Восприятие премьер-министром В. В. Путиным российской «внесистемной» оппозиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования послужит раскрытие понимания места, роли оппозиции в политической системе РФ, оценки ее действий. Для этого необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть понятие термина «оппозиция» на основе изучения научно-исследовательской литературы.
- Соотнести понятия власти и оппозиции.
- Охарактеризовать политическую систему РФ во время премьерства В.В. Путина.
- Раскрыть понимание В.В.Путиным внесистемной оппозиции, каковы ее качественные и персональные характеристики, место и роль в политической системе РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическая база изучения взаимодействия власти и оппозиции.
1.1. Проблема дефиниции понятия «оппозиция» 7
1.2. Антиномия понятий «власть» и «оппозиция» 17
1.3. Основные характеристики политической системы РФ в период премьерства В.В.Путина. Оппозиционные движения в России 2010-2011. 20
Глава 2. Отношение премьер-министра В. Путина к оппозиции.
2.1. Оппозиция в понимании В. В.Путина: ее качественные и персональные характеристики 29
2.2.Место и роль оппозиции в политической системе РФ 35
Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

ФГБОУ ВПО  «Омский государственный университет

им. Ф. М. Достоевского»

 

Исторический факультет

 

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

 

Михель Марина Сергеевна

 

 

Восприятие  премьер-министром В. В. Путиным российской «внесистемной» оппозиции

 

 

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Научный руководитель:

 

                                                         Попова Юлия Вениаминовна, к.и.н., доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск- 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение                                                                                                                                       3 

 

Глава 1. Теоретико-методологическая база изучения взаимодействия власти и оппозиции.

 

1.1. Проблема дефиниции понятия «оппозиция»                                                                      7

1.2. Антиномия понятий «власть»  и «оппозиция»                                                                   17

1.3. Основные характеристики политической системы РФ в период премьерства       В.В.Путина. Оппозиционные движения в России 2010-2011.                                                20                               

 

Глава 2. Отношение премьер-министра В. Путина к оппозиции.

 

2.1. Оппозиция в понимании В. В.Путина: ее качественные и персональные характеристики                                                                                                                           29            

2.2.Место и роль оппозиции в политической системе РФ                                                     35

Заключение                                                                                                                                39

Список  источников и литературы                                                                                            41                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На следующий день после инаугурации Дмитрия Анатольевича Медведева на пост президента РФ Государственной  Думой была утверждена кандидатура  Владимира Владимировича Путина на пост Председателя Правительства РФ. 8 мая 2008 года В.В.Путин выступил с речью, где назвал четкие задачи для кабинета министров, особенно, заявив: «Для меня, очевидно, что Правительство может быть по-настоящему сильным и эффективным лишь в том случае, если оно может в полной мере опереться на законодательную власть».1 То есть, достаточно тесно сотрудничать с Государственной Думой, тщательно прислушиваться к ее заявлениям и вести активное взаимодействие с ее депутатами и депутатскими группами. Оптимистично охарактеризовав предпринятые им  действия по отношению к России, ее народу, будучи президентом, оценив ситуацию в стране с августа 1999 года по май 2008, будущий премьер министр пришел к выводу, что сделано не мало, и выдвинул ряд задач, которые стоят перед ним и кабинетом министров на ближайшие 4 года. А именно: поднять конкурентоспособность нашей экономики и изменить ее структуру за счет развития самых современных производств, в течении 10-15 лет войти в число стран лидеров по ключевым показателям качества жизни горожан: качество образования, уровень доходов, продолжительность жизни, меры по снижению инфляции для макроэкономической стабильности, борьба с коррупцией и чиновничьим классом, снижение налогов, внести инвестиции в здравоохранение и образование человека для создания полноценного развития личности и др. Все эти задачи не содержат одного – поддержка связи между гражданами  и властью, поддержка контакта и диалога. Именно этот аспект становится особенно актуальным на сегодняшний день. Народ выходит на площади, протестует и требует отставки В.В.Путина. Лидеры политической оппозиции призывают людей различных возрастов участвовать в протестных акциях и движений, но с какой целью? Повлиять на власть или повысить себе рейтинг?

 В России различают системную оппозицию, которая сотрудничает с правительством и представлена в различных органах власти, например, в Гос. Думе. Примером системной оппозиции могут являться политические партии и общественные объединения. А также внесистемная, состоящая из незарегистрированных партий и движений, иным словом «уличная оппозиция». Последние сталкиваются с противодействием со стороны государства. Это и законодательство о партиях, и запрет со стороны Минюста, цензурой на СМИ.

