Восприятие премьер-министром В. В. Путиным российской «внесистемной» оппозиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования послужит раскрытие понимания места, роли оппозиции в политической системе РФ, оценки ее действий. Для этого необходимо решить ряд задач:
- Раскрыть понятие термина «оппозиция» на основе изучения научно-исследовательской литературы.
- Соотнести понятия власти и оппозиции.
- Охарактеризовать политическую систему РФ во время премьерства В.В. Путина.
- Раскрыть понимание В.В.Путиным внесистемной оппозиции, каковы ее качественные и персональные характеристики, место и роль в политической системе РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологическая база изучения взаимодействия власти и оппозиции.
1.1. Проблема дефиниции понятия «оппозиция» 7
1.2. Антиномия понятий «власть» и «оппозиция» 17
1.3. Основные характеристики политической системы РФ в период премьерства В.В.Путина. Оппозиционные движения в России 2010-2011. 20
Глава 2. Отношение премьер-министра В. Путина к оппозиции.
2.1. Оппозиция в понимании В. В.Путина: ее качественные и персональные характеристики 29
2.2.Место и роль оппозиции в политической системе РФ 35
Заключение 39
Список источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

Также, стоит провести различие терминов «оппозиция» и «оппозиционность». По мнению В.И. Козодоя, оппозиционность подразумевает расхождение точек зрения, суждений, которые присутствуют в любой политической системе. Таким образом, можно провести аналогию с термином «конфликт»18. Конфликт подразумевает не просто наличие противоположных точек зрения, основанных на противоречии интересов, целей сторон, а гораздо более существенный, основополагающий компонент-противодействие, направленное на выражение этих противоположных позиций. Это и есть предпосылка функционирования политической оппозиции в обществе. Для возникновения реальной оппозиции необходимы не просто различие точек зрения политических оппонентов или структурная дифференцированность политической системы, а должны быть известны «правила игры» и механизмы их реализации, на основании которых будут действовать субъекты политики - властные структуры и оппозиция. Это вторая предпосылка функционирования политической оппозиции, по мнению В.И. Козодоя.

Мы находим интересным отметить, что в условиях традиционного  общества внутри оппозиции объединялись некие противопоставления «своего» и «чужого». Оппозиция «своего» и  «чужого» осмысляется в категориях разноуровневых связей человека: кровно - родственных (свой - чужой- род, семья), этнических ( свое-народность, нация), языковых (родной- чужой язык), конфессиональных (своя- чужая вера), и социальных (свое-чужое общество, сословие, коллектив). В условиях традиционного общества все эти противопоставления объединялись внутри оппозиции «свой мир, люди своего мира – иной мир, люди своего мира так или иначе связанные с иным миром»19.  Мы считаем, что в современном обществе под «своим» следует подразумевать ту организованную группу активных людей, которая стремится показать власти свое недовольство и потребовать чего-то нового, а под «чужим» саму власть, обладающую политическим ресурсами и благами, которых не хватает отчаявшемуся обществу.  

Таким образом, из выше сказанного можно подвести итог, что сам термин «оппозиция» появился с XVIII, но в России о нем стали упоминать лишь в начале XX века. Так таковых исследований феномена «оппозиции» нет, остается только рассматривать его с точки зрения властных отношений, с развитием партийной системы. Рассмотрев всех авторов, которые представлены в данном параграфе, можно выявить одно, что оппозиция- это группа активных индивидов, которых связывают общие политические проблемы, которые ведут борьбу за политические ресурсы, и целью которых является влияние на власть. К слову о борьбе. Она может проявляться в форме протеста. Тогда следует ввести понятие оппозиционного сознания, которое возникает благодаря осознанию того, что собственные идеи, интересы и цели схожи с интересами и чувствами других групп; осознанием политической реальности, благодаря социальному диалогу, который происходит через общественные институты, организациями со сходными интересами и убеждениями; осознание своего подчинения этой группе, где ответственность ложится не на саму группу, а на социальное окружение; осознание убеждения в эффективности коллективного действия как улучшение в данной социальной группе. Деятельность оппозиционных субъектов регулируется законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», « Об общественных объединениях».

В любом демократическом обществе политическая оппозиция расценивается как закономерное и естественное явление, которое способствует развитию общества вне зависимости от окружающей его политической системы, как условие возникновения связи взаимодействия между властью и обществом. Поэтому в обществе стимулируется многообразие социально-политической жизни: не запрещается образование, и деятельность политических  партий и общественных организаций. Благодаря многообразию политических сил, создается система сдержек и противовесов, то есть баланс между властью и обществом. С другой же стороны, внесистемная оппозиция привносит некую политическую стабильность в обществе, поскольку сама власть не всегда принимает правильные решения. Как нам кажется, нет идеального образца. Существуют лишь те, которые носят сбалансированный характер, те, где недовольства - это норма, и стабильность, толчок к развитию. Признак и сигнал к тому, что нужно продолжать действовать, и, в конце концов, что мы стоим не на одной точке, а движемся. Как политически, так и социально.  Оппозиция играет важную роль в регуляции системы политических и общественных отношений в целом. Также, считаем нужным, отметить основные характеристики оппозиции:

- оппозиция как главный  атрибут демократического политического  режима, и, напротив, отсутствующий  элемент тоталитарного режима.

