Ценообразование на образовательные и здравоохранение услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений являются, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг, и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6

1.Особенности оказания услуг здравоохранения, влияющие на
ценообразование 6


1.2 Схема стратегии ценообразования 9

1.3 Схема ценообразования 15

1.4 Виды цен 18

1.4.1 Цены на новые медицинские услуги

1.4.2 Цены на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги 20

1.5 Общая характеристика методик ценообразования 23

1.6 О порядке регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги 25

1.7 Цены на ремонт медицинской техники 35


2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ 37

2.1 Особенности оказания образовательных услуг, влияющие на ценообразование 37

2.2 Формирование цены на образовательные услуги 40

2.3 Методы ценообразования на образовательные услуги 45

2.4 Общий подход к дифференциации цен 49


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.18 Кб (Скачать)
align="justify">     - максимизация средств на реинвестирование  в совершенствование образовательных  технологий и развитие учебно-материальной  базы.

     Для образовательного учреждения в соответствии с его миссией приемлемы все  три цели ценовой политики. 
          Обеспечение выживаемости является главной стратегией образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции. Для достижения поставленной цели используются заниженные цены – цены проникновения, они предназначены для освоения определенной намеченной доли рынка и способствуют увеличению объема реализации образовательных услуг и, как следствие, - увеличению совокупного валового дохода, получаемого образовательным учреждением. 
          Ценовая стратегия, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении образовательным учреждением существующего положения на рынке образовательных услуг. С этой целью предпринимаются все возможные меры для предотвращения спада объемов реализации образовательных услуг.

     Ценовая стратегия, направленная на максимизацию средств на реинвестирование в совершенствование образовательных технологий и развитие учебно-материальной базы является наиболее предпочтительной для образовательных учреждений. Но реализация этой стратегии требует значительных средств и времени на формирование системы стратегического менеджмента образовательного учреждения, создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении, проведение трудоемких и дорогостоящих процедур сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9001:2000 или аутентичных российских национальных стандартов ГОСТ Р 9001:2001 и создание положительного имиджа в области качества образования среди потенциальных потребителей образовательных услуг. 
          В табл. 2.1 приведен порядок реализации типовых процедур формирования рыночной цены на образовательные услуги учреждений в сфере профессионального образования типовой порядок расчета и установления их цены.

     Таблица 2.1 - Порядок реализации типовых процедур формирования цен на образовательные услуги порядок расчета и установления цен

Этап  процедуры формирования политики ценообразования Содержание  этапа формирования политики ценообразования
1. Выбор  стратегии ценовой политики и  постановка задачи ценообразования Выживаемость  организации. 
Стабилизация доли рынка. 
Максимизация средств на реинвестирование в развитие.
2. Оценка  спроса и предложения Цена спроса (верхняя граница цены, которую готов заплатить покупатель)
3. Расчет  издержек на образовательные  услуги Цена предложения (нижняя граница цены, за которую образовательное учреждение готово продать услугу).
4. Анализ  цен на услуги конкурентов Услуги и  цены конкурентов.
5. Выбор  метода ценообразования На основе текущих  цен при данной себестоимости  «Издержки +» фонд реинвестирования.Безубыточность и целевой валовой доход. "Ощущаемая  ценность товара". Учет конкурентного  окружения.

     Продолжение таблицы 2.1 - Порядок реализации типовых процедур формирования цен на образовательные услуги порядок расчета и установления цен

Этап  процедуры формирования политики ценообразования Содержание  этапа формирования политики ценообразования
6. Расчет  базовой цены      Первоначальная  цена предложения. Расчетная цена (издержки).
7. Учет  дополнительных соображений      Цена  предложения. Цена спроса - расчетная  цена (издержки). 
Цены конкурентов.
8. Установление  окончательной цены (прайс-лист)      Базовая цена образовательной услуги. Льготы и скидки для постоянных потребителей.
9. Корректировка  цены услуги      Корректировка цены услуги в зависимости от стадии её жизненного цикла и воздействия  на нее других факторов.
 

