенденции. Одна заключается в стремлении отдельных княжеств и земель к саморазвитию, сохранению самобытности и са-мостоятельности.

Работа содержит 1 файл

Пизда.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Таким шагом стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Сам факт проведения референдума по принятию Конституции, одобрение ее большинством населения, отражение в ее тексте основных положений Федеративного договора (в прежней Конституции он был ее составной частью) недвусмысленно свидетельствуют о конституционном характере образования Российской Фе­дерации. В этом нашло законодательное закрепление исторически сложившееся единство народов, населяющих Россию, в ее составе сформировавших свою государ­ственность. Это ни в коей мере не ущемляет националь­ного чувства народов, не умаляет их вклада в становле­ние российской государственности, экономики, науки и культуры. Но факт остается фактом, что весь народ многонациональной России высказался за сохранение единого Российского государства в его исторических границах. Что касается федеративного Договора, то со­ставляющие его документы принимались полномочными представителями субъектов Российской Федерации и касались только разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государ­ственной власти и органами власти субъектов Российс­кой Федерации.

Так на основе ранее унитарного Советского государ­ства, хотя и именовавшегося федерацией, возникла со всеми присущими атрибутами, самая крупная в мире по числу субъектов Российская Федерация. Однако, доставшееся от союза территориальное деление не вписывалось в капиталистическую современность.

Около полутора десятков регионов страны составля­ют группу наиболее бедных. (Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария,  Калмыкия и пр).

35 регионов входят в группу малообеспеченных (Республики Алтай, Мордовия, Чувашия и др.; области Калининградская, Ленинградская, Псковская, Челябинская и пр.; края Краснодарский, Хабаровский, Приморский: Ненецкий, Корякский автономные округа).

24 региона составляют группу относительно благопо­лучных. В них покупательная способность денежных до­ходов населения составляет в среднем-2-3 прожиточных минимума.(Это Республики Карелия, Коми; области Мурманская, Вологодская, Калужская, Тульская и пр.) Лидирующее положение в стране по доходам на душу населения и по их покупательной способности занимает Москва (9 прожиточных минимумов). От пяти до семи прожиточных минимумов имеют в среднем и главные нефтегазодобывающие регионы: Тюменская область и входящие в ее состав автономные округа. Эти регионы обеспечивают нормальную полноценную жизнь (по мер­кам нашей страны).

Следует, однако заметить, что большой разрыв в уровне доходов между регионами неизбежно ведет, как свидетельствует история, к серьёзным бедам, которые нам ещё предстоит испытать.

Ряд регионов испыты­вает сегодня сложности в силу исторических причин, прежде всего из-за прошлой экономической ориентации. Так, Хабаровский край, будучи в советский период про­мышленной базой, обеспечивающей отечественные воо­руженные силы в районе тихоокеанского побережья, и полностью зависящий от поставок из центра всего — от каменного угля до продовольствия — сегодня оказался в чрезвычайно сложном экономическом положении.

Таким образом, Российская Федерация унаследовала от прежней РСФСР следующее деление: национальные республики в составе России, края, области, автономные округа, города федерального значения, автономная об­ласть. Обретение субъектом Федерации той или иной формы не имело какого-либо объективного критерия и осуществлялось в значительной степени спонтанно, ис­пользуя главным образом то деление, которое было унас­ледовано от прошлой административно-командной системы.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, когда все вопросы я попытался осветить, стоит подвести выводы.