В данной работе мы рассмотрим именно взгляд В.В.Путина по отношению к внесистемной оппозиции, которая полностью отрицает легитимность существующей власти и проявляют свою политическую активность в форме «уличной демократии». Мы считаем, что в настоящие время только внесистемная оппозиция способна вызвать реакцию властей любыми для нее способами. Как манипуляция, так и своего рода шантаж. Мнение власти, в лице премьер-министра на этот счет неоднозначно. С одной стороны, она (власть) готова пойти на диалог, с другой же, считает, что внесистемная оппозиция приносит лишь политические беспорядки, и лозунги ее самой носят экстремистский характер.

Степень изученности  данной темы, на наш взгляд низка. Во-первых, сам В.В.Путин только начал реагировать  на протестные движения, уделять внимание вопросу об оппозиционных движениях. Во-вторых, сам термин оппозиция только недавно начал исследоваться в российской политической науке как отдельный аспект политической системы. В полной мере само понятие оппозиции еще до конца не исследовано, а различных точек зрения на его содержание разнообразно. В основном, мы их можем заметить в статьях политических журналов у Тощенко Ж.Т. «Антиномия – новая характеристика общественного сознания в современной России», Митрохина В.А. «Теоретико-методологические аспекты изучения понятия политической оппозиции», Козодоя В.И.«Российский социум и современные политические стратегии. Проблемы становления политической оппозиции в России как института современной демократии», где вопрос об оппозиции носит второстепенный характер и частенько переплетается с понятиями власти, демократии, политическими институтами. Однако в научной литературе на примере Роберта Даля, в работе которого оппозиция соотносится с властью, где проблема тех, кто находится у власти, отражается у их оппонентов. То есть имеет зеркальное отражение. Поэтому, чем серьезней конфликт правительства и оппозиции, тем больше та и другая сторона будет пытаться ограничить возможности другой стороны, для эффективного участия в политическом курсе2.

Объектом исследования являются общественно-политические взгляды премьер министра В.В.Путина.

Предметом – восприятие премьер-министром В.В.Путиным «внесистемной» оппозиции РФ.

Проблема исследования состоит в том, чтобы понять, как оппозиционные движения видятся со стороны власти, какие возможности взаимодействия допускаются.

Целью данного исследования послужит раскрытие понимания места, роли оппозиции в политической системе РФ, оценки ее действий. Для этого необходимо решить ряд задач:

- Раскрыть понятие термина «оппозиция» на основе изучения научно-исследовательской литературы.

- Соотнести понятия  власти и оппозиции.

- Охарактеризовать политическую систему РФ во время премьерства В.В. Путина.

- Раскрыть понимание В.В.Путиным внесистемной оппозиции, каковы ее качественные и персональные характеристики, место и роль в политической системе РФ. Основные методы сбора информации к данному исследованию -  традиционный анализ выступлений премьер-министра В.В.Путина, где он выражает свое отношение к оппозиционному движению.

Новизна нашей работы состоит в том, что с помощью конкретного периода времени в стране, а именно деятельность В.В.Путина на посту премьер-министра, мы сможем охарактеризовать оппозиционные движения с точки зрения самого премьер-министра, тем самым выявить каких взглядов он придерживается, что понимает под оппозицией и как к ней относится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологическая база изучения взаимодействия власти и оппозиции.

 

1.1. Теоретический  аспект понятия «оппозиция».

Вообще в современной  научной литературе достаточно мало внимания уделяется феномену «оппозиция». Как правило, в основном с этим термином мы можем встретиться благодаря статьям или монографиям, посвященным власти, управлению, партиям и партийным системам. Конституция РФ указывает на то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления3, тогда неоспоримо утверждение о том, что наличие политической оппозиции является предпосылкой успешного функционирования демократического государства.

Сам же термин «оппозиция» (с лат. «oppositio» – противопоставление) вошел в оборот  еще в XVIII веке. Именно Генри Болингброк является первым, кто ввел термин «оппозиция» в научный оборот, а также написал первый оппозиционный журнал «Ремесленник». Будучи одним из теоретиков оппозиции, Болингброк сформулировал конституционный принцип ее деятельности. По этому принципу, обеспечивается баланс власти, контроля и критики со стороны оппозиции действий правительства, внесение предложений, направленных на устройство государственных институтов. Анализ этого понятия получил также в трудах Ш.Л.Монтескье4, Ж.Ж.Руссо5, Т. Джефферсона. Последний, как идеолог демократического направления в период войны за независимость в Северной Америке стал основоположником первой оппозиционной партии. Сторонники Джефферсона стали называть себя демократическими (или джефферсоновскими) республиканцами, выступали против ущемления прав штата и представляли интересы аграриев и мелких производителей6. Все они говорили о том, что помимо постоянного контроля над деятельностью правительства, одной из главных функций  оппозиции является разработка и предложение по реализации решения общественных проблем.

