Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

27. сущность и факторы  политической социализации  личности.

     Политическая  социализация личности 

     Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации.

     Кратко  можно сказать, что политическая социализация – это прежде всего  вступление, врастание личности в  мир политики: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия, врастание в определенную политическую культуру. Политические представления, ценности, установки не даются с рождением, а именно приобретаются по мере созревания личности.

     Начинаясь с раннего детства, политическая социализация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобретенные  представления, ориентации, установки  и навыки не остаются навсегда неизменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом и даже в преклонном возрасте в зависимости от различных факторов, и в первую очередь под воздействием личного общественно-политического опыта.

     Особенно  сильное влияние на процесс социализации оказывают переломные периоды общественного  развития. Некоторые события – войны, экономические кризисы, внутренние революции, достижение политической независимости – сильно влияют на изменение политических взглядов людей.

     Политическая  социализация осуществляется двумя  основными путями. Первый – это  передача новым поколениям политического опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нормах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через средства массовой информации и другие каналы. Второй путь – это приобретение личностью новых ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни и то и другое направление переплетаются, взаимодополняют друг друга.

     Социализация  может быть прямой – политические собрания и митинги. Избирательные кампании, политическая пропаганда, изучение политической жизни по школьной программе и косвенной, – например, невольное подражание детей родителям в политических предпочтениях. В социализации индивид не является полностью пассивным объектом. Но он и не единственный действующий субъект. Индивиды и социализируют и себя и социализируются извне.  

28. политическая деятельность  как форма активности  субъекта.

      Политическая  деятельность представляет собой совокупность организационных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность – это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть – управление людьми, человеческими сообществами.

      Сущность  политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных  элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

      В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые  отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и последних  к обществу. Через эти взаимоотношения идут сигналы активности на все другие сферы общественной жизни. Тем самым политическая деятельность как бы надстраивается над другими видами социальной деятельности и служит средством управления ими.

      В отличие от других субъектов социального действия субъект политической деятельности характеризуется в первую очередь тем, что он всегда выступает в виде организованной общественной силы (организованные социальные группы, классы, слои, национальные общности и т.д.). Высшей формой организации политической деятельности являются политические институты, включая государство, политические партии. Конкретные субъекты политической деятельности разнообразны. Отметим, в частности, два их вида: групповые (классовые, национальные, территориальные или региональные, корпоративные, элитарные) и индивидуальные (любая политически активная личность, действующая в единстве с группой) субъекты.

      Существенный  признак политической деятельности – ее рациональность, т.е. осознанная ориентированность на политические интересы, цели и ценности; взаимосвязь мотивов выбора целей и средств практических действий, познавательной и оценочной деятельности. Легитимность политической деятельности предполагает соответствие установленному порядку. В этом проявляется еще одна ее специфическая черта. Порядок означает ориентацию субъекта деятельности на обязательные нормы, общезначимые для данного политического общества.

      Политическая  деятельность отличается от других видов  социальной деятельности также тем, что для субъекта любого уровня она так или иначе связана с противоречиями между общими и частными интересами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий. Объективные противоречия интересов, возникающие на этой базе конфликты – глубинный источник и стимул политической активности в любых ее формах и видах, основная детерминанта. 

29. типология политической  деятельности.

Прежде всего рассмотрим типологию политических действий в зависимости от тех изменений которые они вызывают в сфере политических отношений По данному признаку можно выделить три типа действий: 

1) радикальные  (революции восстания контрреволюции) Данные действия отличаются: в  сфере отношений господства и  подчинения - сменой правящего социального  класса; в сфере власти - сменой  правящей группы путем использования средств насилия по отношению к прежним привилегированным группам; 

2) реформаторские (реформы и контрреформы) Инновации  реализуемые путем реформ, не  уничтожают основ власти господствующих  слоев а образуют лишь уступку  с их стороны Реформы осуществляют "сверху" с использованием легальных средств (например частичная национализация или напротив приватизация собственности) хотя при этом не исключаются и меры принуждения; 

3) политические  перевороты - государственный или  "дворцовый" переворот путч военный заговор Действия такого типа приводят к изменениям отношений только внутри самой власти в первую очередь к персональным изменениям в центре принимающем политические решения 

