Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

     Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.

     Функции политических институтов выявляются и  реализуются в их взаимосвязях. Последние  подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

     Ядро  политической системы – государство. Государство выступает орудием  политического господствa определенного  класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".

     Государство – многофункциональный институт. Это относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих институтов, структур. В их числе: институты законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

     Политическая  система, являясь организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.  

     13. типология политических  систем.

  1. Типы политических систем
 

       Основное различие между политическими  системами заключается в том,  как распределяется политическая  власть в процессе управления: рассредоточена ли она между  несколькими самостоятельными субъектами  власти или концентрируется в  руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая. Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

     В отечественной философской и  политической литературе длительное время  считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

     Примитивные системы обладают минимум структурной  дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".

     Традиционные  системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане  политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.

     Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в  культурном плане. Они обладают и  развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы, авторитарные системы.

     Французский политолог Ж. Блондэль различает  политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

     1) либеральные демократии с опорой  на либерализм в принятии государственных  решений;

     2) коммунистические системы с приоритетом  равенства социальных благ и  пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

     3) традиционные политические системы,  управляемые олигархиями с весьма  неравномерным распределением социальных  и экономических благ;

     4) становящиеся политические системы  в развивающихся странах с  авторитарными средствами управления;

     5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

     Большинство западных политологов выделяют следующие  три типа политических систем.

     Политические  системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

     Политические  системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

     Континентально-европейские  системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

     Классификация политических систем необходима, так  как политическая наука изучает  не одну систему, а проводит сравнительный  политический анализ нескольких систем, выявляет общее и особенное в  их структуре, функциях и механизмах функционирования. 

     14. понятие политического  режима.

     Политический  режим – это упорядоченное  взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов  осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического  режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. По мнению Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, понятие политического режима описывает формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики акторов, имеющих доступ к ним или лишенных его, а также стратегии борьбы за власть. Понятие политического режима также, по мнению американского политолога Р. Макридиса, способствует эмпирическому описанию политической реальности.

     Наиболее  простая типологизация политических режимов связана с их делением на диктатуру и демократию.

Термин «диктатура» (от лат. dictatur – неограниченная власть) позволяет содержательно охарактеризовать режимы, в которых власть одного лица или небольшой группы практически  не ограничена. В Древнем Риме диктатором назывался правитель, назначавшийся на высшую должность и наделявшийся для выполнения особых поручений или в случаях угрозы государству широкими полномочиями. Время правления диктатора было строго ограничено – не более 6 месяцев (semestris dictatoria), но полномочия часто слагались сразу же после исполнения поручений, т. е. до окончания формального срока их истечения. К древним формам диктатуры можно также отнести тиранию, олигархию и деспотизм. Тирании чаще всего возникали в «смутные времена», когда власть захватывал удачливый и жестокий военачальник. Провозглашаемое им правление опиралось на прямое насилие и подавление народа. Власть тирана по существу оказывалась неограниченной. Под олигархией в Древней Греции понимали власть небольшой группы наиболее богатых и привилегированных людей. В отличие от тирании, деспотизм, наиболее распространенный на Древнем Востоке, опирался на существующие общинные и религиозные традиции. Власть деспота и подчиняющегося ему государственного аппарата и чиновничества были ограничены этими традициями. В более поздние периоды к диктатурам стали относить возникающие теократические государства, в которых власть сосредоточивалась в руках одной религиозной группы; абсолютистские монархии, характеризующиеся соединением законодательной и исполнительной власти в руках монарха. Большинство политологов подразделяет диктатуры более современного типа на тоталитаризм и авторитаризм.

     Тоталитаризм  – это диктатура, возникшая в  ХХ в. Главными отличительными признаками тоталитаризма выступают власть единой массовой партии, которая возглавляется харизматическим лидером, и господство единой идеологии, которой подчинены все аспекты социальной жизни. Власть в тоталитарных режимах стремится к целостному всеохватывающему контролю как над всем обществом, его отдельными социальными группами, так и над каждой личностью в отдельности. Тоталитарными можно назвать политические режимы в Советском Союзе при Сталине, нацистскую Германию, Северную Корею (в период правления Ким Чен Ира) и Кубу (при власти Фиделя Кастро).

     Авторитаризм, как и тоталитаризм, характеризуется  монополией на власть какой-либо одной  группировки или одного института  власти. Его отличие от тоталитаризма  заключается в том, что власть не претендует на целостный всеохватывающий  контроль за всеми сферами жизни. В неполитических сферах общественной жизни (экономической, культурной, социальной) могут сохраняться ограниченные свободы.

     Основными признаками современной демократии выступают:

     ♦ гарантии прав и свобод человека;

     ♦ признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;

     ♦ наличие представительных органов  власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;

     ♦ построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным  органом считается парламент;

     ♦ политический плюрализм;

     ♦ публичность власти.

     Во  многих современных теориях демократия предстает как институциональное устройство, гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых прав и свобод и позволяющее индивидам реализовать свои интересы в политике. 

     15. типы современных  политических режимов.

     Типы  современных политических режимов 

     Наиболее  принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные. Мы также будем  строить свое изложение, преимущественно  исходя из этой классификации. В то же время считаем важным подчеркнуть, что типологизация во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии "демократия—авторитаризм". В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"