Российский федерализм представляет собой сегодня один из правовых принципов, на которых держится наше государство. Проблемы, о которых было сказано выше мешают целенаправленной политике в данной сфере и государство пытается их решить. Но, на мой взгляд, те проблемы, которые встали нерушимой стеной перед нашим поколением останутся ещё достаточно долго, т.к. реальных просветов по данному вопросу не наблюдается. Многие иностранные государства по прежнему чинят нам препятствия на нелегком пути построения нашей государственности. Это во многом, на мой взгляд, объясняется тем, что в Конституции есть очень много про­белов, которые следует решить:

1. Всем без исключения субъектам Федерации необходимо предоставить единый правовой статус. Так называемые "сложнопостроенные" субъекты в этой связи должны будут утратить качество таковых. "Уже одно то, что один субъект Федерации входит в другой, - совершенно справедливо замечает В.Е. Чиркин, - представляет собой юридический нонсенс, неизвестный мировой практике". В контексте возможного приобретения в будущем субъектами Федерации единого правового статуса некоторые исследователи не без основания предлагают их укрупнить и сформировать, в частности, такие субъекты, как Западная и Восточная Сибирь, Северо-Запад, Центральная Россия, Дальний Восток и т.д. На мой взгляд, подобного рода предложения в принципе оправданы.

2. Целесообразно выбрать единое наименование для всех субъектов Федерации  - может быть, область  или губерния. Всем субъектам Федерации следует предоставить право принимать свои Уставы (а не Конституции).

3. Необходимо конституционно зафиксировать общие и единые принципы взаимоотношений федерального центра с регионами, равно как и общие и единые принципы порядка формирования, организации и функционирования представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

 

Дело в том, что, смею утверждать, общество наше по своей психологии остается во многом феодальным, и федерализм наш тоже несет на себе известный отпечаток этого.

Вряд ли было бы правильно обвинять в этом только власть, хотя она, конечно, несет огромную долю вины. Но если каждый из нас спросит себя: а хотим мы сами участвовать в управлении государством? И вообще хотим ли мы чего-нибудь, кроме «низменных», плотских желаний. Боюсь, ответ будет чаще всего отрицательный. Многие скажут, что у нас просто на это времени нет (да и мозгов), желания, да и вообще, зачем нам это все? Зачем нам собираться на всякие собрания, выносить какие-то там ре­шения, над чем-то думать, когда проще, чтобы были какие-то управляющие, которые бы все эти проблемы и решали.

В зарубежных государствах очень много людей, которые, во всяком случае, изъявляли готовность, желание, заинте­ресованность в самоуправлении, в гражданс­ких инициативах и т.д. У нас же я этого не вижу. И не увижу ещё очень долго. Ибо режим давит на корню все гражданские инициативы исходящие не от неё и её прихлебателей, а от оппозиции и простых граждан.

Но очевидно, что у нас должно пройти еще какое-то время, и достаточно длительное, даже при наличии самой демократической Консти­туции, чтобы все демократические принципы, включая принципы федерализма, реально на­чали действовать. По данному поводу М.В, Баглай думает, что это произойдет не ранее, чем еще через одно-два поколения. А сегодня мы имеем, с одной стороны, такие из­вращения федерализма, как чрезмерный цент­рализм, стремление, как говорится, тащить и не пищать, а, с другой стороны, каждый начальник внизу стремиться ухватить побольше власти, но именно только для себя, и не позволяет переда­вать ее еще ниже.

Все эти проблемы могут решаться, на мой взгляд, только очень постепенно. Работать, ко­нечно, надо в этом направлении. В отношении самоопределения индивида я хочу сказать, что, опять-таки, очень много в на­шей психологии еще феодального или, может быть, регионалистского, восточного и т.п. У нас все-таки значительное большинство людей все еще стремятся находиться в составе какого-то коллектива, который рассматривают как свою опору и защиту. А власть навязывает на принципы чрезмерного индивидуализма

Словом, демократические федеративные от­ношения, как и другие демократические отно­шения, развиваются, но быстрых изменений ждать не следует.