Обратимся теперь к типологии политических действий построенной с учетом особенностей субъектного взаимодействия С этой точки зрения можно выделить три основных типа политических действий: 

1) осуществляемые  в рамках самого механизма  власти связанные с обеспечением  функционирования политических  институтов (формирование органов власти и управления руководящих структур партийных и общественных организаций обеспечение их работы отбор кадров разработка программ и тд); 

2) осуществляемые  правящей группой в отношении  "среды" (принятие и выполнение  политико-управленческих решений завоевание поддержки в обществе); 

3) действия направленные  от социального окружения к  структурам власти 

Политические  действия можно подразделить на позитивные и негативные Предназначение первых заключается в том чтобы осуществлять определенные политические акции с целью получения желаемого нужного результата вторых же - в том чтобы ничего не предпринимать и тем самым позволить произойти определенным политическим событиям 

Политические  действия могут быть рациональными  и иррациональными В первом случае субъекты действия имеют четкие представления о своих целях условиях средствах и методах их осуществления способны эффективно их применять Однако абсолютно рациональных действий практически не бывает они всегда несут в себе элемент неопределенности Что касается иррациональных действий то они связаны как правило с политическими иллюзиями оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам Разумеется такие действия приводят скорее всего к неудачам 

Если рассматривать  политические действия на предмет их упорядоченности то можно выделить среди них стихийные и организованные Показателем организованности политического действия являются правильно выбранные стратегия и тактика 

Существует два  типа политических целей: конечные и  частичные Конечные цели как предполагается должны достигаться в итоге реализации стратегического замысла а частичные - на пути к конечным 

В зависимости  от степени сложности можно выделить простые и сложные политические действия Понятие "простые" здесь  употреблено условно так как политические действия по своей природе всегда характеризуются определенной сложностью Однако есть действия более простые и более сложные К "простым" можно отнести те в которых связь между действием и результатом имеет непосредственный характер Но в политике преобладают действия с высокой степенью сложности: многоразовые многоэлементные многоэтапные многосубъектные В этом контексте можно выделить: индивидуальные действия реализуемые отдельными личностями коллективные совершаемые территориальной или профессиональной общностью; групповые субъектами которых выступают социальные группы и общности; тотальные где участниками являются все социальные общности группы 

Политические  действия могут быть институциализированные или неинституциализированные Первый из этих видов составляют такие действия порядок осуществления которых регламентируется например законом уставом положением инструкцией традиционными нормами и обычаями дипломатическим протоколом и иными предписаниями Политические действия имеют тенденцию институциализироваться В этом заложен большой разумный смысл иначе политическая жизнь представляла бы собой невообразимый хаос Неинституциализированные действия могут быть связаны как с решением проблем не предусмотренных официальным "кодексом" протоколом инструкцией сложившейся неписаной традицией или уставом регламентом организационной структуры так и с нарушением установленных норм и институциональных компетенций 

Разным уровням  политической деятельности соответствуют  разные виды общественной сознательности Исходя из видов политической сознательности (научной и бытовой) можно выделить теоретическую и практическую политическую деятельность К теоретической политической деятельности можно отнести идеологическую законодательную социологическую научно-организационную и методическую а к практической - депутатскую правительственную работу в органах местного самоуправления политических партий общественно-политических движений участие в выборах референдумах опросах митингах маршах протеста пикетированиях и тд 
30. сущность и сфера политических отношений. Классификация полит отношений.

Политические  отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и  управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.

 Политические  отношения несут в себе все  необходимые атрибутивные качества  политики:

- их смысл  заключается в установлении связи  бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи;

- возникая при  активном участии сознания, политические  отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями;

- деятельный, активный  характер политических отношений  позволяет людям с их помощью  влиять на многие внешние и  внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития;

- их специфическим  инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние,  использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов.

 Нерасторжимым  единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения отличаются от экономических отношений, где доминируют частные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей.

 Отпечаток  этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его деятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и общее, интересы личные и общественныеили групповые.

 Термин "политика" имеет много значений, но основные  из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками: 1) они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе; 2) они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти; 3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"