Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества

Работа содержит 1 файл

полит. шпоры.docx

— 199.76 Кб (Скачать)

 

  1. ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ.

 

Политика – особая сфера  чел деят, цель которой – направлять развитие общ в благоприятное  русло путем определения общих  целей и согласованных действий.

Политика возникла более 25 тыс. лет назад. Впервые термин «политика» был употреблен в ДрГреции для обозначения госуд или  общ дел, искусства управления госуд .борьбы различных общ групп интересов  и отдельных лиц за власть.

Существование политики как социального института обусловлено наличием власти – источника госуд могущества. Категория власти является определяющей в сфере политики.М. Вебер определяет политику как совок деят и по самост руководству.

Специфика политики состоит  в том, что она призвана обеспечивать целостность общ, регулировать соц  взаимоотношения, согласовывать интересы различных соц групп. Так как  полит мир связан с организацией госуд, властными отношениями, методами и способами удержания власти, можно сделать вывод о том, что политика – это также сфера  деятельности, связанная с отношениями  между соц группами и общ силами, цель которой – завоевание, удержание  и эффективное использование  госуд власти.

Политика явилась результатом  усложнения соц жизни, кот было вызвано  ростом чел потребностей. Примитивные  общества Др мира не знали полит  отношений. Главная цель сущ др человека – физ выживание. Отдельный индивид  не осознает себя единым целым, он –  часть племени. Взаимодействия внутри племени основывались на кровно-родств связях и регулир нормами общинной морали, обычаями и верованиями. Власть исходила от рода и была построена  на авторитете старейшин, военачальников, жрецов.

Постепенно наращивались матер возможности человеч, это  вело к усилению соц, этнической, культ  дифференциации. Сформировались политинституты, основна использ средств принуждения. Расслоение общества вызвало несовместимость  интересов. Чтобы их согласовать, были созданы спец полит институты: госуд, армия, господствующая идеология и  т. д.

Реализация интересов  групп в социально неоднородном обществе потребовала использования  госуд власти. Без подобного регулирования  удовлетворение интересов одних  групп существенно изменило бы соц  возможности других групп.

Общ черты: Обе сферы вырастают из единого источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека — с одной стороны, и его коллект природой, «обреченностью» жить в общ, невозможн быть счастливым и даже просто сущ-ть, быть человеком без других людей — со стороны другой. Главные общ функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и соц справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, как ее специф дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV — начале XVI в. Николо Макиавелли.

Отличия:Важн из них является конфликтность политики. П. - деятельность, направл на разрешение груп соц конфликтов, затраг все общество и требующих применения власти. Мораль - характеризует повседневные индивид отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие полит остроты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ АНТИЧНОСТИ.

 

Особенности и характерные черты этого  периода: 1. Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; 2. Обособление совокупности политических идей как относительно самостоятельной части философии; 3. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Политические  идеи Древней Греции.

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов  на мир носят мифологический характер. В мифе господствует представление  о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Затем Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами, но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.

Великий греческий  философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи. Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших. Платон дал характеристики реальных типов гос. устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона). Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы гос. устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политику, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону  политических процессов, указывая на имущественное  неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной  им теории “среднего элемента”, под  которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих  своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего  класса”.

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества. Он видел в государстве “дело народное”, выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон.

 

5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

 

Особенности и характерные черты этого  периода:

  • Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;
  • Обоснование теологической теории политической власти;
  • Доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере

В средние века в общественно-полит  мысли господствовали учения о власти и государстве, центральным звеном которых был теократизм; согласно его положения церковь выступала  в качестве божьего представителя  на земле. Церкви и её главе –  Папе Римскому – принадлежала вся  полнота власти, а светскому государству  отводилась второстепенная роль, оно  получало власть из рук церкви и  служило её интересам.

В основе воззрений Марка  Аврелия Августина (Августина Блаженного) (345–430 гг.) было следующее:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"