- право на политическую  оппозицию - один, из важнейших  демократических принципов.

- оппозиция обусловлена групповой природой политики как общественного явления, когда сталкиваются противоположные политические и социальные интересы.

- оппозиция способствует наличию у индивидов своего видения на политический процесс.

Характерные черты оппозиции  зависят от политического режима, преобладающего в той или иной стране. При двухпартийном режиме является умеренность оппозиции, т.к. сами условия политической борьбы, предполагающие чередование партий и возможность для сегодняшней оппозиции когда-то принять на себя ответственность за власть останавливают оппозицию от радикализации. В демократическом обществе, оппозиции присуща стихийность действий. Достаточно только события, на примере выборов, и мы уже сможем наблюдать как народ выдвигается на площади. Тем не менее, согласованность также относится к черте оппозиции. Лидеры оппозиционных движений заранее подготавливают программу, резолюцию, согласовывают с местными властями место проведения и оговаривают приблизительное число участвующих. Масштабность – черта, которая носит локальный характер. В зависимости от ситуации, численность оппозиционеров может превышать заранее оговоренного приблизительного числа граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Антиномия  понятий власть и оппозиция

 

Как мы выяснили в прошлом  параграфе, оппозиция может быть только там, где существует власть. Однако, чтобы выяснить антиномию этих понятий, необходимо предложить тезис, который бы нам доказал, что оппозиция и власть взаимоисключающие друг друга понятия, но с другой стороны могут сосуществовать вместе.

Антиномия (от греч. antinomia - противоречие закона самому себе, противоречие внутри закона) означает познавательную и реально существующую коллизию,  когда  основные утверждения, а соответственно и действия противостоят, взаимоисключают  друг друга, но одновременно сосуществуют, так как имеют под собой объективную основу, взаимосвязи и взаимодействия, которые поддерживаются значительными социальными, политическими и экономическим и силами, крупными социальными группами, политическими или экономическими организациями и образованиями20. Само появление антиномии связано с тем, что в современном российском обществе произошел разрыв между грациозными обещаниями правящих сил и тем, что представляет на самом деле реальная жизнь миллионов людей. То есть, если политические программы привели не к тому, на что они были нацелены, произошел разрыв между политикой и практикой, следовательно, это привело к разделению на две ориентации. Одна нацелена то, чтобы оправдать политическую концепцию, но не отражать общественную жизнь так, как она на самом деле выглядит. Другая ориентация, опираясь на реальные результаты, подвергает сомнению программу первой, и предлагает свои пути развития. Во-вторых, антиномии формируются за счет групп интересов. Исходя из того, что они имеют влияние на политическую, экономическую власть, происходит манипуляция сознания людей, через СМИ, особенно через телевидение, тем самым они добиваются своих программных задач. Но, вскоре, благодаря их групповому эгоизму, происходит развитие народных устремлений, которые отражают совершенно иной мир, целью которого является достижение социальной справедливости. Проще говоря, оппозиции. Таким образом, мы видим, что оппозиция создается сначала внутри власти, затем, через манипулирование сознанием граждан создается оппозиция вне правящих сил.

Однако если мы определили оппозицию через понятие власти, возникает вопрос, что есть власть и в чем заключается процесс  борьбы за нее? По мнению Г.А. Гаврилова, широкие возможности для определения и исследования оппозиции открывает ресурсная теория власти21. Ресурсный подход к анализу феномена власти получил в середине ХХ века и представлен теориями обмена ресурсами П. Блау, совместно с Д. Хиксоном, К. Хайнингсом. П.Блау сосредоточился на обмене, когда индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение в равной степени, поэтому постоянно оценивают друг друга с точки зрения владения ресурсами. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции, а по второму типу организации создаются специально для достижения определённых целей. Следовательно, создание организаций оборачивается возникновением оппозиции и конфликта между ними. Эта теория для определения и анализа оппозиции позволяет нам четкое понимание источника власти. Потому что именно обладание наиболее значимыми политическими ресурсами дает субъекту власти определять поведение иных субъектов. В результате, по отношению к властному субъекту политическая оппозиция обладает двумя характеристиками: недостаток доминирующего политического ресурса и претензия на обладания им.

