Власть в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятся кому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своей таинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….………………………………………………………….2

ВЛАСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ……………………………...3

ПРИРОДА ВЛАСТИ………………………………….....………………..5

ВИДЫ ВЛАСТИ………………………………………….……………….7

СТРУКТУРА ВЛАСТИ…………………………………………………..9

СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ………………………...……………...11

СУБЬЕКТ И ОБЬЕКТ ВЛАСТИ………………………..………………12

РЕСУРСЫ И ФОРМЫ ВЛАСТИ……………………….………………13

ЛЕГЕТИМНОСТЬ ВЛАСТИ……………………………………………15

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………………………………..17

ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ И СООТНОШЕНИЕ……………..……………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…………………………………………………………28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫВЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

       Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней  политики государства, он является Верховным  Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных сил.

       В России не предусмотрена парламентская  ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может  заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации может быть привлечен к ответственности только в случае государственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличие признаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта попытки только показали, что это практически невозможно.

       Важнейшей конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей  и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

       Рассмотрим  законодательную власть. Парламент  Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

       Государственная Дума единственный законодательный  орган страны. Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение  всего депутатского срока. Федеральное  Собрание постоянно действующий орган.

       В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях  проявляется принцип сдержек  и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

       Федеральное Собрание рассматривает все вопросы  связанные с основной экономической  деятельностью правительства: федеральный  бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

       Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного  усиления исполнительной власти и Президента.

       «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

       Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при  назначение Президенту придется считаться  с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

       Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции РФ перечисляет полномочия Правительства.

       Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и  экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

       Механизм  парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности - обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

       Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

       Теперь  рассмотрим судебную власть. Следует отметить, что все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

       По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

       Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).

       Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127 Конституции РФ).

       Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции  РФ издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции РФ).

       В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

       Принцип разделения властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида.

       Важно показать, что политическая власть должна обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем, утверждать право как основу общественных отношений, выполнять хозяйственно-созидательную функцию.

       Власть  выражается в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, волевых и эмоциональных воздействиях.

       В качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль.

       Основными компонентами власти являются ее субъект, объект. А также средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся  механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.

       Власть - всегда двустороннее, асимметричное  взаимодействие, с доминированием воли властителя.

       Важнейшей социальной причиной подчинения одних  людей другим является неравномерное  распределение ресурсов власти.

       Спецификой  политической власти является то, что она взаимодействует с экономикой, социальной, военной и другими формами власти. Политика является регулятором других сфер общественной жизни, а эффективность ее осуществления связана с уровнем развития этих сфер общественной жизни.

       Легитимность  основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам, всему обществу, означает поддержку власти абсолютным большинством народа.

       Легитимность  связана с наличием у власти авторитета, верой подавляющего большинства населения в то, что существует порядок, является наилучшим для данной страны, с консенсусом в области основополагающих политических ценностей.

       Средствами  и методами поддержания законности власти являются своевременное изменение  законодательства и государственного управления, создание такой политической системы, законность которой основана на традициях, выдвижение харизматических лидеров, успешное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка в стране.

       Цель разделения властей - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властью, обеспечить политическую свободу граждан, сделать право регулятором отношений между гражданами и правительством.

       При разделении властей образуется система "сдержек и противовесов", не позволяющая интересам одной ветви власти, одного государственного органа возобладать над другими, монополизировать власть, подавлять свободу личности, деформировать гражданское общество. При этом каждая из властей

       разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли (законодательная, исполнительная и судебная) предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом.

       Принцип разделения властей в сегодняшней  России признан, конституционно закреплен  и в той или иной мере применяется  в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма  сдержек и противовесов - одна из важных задач России. 
 
 

       ЛИТЕРАТУРА 

    1. Гаджиев К.С. Политология: учебник – М., 2006
    2. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2000
    3. Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993
    4. Основы политической науки: учебное пособие/ под редакцией В.П. Пугачева. – М., 1994
    5. Радугин А.А. Политология. – М., 2000

Информация о работе Власть в обществе