Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

     Возьмем, например, режим, возникший с падением коммунизма в России. Очевидно, что  этот режим недостаточно рассматривать в терминах авторитаризма и демократии (хотя делать это совершенно необходимо), даже используя для уточнения термины "посттоталитарный", "поставторитарный" или "полудемократический". Реальная действительность оказывается богаче схем, тем более, что в данном случае мы имеем дело лишь с одной из таких схем. В целях большей наглядности попробуем приложить к российской реальности не одну, а несколько имеющихся в политической науке классификаций.  

     Классификация первая: "охлократия — олигархия  — тирания".  

     Классификация вторая: "либеральный — умеренный  — репрессивный режимы".  

     Классификация третья: "демократический — авторитарный — тоталитарный режимы". Из этих классификаций применительно к  советскому режиму чаще других использовалась третья. Однако, как мы уже сказали, в постсоветских условиях ее аналитический потенциал весьма ограничен.  

     Используя первую из перечисленных классификаций, древнегреческие мыслители пытались, главным образом, ответить на вопрос о том, кому принадлежит государственная (а точнее, полисная) власть и от чьего имени осуществляется управление. Вторая классификация, предназначена для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства. Наконец, демократические и авторитарные режимы, строго говоря, различаются между собой тем, каков механизм осуществления власти. Авторитарные режимы предполагают наличие более или менее жестко централизованной системы власти и контроля, отличающуюся слабостью обратных связей между управляющими и управляемыми, в то время как демократия есть система, созданная "снизу", на основе четкого взаимообмена и регулярной смены лиц, осуществляющих управление обществом. Демократический режим не способен контролировать любую из общественных сфер (экономическую, политическую, социальную) иначе, как на основе закона, это — правление закона, формальной процедуры. 

     16. особенности государства,  как политического  института

Особое место  и роль государства в политической системе общества определяется еще  и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.

Основное отличие  государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические  партии и массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных  элементов политической системы  государство выделяется еще и  тем, что располагает разветвленной  системой юридических средств, которые  дают ему возможность управлять  многими отраслями экономики  и оказывать воздействие на все  общественные отношения. государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене. 

     17. функции и типология  государств.

     Существует  несколько критериев классификации  государств на типы. Основными подходами  к типологии являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу)

     Согласно  марксисткой типологии четырем  типами общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем  типам экономического базиса соответствуют  четыре типа государства - рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое,- каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

     В мировой литературе предполагалось немало оснований классификации  государств. Пожалуй, чаще других звучало  предложение подразделять их на демократические  и недемократические.

     В тоталитарном государстве роль его  гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

     Авторитарное  государство отличается от тоталитарного  главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и  законности.

     Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества.

     Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей  необоснованного вмешательства  государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

     В демократическом государстве создаются  условия для реального участия  граждан в решении государственных  и общественных дел, все важнейшие  органы государства выборны и  подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом  кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

     Рассматриваемая классификация имеет несомненное  научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов. 

     18. основные параметры  и характеристики  гражданского общества.

     Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

     Основные  параметры и характеристики современного гражданского общества

            Гражданское общество– это совокупность  социальных образований, групп,  коллективов, объединенных специфическими  интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности государства. Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государстваобщественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.

           Особенность гражданского общества  состоит в разделении политической и социальной сфер, политических и социальных функций. Правовой статус человека противопоставлен его социально-экономической роли в гражданском обществе. Частные права, частные интересы освобождены от контроля со стороны государства.

           Главное предназначение гражданского общества– достижение согласия, или консенсуса, между различными социальными силами и интересами, противодействие различным разрушительным силам и направление их в созидательное русло. Гражданское общество существует за счет органического сосуществования в его рамках разнородных социальных сил, институтов, организаций, заинтересованных групп, которые объединены стремлением к общей гармоничной жизни.

           Одна из основных характеристик  гражданского общества – светское  начало(в отличие от средневековой теократии – господства религии в общественной жизни). Имеют право на существование общественное и частное, общество и государство, право и мораль, политическая идеология и наука, религиозное и светское. Государство демократическое не нуждается в религии для своего признания, а вера – личное дело верующего, который сам выбирает церковь, конфессию (или не выбирает, если находится на позициях атеизма). Свобода совести– одно из основополагающих прав личности и гражданина.

           Так как центральным элементом гражданского общества является отдельно взятая личность, в гражданском обществе присутствуют и институты, содействующие всесторонней реализации этой личности, ее интересов, целей и устремлений.

            Институты гражданского общества:

           – семья;

           – родственные связи;

           – общины;

           – профессиональные организации;

           – творческие и научные союзы,  ассоциации, фонды;

           – трудовые коллективы;

           – социальные слои, сословия, классы;

           – общественные организации и  т. д.

           Единицей социальных взаимодействий  в гражданском обществе является  группа . Группа– это совокупность  людей, объединяющихся для реализации  определенной цели. Характерная  черта группы – функциональная  зависимость ее членов друг  от друга. Группа действует в силу своих интересов, установок, ценностей. Если эти цели будут сформулированы четко и определенно, жизнеспособность группы будет эффективной. Группы классифицируются:

           – по роли в жизни общества;

           – размерам;

           – предназначению;

           – функциям.

           Существуют так называемые заинтересованные  группы, объединенные общностью  интересов, например ассоциации  финансистов, предпринимателей, врачей, адвокатов; молодежные, женские организации  и т. д. 

     19. политическая партия, как организация.

     Неотемлимой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. 

          ПАРТИЯ - это политическая общественная  организация которая борется  за   власть или за участие  в осуществлении власти. Политическая  партия - это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоёв или групп и предназначена для их социального просвещения и предания их действиям по защите интересов целенаправленного и организованного характера, отстаивания их интересов в системе политических интересов и институтов. Главная цель деятельности политических партий - это защита социально-политических интересов определённых групп населения. Ради этого и ведётся борьба за завоевание и удержание влияния, а также установления связей между обществом и государством. 

              Соперничество политических групп,  объединенных вокруг влиятельных  семей или популярных лидеров,  в течение многих веков составляло  характерную, существенную черту  политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале XIX в. В настоящее время в России действует более шестидесяти партий. Они имеют статус региональный и республиканский. Они отличаются по истокам и генезисам. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной. 

              Политические партии с оформлением  партийных билетов, взносов, членства  в партии и дисциплиной появились  в Европе с возникновением  массового организованного рабочего  движения. 

     20. функции и типологии политических партий.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"