Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Политологии".

Работа содержит 1 файл

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.

 

 

12.   Сущность власти.

Понятие «власть»  в  обыденной  жизни  и  в  научной  литературе

    употребляется в разных смыслах. При глубоком  рассмотрении  вопроса

    обнаруживается,  что  понятие  «власть»  не  может  быть  полностью

    раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и  морали,

    представляющих отдельные аспекты такого многослойного  и  в  то  же

    время  целостного  феномена,  каким  является  власть.  Для   этого

    необходимо  исследование  власти  на  самых   разных   уровнях   её

    функционирования  в  обществе,   истории   и   культуре.   Разгадка

    парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания  о

    природе власти  и  механизмах  властвования  является  едва  ли  не

    главной задачей фундаментальной политологии.

        Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах  власти,  в

    частности, политической,  были  предприняты  ещё  в  ранний  период

    политической истории  Индии,  Китая  и  Греции.  Например  то,  что

    древнегреческое   слово   «архе»,   обозначавшее    «власть»    или

    «главенство»,  имело  и  другое  значение   -   «первоначало»   или

    «первопричина» - по-видимому, было  не  случайным  совпадением,  но

    смутной догадкой о природе власти.

        Власть, в отличие от физического насилия, оказывает  воздействие

    на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По

    существу своему она  подобна  авторитету.  Коррелятом  её  является

    уважение; этическую ценность она представляет тогда и только тогда,

    когда так направляет  уважающего  её,  что  тот  оказывается  на  в

    состоянии осуществлять большее количество более высоких  ценностей,

    на  подвергаясь  непосредственно  воздействию  со  стороны  власти.

    Власть  нуждается  в   оправдании,   и   эти   попытки   составляют

    существенную часть политической истории.

        Концепция власти -  одна  из  ведущих  теоретических  концепций,

    способствующая  исследованию  политических  отношений  и  пониманию

    механизма деятельности государства и политической системы.

  Среди крупнейших теоретиков, имеющих  исследования  по  проблеме

    власти, необходимо в первую очередь отметить  Б.  Рассела,  который

    трактует власть как  «создание  намеченного  эффекта»,  М.  Вебера,

    согласно мнению которого «власть есть возможность  того,  что  одно

    лицо внутри социального отношения  будет  в  состоянии  осуществить

    свою  волю,  несмотря  на  сопротивление  других,   участвующих   в

    действии,  Х.  Арендт,  которая  полагала,  что  «власть   означает

    способность  человека  не  столько  действовать   самому,   сколько

    взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет

    власть как не просто способ воздействия на кого-то  или  что-то,  а

    действие  как процесс, направленный на изменение кого-то или  чего-

    то». Ф.  Бурлацкий  в  философском  словаре  1986г.  придерживается

    мнения, мнения, что «власть  есть  в  общем  смысле  способность  и

    возможность  осуществлять   свою   волю,   оказывает   определяющее

    воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  какого-либо

    средства - авторитета, права, насилия».

 

 

13.Политическая власть.

Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.

Типы определения власти:

1.       бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.

2.       телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.

3.       инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.

4.       структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым

5.       определение власти как влияния оказываемого на других

6.       конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации

Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.

Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:

1.       способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект

2.       влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей

В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.

Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.

В современном обществе задачи власти след:

1.       поддержание общественного порядка и стабильности

2.       выявление ограничений и разрешение конфликтов

3.       достижение общественного согласия

4.       применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества

5.       управление делами общества и т.д.

Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.

Черты гос. власти:

1.       Наличие особого аппарата гос. служащих

2.       Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления

3.       Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.

Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.

К основным формам власти относятся:

господство, руководство, управление, реализация, контроль

Макс Вебер выделил 3 типа господства:

1.       традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного

2.       харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений

3.       легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие

Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.

Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.

Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.

Источники власти:

1.       физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения

2.       богатство

3.       знания

4.       занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти

5.       организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

 

 

 

14.  Легитимность политической власти.

Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть, является ее легитимность (термин "легитимизм" возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственную законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона). Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане доб-ровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее за-конам. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна. "Тот, кто принимает хоть какую-то долю власти иными путями, чем те, которые предпи-саны законами сообщества, не имеют права на то, чтобы ему повиновались..., а, следова-тельно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ" (Локк Д.).

                  Исследователи уделяли большое внимание выявлению сущности легитимно-сти. Так, С.М.Липсет определяет легитимность как "способность системы создать и под-держать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных для общества". Х.Линц дает во многом сходное с Липсетом толкование сути легитимности политической системы: "Убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наи-лучшими, нежели какие-либо другие, которые могли быть установлены и которым следо-вало бы в результате подчиниться".

                  М.Вебер разработал типологию легитимности (господства), выделив три ос-новных ее типа:

              традиционное господство - авторитет "вечно вчерашнего", авторитет нравов, освящен-ных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Примером является монархия;

              харизматическое господство - авторитет личного дара, преданность и доверие, вызы-ваемое наличием качеств вождя у человека (откровений, героизма и т.д.), подобно тому, как его осуществляет пророк, князь, военачальник, партийный вождь. Образцы харизма Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.;

              легальное, рациональное господство. Это господство в силу веры в обязательность ле-гального установления и деловой компетентности носителей власти, обоснованной ра-ционально созданными правилами (законами).

 

 

 

15.  Понятие политической системы.

 

Одним из подходов, которые используются в анализе политической системы общества является, институциональный подход. С точки зрения этого подхода политическая система представляет собой систему институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Понятие институт произошло от латинского institutum – установление, учреждение, и имеет несколько значений: институт брака, собственности, названия ВУЗ  и НИИ. Политический институт – это элемент политической системы (государство, партии, общественные организации, политические институты). В состав политической системы общества входят следующие элементы:

1.       государство

2.       политические партии

3.       общественные организации

4.       политические нормы

5.       политические отношения

6.       политическое сознание и политическая культура.

Гос-во, политические партии и общественные организации образуют политическую организацию как подсистему в политической системе общества.

Политические нормы и политические отношения как элементы политической системы общества.

Политические нормы. Норма – предел возможного. Разрешено то, сто не запрещено. Основу социальных норм образует право, закон. Именно право через закон служит основой функционирования как государства, так и общественных организаций. Важнейшим законом для функционирования государства является Конституция, а деятельность политических партий основана на законе о политических партиях. Конституция закрепляет и основу политического – правового статуса личности. Это делается в разделе Личность, общество, государство. В систему социальных конституционных норм входят также и политические нормы – политические обычаи и традиции, политическая мораль.

Политические отношения. Политические отношения – отношения между классами, политическими группами, между государством и гражданами по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики. Политические отношения выражают взаимодействие субъектов политической власти, при котором происходит обмен политической информацией. В структуре политических  отношений различают конфликты, компромиссные и консенсусные (согласительные) отношения. В результате сложных политических отношений появляются правящие силы (партии и оппозиция).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"