         Сегодня 14 марта 2004, когда я дописываю эту работу, страна “выбирала” президента. А точнее подтверждала полномочия. В выборе моих сограждан я не сомневаюсь. Они выберут нынедействующего президента. Наши сограждане сделали свой выбор не на основе своей гражданской позиции, а на основе того, что им активно навязывали СМИ, дошло даже до смешного: для того, чтобы обеспечить явку, власти раздавали людям бесплатно хлеб, пенсионерам измеряли давление, а молодежи предлагали билеты в один из ночных клубов нашего города. А наша власть твердит нам о построении в РФ «гражданского общества». Так вот: пока наши люди не научаться хотя бы элементарно читать разнообразные информационные издания, смотреть на вещи, не только с той точки зрения, которую им навязывает власть, а иметь собственное мнение, тогда мы сдвинемся с «мертвой» точки, на которой пребываем последние 20 лет. И ещё: пока у нас в стране не будет реально действующего гражданского общества (а не навязанного властью), национальной идеи, доступа к СМИ оппозиции, справедливых законов и нормальной власти социальной направленности, ни принцип федерализма, ни принцип унитаризма, ни какой-либо другой принцип нормально действовать не будет.

 

 

 

 

 

 

 

   Библиография:

I. Нормативно – правовые акты:

1.                  Конституция РФ. М.: Объединённая редакция МВД России, 1998. 64с.

2. Декларация о государственном суверенитете //Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1990. № 2. Ст.22.

3.Федеративный договор. Принят: Москва, 31 марта 1992 г. Взят из правовой системы «ГАРАНТ».

4. Конституция общенародного государства (Собрание). М.: Политиздат. 1978, 422 с.

 

II. Монографии:

1. Александров Д.В Мы живём в Российской Федерации. М.: 1999. 558 с.

2. Баглай М.В КПРФ М.: Норма-Инфа. 1999. 776 с.

3. Бакунин М.А Бакунин «Государственность и анархия» М: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 473 с.

4. Болотин Э. Л Боль нашего федерализма. М., 1998. 225 с.

5. Викторов А.Н Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998.

№ 3. 56 с.

6. Владимирова В.В Некоторые правовые проблемы современного российского федерализма. М., 1995. 347 с.

7. Золотарева М.В Федерация в России: проблемы и перспективы. М.: Пробел, 1999. 253с.

8. Ленин В. И Полное собрание сочинений, т. 24, Извлечено с Интернет - сайта    www.communist.ru

9. Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения, т. 7. См. там же: www.communist.ru

10. Калина В.Ф Федерализм в России//Социально – гуманитарные знания. 1999. № 3. 290 с.

11. Кара-Мурза С.Г «Советская цивилизация» М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 768 с.

12. Крылов Б.С Государственный суверенитет России: как его понимают в Казани. «Журнал российского права» №11, ноябрь 2001г.

13. Некрасов С.С. Некоторые проблемы российского федерализма// Журнал российского права. 1999. № 10. 95 с.

14. Синюков В.Н. О форме федерации в России// Государство и право. 1993. № 5. 78 с.

15. Сталин И. В.  Сочинения т. 4, См. там же: www.communist.ru

16.  Эбзеев Б.С. Карапетян Л.М. Российский федерализм// Государство и право. 1995. № 3. 78 с.

17. Якунин В. Ю. Централизм в Российской Федерации. СПб.: «Манускрипт» 1995. 270 с.               

 

1

 



[1] Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998. № 3. с 32.

[2] Викторов А.Н. Из истории российского федерализма// Российская Федерация.1998.  № 3. с. 45. 

[3] Бакунин М.А «Государственность и анархия» М.:ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 с124-125.

[4] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 7, с. 265-268.

[5] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 24, с. 143-152

[6] Конституция общенародного государства. М., 1978, с. 208

[7] Сталин И. В.  Сочинения т. 4, с. 66-73

[8] Сталин И. В.  Сочинения т. 4, с. 93-97.

[9] Конституция общенародного государства. М., 1978, С. 213.

[10] Конституция общенародного государства. М., 1978. С. 234.

[11] Александров Д.В. Мы живём в Российской Федерации. М., 1999. с. 281.

 

[12] Государственный суверенитет России: как его понимают в Казани. Б.С Крылов «Журнал российского права»   №11, ноябрь 2001г.

[13] Болотин Э. Л. Боль нашего федерализма. М., 1998. с 48.


Информация о работе Этапы федерализма в России