Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

 Экологическая  проблема в её современном  виде возникла в 60-е годы текущего столетия. С этого времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств.

 Экологический  кризис – это резкое ухудшение  состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы (одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации).

      В настоящее время ежегодно выводится  из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, погибает от пожаров и кислотных дождей более 11 млн. га леса. Под угрозой исчезновения находится до 10% растений и 30% животных. Биомасса суши уменьшилась на 7%, а её продуктивность на 20%. Интенсивность жизни в Мировом океане упала на 30%.

        В различных регионах планеты  возникли зоны бедствия, где загрязнение  окружающей среды превысило все  мыслимые нормы (а не только  установленные). Самыми загрязнёнными  являются Европейский континент,  в США - «Кремниевая долина», в Англии – «Северная долина», в России – бассейны рек Волги и Урала и т.д.

      Специфика глобальных проблем состоит, прежде всего, в том, что они касаются каждого живущего на Земле человека, требуют для своего решения объединённых усилий всего человечества. Наконец, они все находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них невозможно без учёта других проблем.

        Глобализация человеческих проблем  закономерно предполагает гуманизацию  международных и межгосударственных  отношений. Это означает, что политика ведётся ради людей, что интересы человека, его права выше прерогатив государства: не люди живут ради государства, а государство функционирует ради людей, призвано быть их оружием, средством, а не самоценностью. Главный критерий государственных и общественных институтов – служение людям. Однако идея верховенства не должна превращаться в абсолют, отрываться от реальностей бытия.

        Взаимосвязь, масштабность и долговременность  глобальных проблем по-новому  ставит перед человечеством вопрос  о том, как нейтрализовать или хотя бы ослабить их. Речь идёт о необходимости совместного коллективного решения глобальных задач, объединения усилий всех стран мира и всех политических сил планеты. На каких основах это можно сделать?

        Понятно, что первым и главным условием является мир, мирное развитие, резкое сокращение военных затрат.

        Другим условием выступает всестороннее  сотрудничество, взаимный учёт интересов,  развитие науки и обогащение  её достижениями всех государств. Все народы сегодня должны  пройти трудные университеты глобальной проблематики и заново переосмыслить практику своей жизни, политику своих государств, переоценить свои ресурсы развития. Необходимо значительное расширение международного сотрудничества на самых разных уровнях – двустороннем, многостороннем, региональном и всемирном, с использованием различных международных институтов и организаций, и, прежде всего, ООН.

      Новые перспективы этого сотрудничества и решения глобальных проблем  открывает принципиальное изменение  положения дел в мире в результате ликвидации противостояния двух систем, краха тоталитарных режимов в Восточной Европе и Советском Союзе. Значительно спала напряжённость, началось сокращение ядерных арсеналов, численности войск, развернулся процесс мирного урегулирования региональных конфликтов.

        В этих условиях появилась  возможность строительства нового  международного политического порядка  на основе баланса интересов  различных стран и повышение  меры управляемости миром. 

     42. сущность. Структура,  уровни и формы  политической идеологии

     Понятие, структура, функции политической идеологии 

     Главное содержание, общие цели и социальное назначение политики обосновывается политической идеологией. Понятие идеология(от греч. idea – идея, образ и logos – учение слово) впервые ввел в научный  оборот французский философ и политик А. Дестют де Траси (1754-1836) в многотомном труде "Элементы идеологии". В его понимании идеология – это учение об идеях, которые должны выступать основополагающими принципами государства, права и воспитания.

     В эпоху Просвещения это понятие получило негативную окраску как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках и противостоящее рациональному, объективному познанию действительности. Это отрицательное отношение к идеологии было закреплено и событиями Великой французской революции, когда имело место массовое уничтожение людей во имя идеологических абстракций. И только со временем идеология получила признание.

     Опираясь  на достижения современной политологической мысли, политическую идеологию можно определить как систематизированную совокупность идей, относящихся к проблемам власти и устройства общественной жизни и отражающих интересы определенных групп (слоев, классов), которые служат закреплению или изменению существующих общественных институтов и отношений.

     Носителями  идеологии выступают, как правило, достаточно крупные общественные группы – это прежде всего классы: буржуазия, рабочий класс, мелкая буржуазия, интеллигенция, крестьянство, а также нации. Однако существуют и идеологии, не имеющие классового или национального выражения, а ориентируются на определенные ценности. Например, идеология анархизма (дословно - безвластие) привлекает в свои ряды сторонников максимальной свободы личности, не ограниченной никакой формой власти. Идеологию "зеленых" "исповедуют" представители самых разных социальных групп, ориентирующиеся на постматериальные ценности.

