Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание работы

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности

Работа содержит 1 файл

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

3. Весьма близка  ситуационному подходу теория  определяющей роли последователей. На первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а их последователей, их интересов и запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений лидера и ведомых. Группа сама выбирает себе лидера, который удовлетворяет ее. Поэтому тайна лидера не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Сторонники этой теории считают, что определяющая роль ведомых оказывает на лидера негативное влияние. В этом они видят главную причину ослабления лидерства в настоящее время. 
 
 

  1. Типы и  функции политического лидерства.

Проблема  политического лидерства имеет  богатейшую историю исследования. В  современной политической науке существует множество подходов к пониманию сущности лидерства.

     Функции политического лидера.

  1. Функция оценки. Дается своевременный всесторонний анализ ситуации.
  2. Мобилизующая. Стремление получить массовую поддержку в осуществлении планов.
  3. Лидер принимает решения.

     Типы  лидерства:

  1. традиционное. Основывается на силе традиций, то есть лидеры выявляются, определяются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях. Такой тип характерен для доиндустриального общества.
  2. харизматическое. Основывается на вере присутствия у человека исключительных качеств, то есть все способности индивида рассматриваются его последователями как сверхестественный дар. Такой тип присущ развивающимся странам.
  3. легальное. Основывается на убежденной вере в законность порядка, его разумность. Лидер избирается демократическим путем. Легальный лидер – выступает как исполнитель государственной воли (бюрократ, чиновник).

     Стили лидерства:

  1. авторитарное. Характерно стремление к монопольной власти. Лидер такого типа определяет цели общества и способы их достижения. Он пытается повышать активность своих последователей административными методами.
  2. демократическое. Стимулирует активность последователей путем пробуждения у них чувства собственного достоинства, создание у них атмосферы сотрудничества. Его решения обсуждаются.
  3. невмешивающееся. Стремление уйти от решения имеющихся проблем, обезопасить себя от ответственности, переложить свои функции на ближайших помощников.

     Политический  лидер – человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер. 
 

  1. Политические  действия.
 
 
 
 
  1. Политическое  участие.

Та или иная степень вовлечнности граждан в  ПП называется политическим участием.

Понимание необходимости  такого участия рассматривается  по-разному:

В рамках марксистской философии считается, что все  граждане должны быть вовлечены в политику поголовно, то есть постоянно принимать активное участие не только в выборах, но и в принятии промежуточных решений.

Другая точка  зрения состоит в том, что достаточно привлекать людей к голосованию  за лидеров и к дискуссиям по ключевым вопросам. Аргументируются тем, что большинство людей не имеют средств, возможностей, желания к постоянному участию в политике.

Иногда формы  политического участия классифицируются:

совершенно пассивная

только в выборах  представительных органов власти

вовлеченность в решения местных политических проблем

активное участие  в предвыборных компаниях

политические  активисты

политическая  активность как профессия

Также выделяют масштабное  локальное, интенсивное  вялотекущее политическое участие.

Формы политического участия:

выборы

референдумы

политический  протест 

40. роль выборов в политической жизни общества. 

     В современном мире выборы – это процедура, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании органов власти государства. С выборами связана реализация политических прав граждан.

     Выборы  – способ существования демократии, смены правящих элит, передача власти мирным путём через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важный признак демократического общества. Существуют общенациональные – президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, законодательные собрания штатов и выборы отдельных должностных лиц.

     Люди  выдвигают представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают часть своих прав. Власть, избранная самими людьми – легитимная.

     Выборы  – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы –  возможность сменить её, привести к власти оппозицию. Выборы – эффективны только если в государстве действует избирательное право. Различают активное и пассивное избирательное право.

     Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.) 
 

  1. Основные  принципы выборов.
 

     Активное  избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Осуществление такого права может быть прямым (депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенно.

     Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность.

     Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах. В большинстве государств мира действует этот принцип. Но он никогда не соблюдался в полной мере. Существует большое количество методов ограничения избирательного права.

     Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании. 
 

  1. Виды избирательных  систем.

     Избирательная система – совокупность законов, с помощью которых определяются результаты голосования. Существует много избирательных систем, но всё их разнообразие сводится к 3-ём типам:

     - мажоритарная

     - пропорциональная

     - смешанная

     Избирательная система, в основе которой лежит  принцип большинства при определении  результатов голосования называется мажоритарной.

