Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание работы

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности

Работа содержит 1 файл

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     Исследователи уделяли большое внимание выявлению сущности легитимно-сти. Так, С.М.Липсет определяет легитимность как "способность системы создать и под-держать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества". Х.Линц дает во многом сходное с Липсетом толкование сути легитимности политической системы: "Убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наи-лучшими, нежели какие-либо другие, которые могли быть установлены и которым следо-вало бы в результате подчиниться".

     М.Вебер разработал типологию легитимности (господства), выделив три ос-новных ее типа:

  традиционное господство - авторитет "вечно вчерашнего", авторитет нравов, освящен-ных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Примером является монархия;

  харизматическое господство - авторитет личного дара, преданность и доверие, вызы-ваемое наличием качеств вождя у человека (откровений, героизма и т.д.), подобно тому, как его осуществляет пророк, князь, военачальник, партийный вождь. Образцы харизма Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.;

  легальное, рациональное господство. Это господство в силу веры в обязательность ле-гального установления и деловой компетентности носителей власти, обоснованной ра-ционально созданными правилами (законами). 
 
 

  1. Понятие политической системы.
 

     Одним из подходов, которые используются в анализе политической системы  общества является, институциональный  подход. С точки зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Понятие институт произошло от латинского institutum – установление, учреждение, и имеет несколько значений: институт брака, собственности, названия ВУЗ  и НИИ. Политический институт – это элемент политической системы (государство, партии, общественные организации, политические институты). В состав политической системы общества входят следующие элементы:

  1. государство
  2. политические партии
  3. общественные организации
  4. политические нормы
  5. политические отношения
  6. политическое сознание и политическая культура.

     Гос-во, политические партии и общественные организации образуют политическую организацию как подсистему в политической системе общества.

Политические  нормы и политические отношения  как элементы политической системы  общества.

Политические  нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.

Политические отношения. Политические отношения – отношения между классами, политическими группами, между государством и гражданами по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики. Политические отношения выражают взаимодействие субъектов политической власти, при котором происходит обмен политической информацией. В структуре политических  отношений различают конфликты, компромиссные и консенсусные (согласительные) отношения. В результате сложных политических отношений появляются правящие силы (партии и оппозиция).

Функции политической системы общества. 

 
 

Вход. Это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на неё и способно её изменить.

Выход. Ответная реакция на взаимодействия, преобразования политической системой, её специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду.

Обратная  связь между ВХОДОМ и ВЫХОДОМ  осуществляется через окружающую среду. Это так называемая петля обратной связи.

На  ВХОД политической системы подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования направленные в адрес властей, они служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Во-вторых, на ВХОДЕ существует импульс поддержки. Поддержка – есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. К функциям на входе политической системы относятся политическая социализация и рекрутирование, артикуляция интересов, агрегирование интересов, политическая коммуникация. На ВЫХОДЕ политическая система выполняет функции нормотворчества (законотворчества), применения правил и норм, контроль за соблюдением правил и норм.

  1. Политическая социализация – процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.
  2. Политическое рекрутирование – означает функцию заполнения ролей в политической системе, то есть выполнение личностями определённых политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера.
  3. Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые отражают многообразие и сложность общества. Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явное артикулирование выражается в чётко сформулированном требовании. Скрытые – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.
  4. Агрегирование интересов – функция, превращающая требования в альтернативы государственной политики. Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы.
  5. Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существуют для утверждения духовных ценностей, оказывают воздействия на оценки поведения людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.

Функции политической системы  на выходе.

  1. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определения правовых норм поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов.
  2. Функция применения правил и норм подразумевает приведение их  в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, инструкций, принятием постановлений, а конечная судьба зависит от его реализации.
  3. Функция контроля за соблюдением правил и норм находится в преимуществе в компетенции судебной ветви системы государственной власти. Однако и законодательная и исполнительная власти играют в её реализации немалую роль.

Входящие  и выходящие функции тесно  связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется  реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет корректировать ей внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения. 
 
 
 

16. Типология политических систем.

     Идеи  типологизации ПС возникли в ответ  на потребности в нормативных  категориях и методах сравнительного анализа ПС. В качестве критериев  могут выноситься различные основания (соц., политич.). Коренное отличие ПС – распределение политич. власти на различных этапах развития: между несколькими самостоят. объединениями или в руках одного:

     1.Демократич. или конституционные ПС

     2.Автократические  ПС.

     Маркс по типу формации и характерной соц. – экономич. cтруктуре различал рабовладельческую, феодальную, буржуазн. и соц-кую ПС

Политические  системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, например, с позиции формационного подхода  различают рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический тип политических систем. Одна из наиболее простых, достаточно распространённых, а главное, достаточно глубоких их классификаций – деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием такого разграничения служит политический режим. В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитаризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внешнеполитических сферах. Демократия – контроль общества (большинства) над властью.

По принципу соединения элементов: Моноцентрические, плюралистические. Моноцентрические пс выстроены строго вертикально, полит институты подчиняются в строгой иерархии и управляются из единого центра.

     плюсы:

     1.- Возможность быстрого принятия  решения и их реализации.

     2.- Возможность быстро проконтролировать  исполнение решений.

     3.- Отсутствие конфронтации.

     минусы:

     1.- Большая зависимость принятия решения от воли отдельных людей.

     2.- Отсутствие политической конкуренции.

     3.- Отсутствие обратной связи, т.е.  отрыв от общества.

     Плюралистическая  пс.

     3 условия плюрализма: 1. Наличие у  каждой группы своих представителей  полит жизни об-ва. 2. Предполагает наличие альтернативных полит институтов (у каждой партии должен быть оппонент.) 3. Свободная борьба идей и мнений.

     плюсы:

     1. Не допускает сосредоточение  власти в одних руках. 2. Меньше  зависит от личных качеств тех, кто обладает властью. 3. Децентрализация власти, распределение её между различными центрами. 4. Основана на постоянном взаимодействии власти и народа.

     минусы:

     Способность нарушения целостности общества. 
 
 
 

17- Основные тенденции изменений политической системы Республики

Беларусь.

     В процедуре укрепления феодального  порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты  ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных ПЧ. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».

     В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступал Будный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"