Стоит заметить, что имеются  свои сложности для выявления  оппозиции. Политическая власть дискретна. Происходит смена правителя во время государственного переворота или в выборы, который обладает политическим ресурсом. Поэтому необходим комплексный анализ силы, которая претендует на статус оппозиционной, и который позволит определить борется ли она за политический ресурс в конкретный момент времени. Конкретными показателями служат: популяризация партии, расстановка своих представителей на неизбираемые должности в среднем звене, деятельность по изменению характера доминирующего политического ресурса22. Из выше сказанного следует, что оппозиция возникает для того, чтобы указать на уязвимые места существующего режима.

Одно дело, когда власть, на которую так стремится оказать  влияние оппозиция, не всегда поддерживает оппозиционные движения. Как показывает история, власть всегда старалась подавлять малейшие проявления оппозиционных группировок, чтобы сохранить свое политическое господство. Взять, к примеру, Рим и Грецию, где к таким группировкам относились с особой жестокостью. В современном мире существуют такие страны, в которых вообще оппозиции не существует. Или наоборот, где наличие оппозиции признается официально, но она не представляет угрозы, а борется за частичное изменение сложившегося положения. В настоящее время политико-правовые нормы, которые лежат в основе политической системы российского общества ориентируются на международные демократические стандарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Основные характеристики политической системы РФ в период премьерства В.В.Путина. Оппозиционные движения в России 2010-2011.

 

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со Ст.1 Конституции, Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в России является народ. Кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления23. Вообще, под политической системой понимается совокупность  государственных, партийных, и общественных органов у организаций, участвующих в политической жизни страны24. Политическая система современного российского общества, как нам кажется, представляет собой совокупность норм и идей, взаимодействующих между собой, и на которых основаны государственные органы и организации, представляющие собой общественные объединения, политические партии, принимающих участие в политической жизни. Структура политической системы включает в себя институциональный, коммуникативный, регулятивный, идеологический, функциональный уровни. Как было уже сказано выше, политические партии, общественные объединения, в общем, социально-политические институты составляют институциональный уровень политической системы. Коммуникативный уровень в политической системе РФ находит себя в СМИ, телекоммуникациях и др. Регулятивный уровень означает, что законодательным и представительным органом государственной власти Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации25. Оно является постоянно действующим органом26. Идеологический определяется политической социализацией индивида в обществе, то есть систему взглядов и оценку происходящего, а в дальнейшем прогноз. Функциональный предполагает роли, статусы объектов политической системы. Деятельность премьер-министра В.В.Путина относится именно к этому уровню. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. В.В.Путин занял пост Председателя Правительства РФ 8 мая 2008г. Основные полномочия включали в себя:

-разрабатывать и представлять Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

-представлять Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

-обеспечивать проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики.

-обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

-осуществлять меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства.

-осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью27.

Таким образом, мы видим, что, по сути, любая власть обязана  взаимодействовать с гражданами, независимо от того, как настроены участники политической системы. Тем не менее, стоит заметить, что не всегда такое бывает. И на примере оппозиционно настроенных граждан можно увидеть, что власть сначала не особо стремилась поддержать с ними разговор. Поскольку, оппозиционные движения нашли себя после парламентских и президентских выборов, стоит заметить, что когда закончился выборный период, оппозиция слегка ослабела и на предоставленную возможность диалога с властью не спешит. Выясняется, что в настоящий период в российской политической системе наступил кризис взаимодействия власти и лидерами внесистемной оппозиции. Вопрос о том, кто первый пойдет на консенсус, неизвестно.

Также хочется отметить, что одним  из достижений российской политической системы является выход из экономического кризиса 2008-2010гг. На X съезде партии «Единая Россия» премьер-министр объявил, что около 5 миллионов рублей было направленно на обеспечение ликвидности и устойчивости банковской системы. По его словам, «необходимо жестко контролировать, чтобы выделенные ресурсы дошли до реальной экономики, а не были потрачены на финансовые спекуляции»28. Уже 30 декабря 2009 года В.В.Путин объявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена29. По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии30. Болевой точкой, на наш взгляд, российской политической системы остается проблема компетентности парламента. С одной стороны, парламент избирается народом и постоянно должен поддерживать с ним связь, и периодичность выборов это обеспечивает. А с другой стороны, на него возлагаются важные профессиональные обязанности: законодательство и парламентский контроль. От их компетентного исполнения в буквальном смысле слова зависит судьба миллионов людей. Но российская система профессионального образования депутатов не готовит. Законодательная работа - это процесс сложный и длительный. Он включает в себя совокупность следующих последовательных процедур: внесение законопроекта на рассмотрение парламента на основе права законодательной инициативы, рассмотрение и принятие закона депутатами, подписание и обнародование документа. То есть проблема заключается в кадровом резерве.  Политические партии должны готовить себе профессионалов на смену, а не набирать артистов, спортсменов, которые только создают имидж партии. Поскольку место и роль парламента в системе государственной власти, его характер представительства, профессиональность и, ответственность парламентария перед электоратом во многом зависят от тех, кто выбирает.

Информация о работе Восприятие премьер-министром В. В. Путиным российской «внесистемной» оппозиции