Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".

Работа содержит 1 файл

1ответы по политологии.doc

— 472.50 Кб (Скачать)

 Существует  неразрывное единство политических  институтов и политической деятельности: политическое действие "опредмечивается"  в институциональном образовании  (в соответствующем учреждении, юридической  регламентации и т.д.), и, наоборот, институциональное образование постепенно "распредмечивается" в политическом действии ( становится его объектом, средством, критерием, целью).

 Существует  множество сторон, между которыми  устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие - выступают а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

 Следует иметь  в виду, что в политике, как  и в любой иной сфере социальных  отношений, нет постоянного закрепления  атрибутов субъекта или объекта  за определенным неизменным носителем  - все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта ( когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.

 При стремлении  к максимальному сужению круга  субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.

 ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ИНТЕРЕСЫ. Интересы наряду с потребностями  - важнейшие побудительные причины  человеческой деятельности. Эту  функцию они выполняют и в  сфере политических отношений.  Потребность - это отношение между  агентом,, субъектом и условиями его существования. Интерес - это отношение между субъектами по поводу условий существования. При различении того и другого необходимо иметь в виду, что отличие потребности от интереса заключается не в характере отношений, которые они выражают, но и в предметах, сторонах, между которыми отношения устанавливаются: интерес - это отношение между субъектами, потребность - отношение субъекта к объекту, от которого он зависит и на который направлено его действие.

 ФОРМУЛА политического  интереса. Если формула потребности - отношение субъекта к условиям своего существования: П=С/У, где С - субъект, У - условия, П - потребность, а формула интереса - отношение между субъектами по поводу условий существования: И= С -- С/У, где И - интерес, то формула политического интереса такова: ПИ= (С - С)/У . Г, где ПИ - политический интерес, Г - государство.

 Это такое  отношение между субъектами, когда  для удовлетворения своих потребностей  они должны воздействовать на  государство.

 Все многообразие  типов и модификаций политических интересов имеет общий источник. Им служит отношение интересов социальной группы и интересов социальной целостности, общества в целом. Отход от них вызывает формирование иллюзорных, отчужденных от действительных интересов форм, теряющих атрибутивные свойства политического интереса, прежде всего связь, ориентацию на реализацию потребностей социальной целостности. Такой иллюзорной формой политического интереса служит бюрократический интерес.

 БЮРОКРАТИЗМ  характеризуется прежде всего  ярко выраженным консерватизмом, отношением к существующим формам руководства и управления как к неизменным структурам, что оборачивается политической слепотой, желанием принимать желаемое за действительное.

 Политический  интерес служит основой вхождения  того или иного фрагмента социальной  реальности в сферу политических  отношений - процесса политизации,  смысл которого - в наличии двух  взаимосвязанных, но различных  тенденций, одна из которых  заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной целостности, другая - в рассмотрении государства в качестве основной силы решения социальных проблем. Но существует множество проблем, видов социальных связей, которые в политизации не нуждаются и должны и могут решаться на локальном. групповом уровне, за счет индивидуальных или групповых усилий, без вмешательства государственного механизма. Глобальная тенденция, характерная для всего современного общества - деполитизация, ограничение сферы государственного политического вмешательства и регулирования за счет включения механизмов самоуправления, частной инициативы, личной и групповой активности. 

31. сущность и характерные  особенности политического  лидерства.

     Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдин-гер и др.) Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

     Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

     В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы.

     В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.

Лидер — это  символ общности и образец политического  поведения группы. Он выдвигается  снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства—подчинения». 

32. типология политического  лидерства.

Существуют несколько  точек зрения для объяснения феномена лидерства. Одна из них состоит в  подчеркивании выдающихся качеств  личности, таких как превосходящие  интеллектуальные дарования, обеспечивающие личности особое положение; компетентность; твердая воля; энергичность; незаурядные организаторские способности; умение нравиться людям и, особенно готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения. К обязательным качествам современного, например, политического лидера, все чаще добавляют фотогеничность, ораторские способности и др

     Одним из первых Е.С. Богардус выделил следующие  типы:

     • автократический (в сильной организации),

     • демократический (представитель интересов  группы),

     • исполнительный (в состоянии выполнить  какую-либо работу),

     • рефлексивно-интеллектуальный (неспособный  руководить большой группой).

     Чуть  позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал  лидеров несколько по-другому:

     • институциональный тип (лидер вследствие престижа занимаемой позиции),

     • доминирующий (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы и влияния),

     • убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побуждает  их к действиям).

     В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали  следующие типы лидеров:

     1) «формальный» (на официальных постах);

     2) «известный» (считается влиятельным в обществе);

     3) «влиятельный» (реально оказывающий  влияние);

     4) «общественный» (активно участвующий  в самодеятельных организациях).

М. Вебер:

     а) легальная легитимность, имеющая  под собой рациональную основу, проявляющуюся  в вере в легальность нормативных правил и в право лидера, получившего свое место при этих правилах. При такой легитимности подчинение является следствием легально установленного обезличенного порядка и не выходит за формальные рамки власти организации. Это власть поста, «кресла», которое занимает человек. Это «бюрократический» тип и, соответственно, стиль лидерства. Люди подчиняются бюрократу потому, что чувствуют себя бессильными перед огромным числом атрибутов власти, которыми он окружает себя;

     б) традиционная легитимность, основа которой предполагает укоренившуюся веру в святость древних традиций и легитимность статуса правителей. Подчинение в этом случае является проявлением личной преданности и определяется рамками привычных обязанностей. Это «традиционный» тип и, соответственно, стиль лидерства. Это власть монарха, получающего ее по традиции, как бы автоматически, независимо от собственных качеств и проводимой им политики;

в) харизматическая  легитимность, аффективная основа которой  ведет к специфической преданности и исключительной святости, героизму и образцовому характеру индивида, нормативным образцам и отстаиваемому им порядку.

     Важное  место в типологии политического  лидерства занимают также политико-психологические  типологии. Согласно психопатологическая типология Г. Лассуэлла в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять тот или иной политический тип, различаются такие типы как «агитатор», «администратор» и «теоретик», а также их различные комбинации. 

     33. характерные черты политической элиты.

     Политическая  элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.

     Элиты формируют цели и перспективы  развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

     Политическая  элита имеет свои характерные черты:

  • право выдвижения из своей среды политических лидеров;
  • право на привилегии;
  • закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;
  • психологию превосходства;
  • собственную идеологию;
  • доступ к закрытой информации и высокой культуре.

     В каждой стране взаимодействие политической элиты с остальной частью общества имеет свои особенности, которые из меняются в зависимости от ряда факторов и, в первую очередь, под влиянием переживаемого момента. В то же время можно констатировать, что во взаимодействии элиты с обществом в разных странах наблюдаются и сходные черты. Так, при переходе от тоталитарного общества к демократическому (Германия, Италия, Испания) произошло противостояние политических элит, что символизировало разрыв со старой системой, разрыв с тоталитаризмом, разрыв с фашистской идеологией. Вес это позволило в послевоенный период создать в данных странах стабильные и эффективные демократические общества.

     Политическая  элита выполняет ряд важнейших функций:

  1. Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.
  2. Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях.
  3. Организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"