Власть в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………………….2

ВЛАСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ……………………………...3

ПРИРОДА ВЛАСТИ………………………………….....………………..5

ВИДЫ ВЛАСТИ………………………………………….……………….7

СТРУКТУРА ВЛАСТИ…………………………………………………..9

СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ………………………...……………...11

СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ………………………..………………12

РЕСУРСЫ И ФОРМЫ ВЛАСТИ……………………….………………13

ЛЕГЕТИМНОСТЬ ВЛАСТИ……………………………………………15

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………………………………..17

ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ И СООТНОШЕНИЕ……………..……………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫВЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

       1) экономическая власть (находящиеся в распоряжении самого государства экономические ресурсы, а в рамках общества - активно воздействующие на власть представители бизнес - элиты);

       2) социальная власть (на уровне  самой государственной власти - ее  способность повышать и понижать  социальный статус индивида, в самом обществе - привилегированное социальное положение отдельных личностей и групп, позволяющее им влиять на политику государства);

       3) информационная власть (контроль  за производством и распространением  информации в руках государственной власти, в обществе - возможности и влияние СМИ);

       4) принудительная (силовая) власть (специальные  институты принуждения в распоряжении  государственной власти, а также  отдельные инструменты насилия  (прежде всего вооружение) в руках  независимых от государства групп (террористы и организованный криминалитет), служащие мощным рычагом давления на общество и власть);

       5) правовая власть (опора самой  государственной власти на закон,  а в рамках общества - способность  самих граждан воздействовать  на государственную власть, опираясь на закон и добиваясь удовлетворения своих интересов).

       В зависимости от субъектов, власть делится  на:

       классовую;

       партийную;

       народную;

       президентскую;

       парламентскую.

       По  степени институционализации выделяется

       правительственная,

       школьная,

       городская власть и др.;

       По  количественному признаку:

       единоличная (монократическая),

       олигархическая (власть одной группы),

       полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);

       По  социальному типу правления:

       монархическая,

       республиканская.

       По  режиму правления:

       демократическая;

       авторитарная.

       тоталитарная;

       бюрократическая.

       По  широте распространения выделяются:

       мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.);

       макроуровень - центральные органы государства;

       мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)

       микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

       Возможна  классификация власти по функциям ее органов, например:

       законодательная;

       исполнительная;

       судебная. 
 

       ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДРУГИХ ВЛАСТЕЙ 

       Политическая  власть характеризуется рядом отличительных  признаков:

       легальностью в использовании силы в пределах государства;

       верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их;

       публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам;

       моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

       многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

       В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль. Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:

       1) Руководство – деятельность, состоящая  в определении общих направлений деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер – министру) институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование, и т.д.);

       2) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах;

       3) Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой - то одной определенной или близких по смыслу проблем);

       4) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально – бюрократическим) правилам поведения;

       5) Контроль – осуществляемое либо  самой руководящей инстанцией (президент,  правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтами и лицами их приказов и распоряжений. 
 

       СТРУКТУРА ВЛАСТИ 
 

         
 

       СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ 

       Основными компонентами власти являются ее субъект, объект. А также средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся  механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

       Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу 1999г.).

       Субъект определяется содержанием властного  отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

       Власть - всегда двустороннее, асимметричное  взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что  стремящийся к ней субъект  обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".

       Масштабы  отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного  сопротивления, борьбы на уничтожение  до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. Качества объекта  политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. 
 

       РЕСУРСЫ И ФОРМЫ ВЛАСТИ 

       Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека определенных ценностей, в том числе и жизни (оружие, карательные органы в целом).

       В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивид или  группа могут использовать для влияния  на других". Т.е. ресурсы власти - это  все те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

       Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших  оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или  убеждения.

       Структурные основания политической власти - законы, суд, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как:

       страх,

       интерес,

       убеждение.

       Спецификой политической власти является то, что она взаимодействует с экономикой, социальной, военной и другими формами власти. Политика является регулятором других сфер общественной жизни, а эффективность ее осуществления связана с уровнем развития этих сфер общественной жизни.

       Политическое  господство означает структурирование в обществе отношений властвования и подчинения, организационное оформление и закрепление разделения управленческого труда и обычно связанных с ним социальных привилегий, с одной стороны, и исполнительской деятельности, с другой. Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации.

       Власть  существует и функционирует не только в разных сферах общества, "но и на трех уровнях его социальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные и политические отношения; публичном или ассоциативном, объединяющем коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы), и личном (частном, приватном), в малых группах. Совокупность всех этих уровней и форм власти образует общую структуру политической власти, которая имеет пирамидальное строение. В ее основании - общество в целом, ближе к основанию — господствующие силы (классы, партии либо просто группы единомышленников), определяющие политику и формирование власти. На вершине - реальная или формальная власть - правительство, президент, парламент (руководство меньших размеров). 
 
 
 

       ЛЕГЕТИМНОСТЬ  ВЛАСТИ 

       Легитимность  власти - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.

       Типы  легитимности власти:

       Легальный - власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства.

       Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.

       Традиционная  легитимность - власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс.

Информация о работе Власть в обществе