В  XIX веке оппозицию рассматривают, связывая ее структуру с конституционно-правовыми конструкциями государства и парламентаризмом, институтами политической системы. Этот период обозначил поворот к развитию западных политических режимов в демократическом направлении7. Французский историк, критик и политический деятель Ф. Гизо считал, что деятельность оппозиции должна быть конструктивной и необходимой для осуществления государственной власти8. Становление и разработка понятия оппозиции продолжалось и в XX-XXI веках. Во многих странах к началу XX века появилось расширение избирательных прав, и появился институт выборности должностных лиц. Поэтому открытость политики показала, что оппозиция является уже атрибутом демократической политики. Французский классик западной мысли Морис Дюверже одним из первых, кто предпринял попытку рассмотреть оппозицию через теоретический анализ выявления ее закономерностей функционирования. По его мнению, сущностной характеристикой западной демократии является наличие организованной оппозиции, а демократии восточной — ее отсутствие. Этой идее соответствовало, по крайней мере при зарождении, учреждение в Римской республике должностей трибунов плебса, наделенных правом intercessio (лат. — протеста). Позднее роль того же порядка по отношению к феодальным монархиям средневековья играла церковь. Начиная с XVIII века, оппозиция больше не существовала в качестве какого-то отдельного учреждения вместо оппозиционных институтов, создаваемых государством и направленных против собственно правительственных институтов, заняло противостояние самих этих институтов. Ограничение власти властью, создание внутренней оппозиции правительству вместо оппозиции внешней преследовало ту же самую основную цель9.Отсюда, мыслитель делил оппозицию на внутреннюю и внешнюю. Та и другая представляют совершенно разное в различных режимах. Например, в однопартийных режимах внешняя оппозиция отсутствует, а настоящая оппозиция находится вне самой партии. Она обнаруживается в форме диссидентских фракций, течений меньшинств, более или менее свободно критикующих правительство на партийных собраниях10. Однако, само разделение на внутреннюю и внешнюю оппозицию происходит только в многопартийном режиме. Внешняя оппозиция представляется партиями меньшинства, а внутренняя между партиями самого большинства.  Функция внутренней оппозиции заключается в том, чтобы отделить неотложные практические потребности от долгосрочных структурных реформ, включенных в доктрину партии, тогда как внешняя оппозиция будет нести революционный характер.  Допустим, что в определенном режиме есть доминирующая партия. Это несет определенные изменения для оппозиции. По мнению Дюверже, если это доминирование длится долго, то оппозиция низводится до полной несостоятельности. Этот вариант реализуется главным образом при двухпартийном режиме, который в результате такого доминирования довольно глубоко преобразуется. Случается и так, что оппозиция, надолго отстраненная от власти, берет на вооружение более резкую и демагогическую тактику. Это происходит главным образом в странах, где постепенно утрачивается интерес к политической борьбе и выборам11. Например, в Швейцарии с 1874 г. роль доминирующей непрерывно играла партия радикалов. Обладая абсолютным большинством, она правила одна, не опасаясь быть низвергнутой. Тем не менее, было ясно одно - охлаждение к политической жизни. Однако, развитие системы референдумов и народной инициативы в некоторой мере смягчило негативные явления и вернуло оппозиции эффективность, которой она в течение долгого времени была лишена по причине многолетнего доминирования одной и той же партии. Важным этапом в развитии теоретических подходов к изучению оппозиции является теория элит В. Парето. Неправящую элиту Парето также называет контр-элитой, именно она и представляет собой потенциальную оппозицию правящей элите. В узком плане, в качестве контр-элиты традиционно рассматривается весь высший эшелон политической оппозиции, а ее стержнем является ограниченное контр-элитное ядро, которое связано общим сознанием своего общего политического значения12. Таким образом, мы видим, что общее у западных исследователей это то, что оппозиция возникает одновременно с появлением партийной системы, и носит цель – повлиять на власть.

