Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

    В зависимости от масштабности и эффективности действий различаются первичные и вторичные субъекты политики. Первичными субъектами являются крупные общественные группы как организованное целое, объединенное общностью интересов и целей: народы, социальные группы, этнические группы, индивиды. Политическая деятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности в области политики можно рассматривать только с учетом того, что человек есть продукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальных групп, к которым он принадлежит.

    Ко  вторичным субъектам политики относятся институты и политические организации, реализующие интересы и волю крупных общественных групп (государство, партии, общественно-политические организации). Вторичные субъекты - производные по отношению к первичным, поскольку они образованы в поддержку реализации интересов определенных групп и выполняют служебную и исполнительную роль по отношению к крупным общественным группам.

    Важнейшим субъектом политики выступает  народ, как целостная социальная общность, которой присущи определенные политические связи, организационные структуры, воздействующие на развитие всех политических отношений в обществе. В современном цивилизованном государстве народ является главным источником власти.

    Субъектом политики выступают нации. Индивиды одной национальной (этнической) принадлежности, объединенные в нацию, одухотворенные единой национальной идеей, развитым чувством национального самосознания, организованные политически в самостоятельные  государственные образования, активно участвуют в политических отношениях и оказывают влияние на политические события и явления. 

    8. понятие политической  власти. 

     Политическая  власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом  социальному институту.

     Политическую  власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и  т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

     Структурные элементы власти

     В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

     Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

     Самого  пристального внимания требует также  выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

     Основные  признаки политической (государственной) власти

     Политическая  власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную  власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

     С государственной (или в более  широком смысле с политической) властью  органически связаны и такие  понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

     Институционализации власти в форме политического  господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

     Что касается понятий «легальность»  и «легитимность», то хотя этимология этих понятий сходная (во французском  языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

     Легитимность  политической власти

     Легитимность - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус. 

     9. природа политической  власти (легитимность)

     Политическая  власть возникает, формируется в  ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием  интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме. 

     Функции политической власти как элемента социального управления: 

     ■ сохранение социальной целостности; 

     ■ реализация потребностей и интересов  осуществляющих властные функции социальных групп; 

     ■ урегулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга; 

     ■ разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, что интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

     Легитимность  власти – понятие, характеризующее  степень согласия между управляемыми и управляющими. Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще, и именно так, как они это делают в частности. 

     ■ Легитимность – необходимое условие стабильности и эффективности власти, так как результатом согласия между обществом и властью является то, что подданные считают справедливыми и власть и ее действия;  управляющие  (политическая элита) ждут одобрения своих действий по подавлению или осуждению диссидентов. 

     ■ Существуют реальная легитимность (демократический  строй) и мнимая легитимность

      (тоталитарные режимы). Критерием  разделения легитимности на реальную  и мнимую является роль и  функции парламента в обеих  системах. Наличие парламента является формальным признаком легитимности власти. 

     Типы  легитимности (М. Вебер): 

     ■ традиционный (монархии), 

     ■ харизматический (авторитарные режимы), 

     ■ рационально-легальный тип (демократический  режим). 

     Потеря  лидером страны легитимности (доверия), а значит, и добровольного подчинения, ведет к потере этим лидером власти:  режим Чаушеску, президент Филиппин Маркос, последний шах Ирана, президент СССР Горбачев и т.п. 

     Для разрушения легитимности характерно, что первоначально легитимность теряется для управляемых (для народа) – они перестают признавать право носителей власти на управление. Властные же структуры, как правило, долго не могут осознать, что ситуация изменилась, и продолжают ожидать подчинения и готовности к подчинению. Эмпирические показатели легитимности власти – количество средств принуждения в обществе (полиция, милиция, армия). 

     Легитимная  власть, получившая поддержку и понимание  со стороны народа, получает таким  образом  суверенитет  (право власти управлять именно этой территорией  и именно в это время). Иногда власть имеет ограниченный суверенитет. Например: "страна Басков в Испании" – признают легитимность власти испанского правительства, но не распространяют эту власть на свою территорию. Аналогичная ситуация в Нагорном Карабахе, Чечне, Ливане. 

     10. факторы и механизмы  политической власти.

     Особый  интерес представляет деятельный аспект политической власти. Он может быть рассмотрен как с точки зрения содержания, так и механизма осуществления  власти. Прежде всего, власть обязана  реализовывать общественно значимые функции, такие как;

       • поддержание общественного  порядка и стабильности;

       • выявление, ограничение и  разрешение конфликтов;

       • достижение общественного согласия;

       • учет взаимозависимости властных  и иных отношений в обществе;

       • насилие или принуждение во имя сохранения стабильности общества и социально значимых целей.

       Далее политическая практика  власти включает:

       • преобразование социальной  среды (решение социальных проблем);

       • действия по укреплению и  обеспечению гарантий своей власти.

       Приоритет деятельности во многом  определяется властной мотивацией: социоцентричной или эгоцентричной  и отношением к власти как  автономной ценности или инструменту.  Оптимальная направленность действий  власти – в служении обществу, создании условий для его возвышающего развития. Такая власть не боится реформ и способна отвечать на вызов времени. Худший вариант, когда власть главной задачей видит сохранение и укрепление своего господства над обществом. В этом случае власть стремится законсервировать существующие отношения. Своей стратегической цели власть подчиняет даже реализацию общественных функций. Это деструктивно влияет на общество и, в конечном счете, заводит его в тупик. Деятельность власти может быть проанализирована и со стороны её технологии.

       Процесс осуществления власти  включает несколько этапов. Во  первых, этап представления политических  интересов, когда власть накапливает  и обобщает требования и запросы  граждан. Второй этап – принятие  решений. Власть выделяет наиболее  значимые проблемы, рассматривает возможные альтернативы решений, выбирает порядок действий. Третий этап – реализация политической воли. Теперь власть добивается реализации принятого решения. Она как бы превращает его в ряд конкретных управленческих решений. Их реализация требует определенного механизма, основными элементами которого являются субъект и объект власти, ресурсы, методы и формы. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся.

       Власть всегда двустороннее, асимметричное,  с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Методы навязывания воли объекту и обеспечение его подчинения субъекту имеют широкий диапазон. Они во многом определяют характер политической власти. К основным относят следующие методы:

      - принуждение (насилие – навязывание  определенного поведения с помощью  силы; психологическое – страх,  вызываемый угрозой санкций в  случае уклонения);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"