Трудовое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Источники трудового права – это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.
Об источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права.

Работа содержит 1 файл

Правоведение.doc

— 108.00 Кб (Скачать)
 

     1. Общая характеристика трудового права.

     Труд  – целенаправленная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных и духовных благ, именуемых продуктом труда, продуктом производства.

     Существующая в данном обществе и государстве связь между людьми в процессе совместного труда, включающая их отношения пособственности производства и к продукту труда именуется общественной организацией труда. Это определенные социальные связи между людьми в процессе общего труда.

     Предметом трудового права является не вообще всякий труд, а лишь трудовые отношения в общественной организации труда и примыкающие, производные от них отношения, т.е. целый комплекс общественных отношений по труду на производстве (производство –любое место работника).

     Отношение работника с работодателем по использованию его способностей к труду (его рабочей силы) в общем процессе конкретной организации представляет собой трудовое отношение. 

     Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения, называются источниками трудового права, а их совокупность – трудовым законодательством. 

    2. Понятие источников трудового права и их виды.

    Источники трудового права – это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

    Об  источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах. Первый из них означает формальное проявление источников трудового права.

    В формальном понимании под источниками  трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма. Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права.

    Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового  права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

    Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового  права находится процесс реализации.

    В связи с чем источники трудового  права необходимо изучать не только с точки зрения содержащихся в  них правил поведения. Изучение процесса реализации источников трудового права  позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права  в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права.

    Рассмотрение  материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений, а также нормы, не преодолевшие путь от формального к материальному выражению. Выявление таких норм позволяет совершенствовать либо их содержание, либо процесс их реализации.

    Источники трудового права имеют особенности. Во-первых, они издаются на различных  уровнях правового регулирования  труда: федеральном, региональном, местном и локальном. Во- вторых, источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, но и по их поручению органами местного самоуправления, субъектами трудового права. В-третьих, источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда.

    В-четвертых, источники трудового права могут  применяться не только исходя из приданной  им юридической силы, но и по принципу отражения в них интересов  работников. Нормативный акт, содержащий дополнительные льготы для работников, применяется и в том случае, когда такие льготы отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте.

    В-пятых, многие источники трудового права  не могут преодолеть путь от формального  к материальному выражению. Причем в правоприменительной деятельности нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, который не желает предоставлять работникам предусмотренные в нем льготы. Имеющиеся способы реализации норм трудового права связаны с подачей жалобы работника на работодателя.

    Далеко  не каждый работник способен жаловаться на своего работодателя. В силу чего нормы трудового права остаются без исполнения. Сказанное позволяет  сделать вывод о том, что нормы  трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению. Такие способы могут появиться лишь благодаря созданию Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен предусматривать гораздо больше способов защиты трудовых прав работников, чем дает действующий ГПК.

     2.1 Действие законов и иных нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

             Действие  во времени

     Действие  во времени актов, содержащих нормы  трудового права, означает установление времени начала и окончания действия указанных актов (т.е. их временных границ).

     Согласно ч. 1 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Например, согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ этот закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     Помимо  формулировки «вступление в силу со дня официального опубликования» закон может предусматривать иной порядок введения его в действие. Этот порядок может касаться как закона в целом, так и его отдельных частей.

Так, ТК РФ был принят 21 декабря 2001 г., опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2001 г., а вступил в силу в соответствии со ст. 420 лишь с 1 февраля 2002 г.

     Подобный  подход характерен для крупных кодифицированных актов, на осмысление которых правоприменителям  требуется некоторое время.

Необходимо  отметить особую роль официального опубликования  нормативных правовых актов в  вопросах вступления таких актов  в законную силу. Ведь, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованные законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. При этом следует отметить, что почти все акты, содержащие нормы трудового права, так или иначе затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

     Если  дата вступления закона или иного нормативного правового акта не определена ни одним из вышеуказанных способов, то она рассчитывается по общим правилам.

Во-первых, на основании ст. 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗфедеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

     При этом под официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона следует понимать первую публикацию его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете»  или «Собрании законодательства Российской Федерации» (ст. 4 указанного закона).

     Во-вторых, в соответствии с пп. 5 и 6 указа Президента РФ от 23.05.96 № 763 акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. При этом официальным опубликованием названных актов считается публикация их текстов в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации».

     В-третьих, на основании п. 12 вышеназванного указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Данные нормативные акты официально публикуются в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ.

    Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с:

  • истечением срока действия; 
  • вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 
  • отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

    Самое распространенное из приведенных условий  – отмена закона или иного нормативного правового акта либо отдельных его положений актом того же уровня или актом, имеющим большую юридическую силу.

Так, федеральный закон  может быть отменен  только федеральным  законом, указ Президента РФ – федеральным  законом или указом Президента РФ, постановление  Правительства РФ – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти – федеральным законом, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Например, согласно ст. 422 ТК РФ признан утратившим силу КЗоТ РСФСР.

     Другим  способом прекращения действия закона или иного акта, содержащего нормы трудового права, является вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы. Появление в ст. 12 ТК РФ указанного способа обусловлено тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. По этой причине в системе нормативных правовых актов всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные. Применение этого способа представляется достаточно продуктивным, ведь наличие фактически утративших силу, но формально не отмененных актов загромождает нормативный массив отрасли трудового права и значительно затрудняет его использование и правильный выбор нормы, необходимой для эффективного правоприменения. Подобная ситуация наблюдается сейчас с нормативными правовыми актами бывшего СССР, многие положения которых юридически ничтожны по причине их противоречия законодательству РФ. При решении вопроса о том, действует ли тот или иной нормативный правовой акт, следует исходить из того, имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же круг отношений, что и ранее изданный акт.

     Наконец, ст. 12 ТК РФ устанавливает также в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта истечение срока, на который был рассчитан данный закон или иной нормативный правовой акт. При этом стоит отметить, что указанный способ практически не применяется в отношении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

На основании чч. 3 и 4 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных в самом законе или акте. При этом ТК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (1 февраля 2002 г.). В случае если правоотношения возникли до этого момента, то ТК РФ применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие (ст. 424 ТК РФ).               Аналогичное правило относится ко всем законам и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права (ч. 5 ст. 12 ТК РФ).

Информация о работе Трудовое право