Мы находим нужным, рассмотреть становление оппозиции в российском обществе. К несчастью, в современной научной литературе мало трудов, которые были посвящены именно теоретическому исследованию феномена оппозиции. По мнению Гаврилова Г.А., эта сложность усугубляется отсутствием его юридического закрепления. В базовой части Конституции РФ, в главе « Основы конституционного строя» признаются принципы идеологического, политического, партийного многообразия13.Тем не менее, в современной российской юридической практике термин «оппозиция» используется не более чем в десятке документов, но среди них нет не одного, который бы носил юридический характер14. По его мнению, существуют два направления в понимании политической оппозиции: этимологическое и институциональное. Первое дает широкий смысл термина, где акцент делается на деятельности оппозиции. Этимологическое направление рассматривает оппозицию как противоположность одной политике к другой. Отсюда, в противопоставление одной политике к другой попадает феномен лоббизма, а также группы давления, столкновение интересов локальных групп по поводу локальных проблем, не имеющих отношения в политике. Таким образом, под оппозицией понимается разнонаправленное влияние нескольких субъектов на власть, не имеющую собственного мнения по обсуждаемому вопросу15. С точки зрения институционального подхода под оппозицией понимается деятельность миноритарных партий в парламенте. Нельзя не заметить, что из этих двух подходов выявляется одно общее. А именно, что оппозиция возникает только в противовес власти. Она не существует вне власти, она изначально ей противопоставлена, поэтому оппозиция есть там, где есть власть.

Иной позиции придерживается В.И. Козодой, историк, профессор Сибирской академии управления и массовых коммуникаций. По его мнению, современная политическая оппозиция имеет свое начало от неформалов. История неформалов состояла из событий, которые в жизни этого поколения (а то и предыдущего) происходили впервые: первое публичное оппозиционное выступление, которое не ведет к репрессиям, первая демонстрация, первая легальная независимая газета, первая конференция оппозиционных сил. То, о чем сегодня мы говорим как об обыденности, тогда было маленьким подвигом с огромным риском и непредсказуемым результатом. Тогда, под политической оппозицией понимается организованная группа активных индивидов, объединенных сознанием общности политических интересов, ценностей и целей и ведущих борьбу с господствующим субъектом за доминирующий статус в систему государственной власти 16. Стоит отметить, что В.И. Козодой и В.А. Гаврилов сходятся в том, что подразумевают политическую оппозицию как политический субъект, так как эти самые субъекты ущемлены в правах иметь высший статус, формировать и утверждать государственные ценности, иметь доступ к государственным ресурсам, и вообще как-то влиять на политику в целом. Как уже было сказано, в качестве оппозиции может послужить политическая партия, однако, по мнению того же Гаврилова Г.А., в современный период можно найти достаточно примеров, когда основными субъектами являются отдельные институты государственной власти, олигархические группировки, транснациональный капитал. 21-25 сентября 2007 г. аналитический центр Юрия Левады провел опрос на тему того, какие партии можно назвать оппозиционными. Опрос был проведен среди 1600 россиян. Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.  Как отмечают социологи, рейтинг оппозиции возглавила  КПРФ.  54% россиян назвали ее оппозиционной партией. При этом 19% респондентов не считают ее таковой, а еще 27% - затруднились с ответом на этот вопрос. На втором месте в рейтинге - запрещенная Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова. 40% респондентов назвали ее оппозиционной, 14% - отметили, что «лимоновцы» не являются противниками действующей власти, и еще 46% - затруднились с ответом. На третьем месте - партия Григория Явлинского - «Яблоко», которую считают оппозиционной 36% респондентов. При этом более половины участников опроса считают иначе, или затрудняются определить ее политическую позицию. Четвертую строчку рейтинга занимает Союз правых сил. 32% опрошенных заявили, что СПС - оппозиционная партия. Правда, при этом 29% респондентов отметили, что считают ее лояльной, а еще 39% - затруднились с ответом. Народно‑демократический союз Михаила Касьянова оппозиционным считают только 28% россиян, 21% - полагают, что эта политическая сила лояльна по отношению к действующей власти. Что касается ЛДПР и «Справедливой России», лидеры которых в своих заявлениях постоянно подчеркивают свою оппозиционность, то в основном россияне не считают эти партии противниками действующей власти. В частности, 39% участников опроса отмети, что ЛДПР не находится в оппозиции, хотя при этом 34% респондентов считают иначе17.

Информация о работе Восприятие премьер-министром В. В. Путиным российской «внесистемной» оппозиции