     - абсолютное большинство – (побеждает  кандидат, получивший 1 + 50% голосов)

     - квалифицируемое большинство –  (победителю необходимо набрать установленное большинство голосов – обычно >0.5)

     Главное достоинство этой системы – учёт мнения большинства.

     Выборы  по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые  могут сформировать стабильное правительство. Основной недостаток – она не полностью выражает политическую волю населения.

     В случае пропорциональной системы избиратели голосуют за партийные списки (по сути – за программу). Партийные списки м. быть различных видов. Часть стран придерживается принципа жёстких (закрытых) списков. Следовательно, голосуют за список целиком. Если в списке 7 кандидатов, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата. В случае открытых списков, избиратели могут изменить позиции кандидатов в списке, отдавая ему преференцию. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания кандидата (общее число голосов делится на число депутатских по округу). Эта система стимулирует многопартийность, создаёт возможности для существования небольших полит. партий. Она даёт возможность принимать решения, которые больше учитывают политические интересы разных групп населения. Недостатки: в условиях возрастания количества партий затруднено формирование правительства (оно нестабильно). Пропорциональная система не даёт возможности оценить личные качества кандидата в полной мере, т.к. голосование идёт за список.

Смешанная система – соединяет в себе все достоинства и недостатки первой и второй системы (Германия, Россия), избиратель имеет 2 голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за список. 
 
 

43- Сущность политического конфликта. 

     Конфликт  (от лат столкновение) – столкновение 2-х или более разнонаправл. сил с целью реализ. их интересов в условиях противодействия. Конфликт вечен, потому что невозможно создать такую общ. систему, при кот. требов. всех были бы удовлетворены.

     Для Зап. теоретиков конфликт – это неантагонистическое противоречие, убежденность в возможности их регулирования, при этом соц стабильность считается нормальным состоянием общества, а конфликт временным.

     Марксисты же считают, что единство временное, а противореч. и конфликт пост.

     Политический  конфликт – это состояние полит. отношений, в кот. их участники ведут борьбу за ценности и определ. статус власти (нейтрализировать противника).

     Сущность  конфликта в несоответствии между  тем, что есть и тем, что должно быть. В пол. конфликте его участники  противостоят один другому по причине  несовместимости их пол. интересов, связанных с вопросами осуществления пол власти. В основе всех политических конфликтов лежат глубокие соц.-экон. противоречия, кот и приводят к столкновению пол интересов.

     Ф-ции  конфликтов: позитивные и негативные. Позитивные функции проявляются в разрядке напряжения между антагонистами, содействуют формированию соц. необходимого равновесия, укреплении внутригрупповой сплоченности.

     Негативные  функции:

     - угроза интеграции общества

     - может неблагоприятно влиять  на необходимые изменения отношений  – возможно возникновение раскола  в малоустойчивых группах.

     - несет угрозу ликвидации данной  пол системы.

     Таким образом, роль конфликта двойственна. Конфликты могут служить началом  нового этапа развития. Конфликт может  привести к кризису.

     Полит. кризис – состояние пол. сист. общества, кот проявляется в углублении и обострении всех конфликтов, в резком усилении пол напряжения. Пол кризис проявляется в падении авторитета правящих кругов, неспособность государства и его органов выполнять необходимые функции, оппозиц. деятельность направлена на ликвидацию данной политической системы. Во всех случаях пол кризис можно рассматривать как переходную систему в новое качество, т.е. как момент развития. 
 

  1. Типология политических конфликтов. Политический кризис.

     Три типа пол конфликтов:

     - конфликт интересов – преобладает в экономически развитых устойчивых гос-вах, где нормой является дележ экономического пирога. Легко поддается урегулированию.

     - ценностный конфликт – более  характерен для развив. гос-в с  неустойчивым гос-венным строем. Приоритет ценностей, которые явл. основой такого пол конфликта – это свобода, равенство, братство.

     - конфликт идентификации – характерен  для обществ, в кот. субъект  отождествл. себя с определенной  группой (этнич, религ, язык), а  не с общ-вом или гос-вом  в целом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"