Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Работа содержит 1 файл

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

Основополагающие условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.

Основа гражданского общества – средний класс.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.

Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов.

 

 

26.   Партия как политический институт.

Задача полит партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, соц. слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.

Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.

Функции и структура. Важнейшими функциями принято считать следующие:

    соц представительства;

    соц интеграции и социализации;

    борьба за власть;

    полит рекрутирования, формирования правящей элиты;

    разработки и осуществления полит курса.

Партии имеют сложную внутреннюю структуру:

    высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;

    стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;

    активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;

    пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности;

    лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.

 

 

 

27.   Типы политических партий.

Классификация полит партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.

Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.

Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний.

Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.

Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.

Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц слоев или групп.

По отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.

Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.

По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.

По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.

 

 

 

 

28.   Становление многопартийности в Республике Беларусь.

 

 

29.   Партийные системы.

В зависимости от положения полит партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

    система с одной партией;

    система с партией, осуществляющей гегемонию;

    система с преобладающей партией;

    двухпартийная система;

    система ограниченного плюрализма;

    система крайнего плюрализма;

    система атомизирования.

Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.

Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными соц-полит интересами.

Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит цели.

 

 


30- Субъекты политики.

Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается. Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:

материальные;

социально-культурные (социальная среда, образование);

политико-правовые (определяют возможности участия личности в политике).

Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики.

Уровни политической активности личности.

1. Рядовой член общества – человек с минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью политическими вопросами.

2. Человек, принимающий определенное участие в политической жизни общества. Он может принимать участие в деятельности общественного движения или организации. Его политическая активность проявляется в силу его принадлежности к этой организации и не выходит за рамки ее деятельности.

3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его непосредственное включение в политику определяется его возможностями и конкретной ролью,  которую он выполняет как член этой организации. Это осознанное включение в политику.

4. Общественный деятель (политический деятель). Политический деятель по совместительству, как правило, руководитель общественной организации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основную активность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с устремлениями руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.

5. Профессиональный политик, для которого политика – не только профессия, но и главное занятие, смысл всей жизни. Это руководители политических партий, ответственные работники органов государственного управления и т.д.

6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих.

Уровни политической активности личности лишь схематически описывают ее роль в политике.

 

 

31.   Понятие политической элиты. Властвующая и политическая элита.

В последние десятилетия термин элита не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite  лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования избранных людей, прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества.

 

В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности.

Отличия политической элиты от властвующей:

Политическая элита  это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или сообщества

 

32.   Структура и функции политической элиты. Механизм контроля за деятельностью политической элиты.

В последние десятилетия термин элита не только прочно вошел в научный социологический и политологический язык, но и вышел далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite  лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования избранных людей, прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества.

 

В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности.

Отличия политической элиты от властвующей:

Политическая элита  это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или сообщества

 

33.   Классические теории элит (Г. Моска, Ф.Парето, Р. Михельс).

Теория элит стала активно разрабатываться на рубеже XIX-XX вв. такими крупными представителями европейской политической мысли, как Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др. Они исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, которое В. Парето называл элитой, а Г. Моска политическим классом, осуществляет руководство некомпетентными массами.

Три качества, по мнению Г. Моска, открывает доступ к политическому классу, к элите  военная доблесть, богатство, священничество. Позже он уточнил, что этот класс должен создаваться на основе ума, способностей, богатства. Г. Моска описывает три способа, которыми политический класс закрепляет власть и обновляет себя  наследование, выборы, кооптация. С одной стороны, все политические классы стремятся стать наследственными, если не де-юре, то де-факто. С другой стороны, всегда есть новые силы, которые пытаются сменить старые.

Основываясь на историческом методе, Моска разрабатывает закон социальной дихотомии общества, который можно интерпретировать следующим образом: везде возникают два класса: класс правящий и класс управляемый. Первый  всегда малочисленнее, он выполняет все политические функции, монополизирует власть и извлекает выгоду из своей власти, в то время как другой, более многочисленный, и управляется, и контролируется пер классом, при этом таким способом, который является более или менее легальным либо более или менее произвольным и насильственным и который обеспечивает первому классу материальные возможности для существования, а такие жизненно необходимые средства для функционирования политического организма.

В дальнейшем этот тезис конкретизируется: во всех человеческих обществах, достигших известного уровня развития и культуры, политическое руководство осуществляется особым, организованным меньшинством  политическим классом.

В работах крупного итальянского политолога В. Парето общество предстает в виде пирамиды с элитой на вершине. Наиболее одаренные из низов поднимаются наверх, пополняя ряды правящей элиты, члены которой, в свою очередь, деградируя, опускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция, или круговорот элит. В. Парето приписывал управляющим два главных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо. Сила и управление являются инструментами господства на всем протяжении истории.

Французский политолог Л. Боден считает, что политическую элиту составляют люди, обладающие высоким положением в обществе и благодаря этому влияющие на социальный процесс, люди обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над остальной массой людей. Основоположник политологии М. Вебер считал, что политическую элиту составляют харизматические личности. А. Тойнби говорит, что элита  это творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству и др. Таким образом подходы западных политологов к понятию элита весьма различны. Но тем не менее можно выделить два основных подхода к данной проблеме: ценностный и структурно-функциональный.

 

34.   Современные концепции элит.

Элиты присущи всем обществам и государствам, ее существование обусловлено действием следующих факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий. Известно, что политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей и ресурсов;

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и другие факторы обусловливают элитарность общества. Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую, которая непосредственно обладает государственной властью, т. е.  это политическая элита власти, оппозиционную (т. е. контрэлиту), на высшую, которая принимает значимые для всего государства решения, среднюю, которая выступает барометром общественного мнения (включающая около 5 % населения), административную  это служащие-управленцы (бюрократия), а также различают политические элиты в партиях, классах и т. д. Но разграничение политических элит не значит, что они не взаимовлияют и не взаимодействуют друг с другом.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"