     Существующие  в обществе идеологии отражают социальную дифференциацию общества и прежде всего  характери остроту социальных, экономических, политических, религиозных, ценностных и иных конфликтов. Наиболее острая борьба идеологий происходит в странах с глубокими системными социальными конфликтами, связанными с проблемами переустройства общества.

     Характерные черты идеологий – групповой  эгоизм, идеализация, приукрашивание места и роли данной группы в обществе, ее противопоставление другим группам (классам), гипертрофированное выражение ее интересов, не учет интересов других слоев (яркий пример – марксизм с его учением о пролетариате как гегемоне в революционных преобразованиях общества и диктатуре пролетариата как выражающей интересы всех слоев общества). Эти отличительные черты идеологий определяются прежде всего их сущностной характеристикой как социально тенденциозной коллективной формы сознания.

     В обществе идеологии могут играть различную роль – и отрицательную, и положительную, укореняясь в массовой психологии и закрепляясь в нормах и традициях политической жизни. Они могут тормозить назревшие социальные проблемы, искусственно поддерживать классовые, национальные, религиозные и другие конфликты. Особенно это характерно для политических систем, не допускающих плюрализма идеологий, их свободного соревнования за влияние на общественное сознание. Но и в развитых демократических обществах роль идеологий не всегда однозначно положительна. И все же многообразие и противоречивость общественных интересов и ценностей, которое находит свое выражение и теоретическое обоснование в различных идеологиях, конституируют идеологии как необходимый компонент современного общества. Конструктивная роль идеологий определяется их базированием на общечеловеческих ценностях и национальных интересах.

     Три уровня: теоретико-концептуальный, программно-директивный и поведенческий.

     Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.

     Программно-директивный. На этом уровне социально-философские  принципы и идеалы переводятся в  конкретные политические программы, лозунги  и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата.

     Поведенческий. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок  в виде программ, лозунгов и требований приводит к определенному типу политического поведения. Сильная сторона идеологических систем, с точки зрения К.Мангейма, как раз в том и состоит, что они способны сплачивать людей и аккумулировать их энергию, направлять ее на определенные формы действия. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения.

     Структура идеологии в широком смысле слова, как общественного явления, помимо систем идей и их [c.675] компонентов, включает также идеологические отношения, идеологическую деятельность, идеологические учреждения и организации, идеологические процессы. Формы идеологии соотносятся с формами общественного сознания и подразделяются на политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественно-эстетическую, военную, прочие, имеющие самостоятельный предмет отражения и соответствующую форму выражения интересов. Политическая форма идеологии (политическая идеология) относится к числу наиболее распространенных и важных. Это обусловлено тем, что она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Одни политические идеи и ценности поэтому направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление. Другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации, в том числе недостаточно назревшей и полезной для общества. Политические идеологии, с точки зрения характера выражаемых идей, подразделяются на умеренные и радикальные, вплоть до экстремистских.  

     Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми  интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.  

     По  сфере распространения и политического  влияния, своему статусу, идеологии  разделяются на общественные и государственные. Первые проявляются и действуют  прежде всего в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и общественно-политических объединений, движений. Вторые — имеют государственный масштаб и проявляют [c.678] себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы и ценности. 

     43. типы современных  идеологий.

     Либерализм. Это самое распространенное идеологическое течение (от лат. liberalis - свободный), которое  сформировалось в конце XVII - XVIII вв. как  идеология восходящего класса буржуазии. В ее основу были положены идеи эпохи Просвещения, отраженные в работах Ш.Монтескье, Дж.Локка, Т.Гоббса, А. Смита, Т.Джефферсона и др. Основателем классического либерализма считается Дж. Локк. Основные принципы: верховенство закона; правовое равенство всех граждан; договорная природа государства, основанная на общественном договоре, с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества; политический плюрализм; терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям; веротерпимость; свободная конкуренция; рынок; частное предпринимательство. Важным достижением либерализма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов различных ветвей власти, а также идеи равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства.

     Консерватизм. Консерватизм (термин впервые употребил  Ф.Шатобриан в конце XVIII в.) возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков и выступает оппонентом либерализма. Предпосылкой возникновения консерватизма стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Французской революции 1789 г. Его создателями являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. де Бональд. Важнейшими принципами являются: нравственный абсолютизм; признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, естественным образом сложившегося порядка вещей; традиционализм (идея сохранения традиционных ценностей связанных с семьей, религией, сословными разграничениями); отторжение принципа равенства, как противоречащего самой природе человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"