     После выбора стратегии ценовой политики образовательного учреждения следующим  этапом процедуры установления цены является оценка спроса.

     Ценообразование в сфере услуг имеет ряд  особенностей, поскольку, в отличие  от товаров, услуги нематериальны и  не подлежат хранению. При выборе метода формирования цены на образовательные  услуги необходимо не только учесть указанную  специфику, но и определить цели ценообразования, проанализировать спрос на рынке  и цены конкурентов, рассчитать затраты, связанные с оказанием образовательных  услуг.

     Ценообразование вообще и в сфере услуг в  частности – это сложный и  трудоемкий процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

     - постановка цели ценообразования; 

     - определение спроса на образовательные  услуги;

     - оценка затрат вуза;

     - анализ цен конкурентов; 

     - выбор метода ценообразования; 

     - расчет исходной цены;

     - учет дополнительных факторов;

     - установление окончательной цены.

     Приступая к определению цены на образовательные  услуги, вуз должен сформировать задачи, которые ему необходимо решить. Как  правило, выбирают одну из следующих  задач:

     1. Сохранение стабильного положения на рынке образовательных услуг. Иначе эту задачу можно назвать «выживание». Практика показывает, что решение данной задачи, то есть стремление сохранить статус-кво относительно занимаемой доли рынка возможно при определенной, обычно не очень высокой, норме прибыли.

     2. Расширение доли рынка. В этом случае необходима агрессивная маркетинговая и ценовая политика, нередко – демпинговые цены. Следует отметить, что цена может служить показателем качества образовательной услуги, в силу чего есть вероятность, что ее снижение приведет не к завоеванию рынка, а наоборот – потере потенциальных абитуриентов.

     3. Максимизация доходов. Пожалуй, это одна из самых сложных задач, стоящих перед вузом. Основная трудность заключается в том, что вузу необходимо точно определить спрос на предоставляемые образовательные услуги. Если цена задается рынком и не зависит от объема предоставляемых образовательных услуг, ситуация упрощается.

     Сравнительный анализ качества услуг, предоставляемых  вузом и его конкурентами, в  сочетании с изучением уровня спроса позволит очертить примерные  рамки колебания цен, допустимые для вуза.

     4. Создание имиджа вуза, предлагающего (предоставляющего, оказывающего) элитные образовательные услуги. Позиционируя себя как поставщика элитных услуг, вуз за значительную цену предлагает (предоставляет) образовательные услуги либо высокого качества, либо не предоставляемые вузами-конкурентами. При этом уменьшение числа студентов компенсируется высокими ценами.

     На  итоговую цену могут повлиять дополнительные факторы – действия конкурентов, временное повышение спроса на образовательную  услугу и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Методы ценообразования  на образовательные  услуги 

     Реализации  типовых процедур формирования рыночной цены в сфере профессионального  образования в качестве пятого этапа  предусматривает Выбор метода ценообразования. Методы установления цены образовательных услуг должны обеспечить их успешную реализацию на рынке и достижение определенных целевых установок образовательного учреждения. Классификация методов установления цены на образовательные услуги в таблице 2.2. Одновременно с описанием особенностей, характерных для структуры цены, в таблице приводятся преимущества и недостатки применяемых методов, которые позволяют проводить обоснованный выбор.  

     Таблица2.2 - Классификация методов установления цены на образовательные услуги

п/п

Наименование  метода Структура расчета цены Особенности применяемых методов
Преимущества Недостатки
1 2 3 4 5
1 Затратный Цена=Себестоимость+Реинвестиции, где объем реинвестиций рассчитан умножением себестоимости на определенною норму рентабельности. Простота расчета  для производи- теля. 1.Не учитывает  конъюнкту- ру рынка. 
2.Не учитыват потребительские свойства услуг.
 

     Продолжение таблицы 2.2 - Классификация методов установления цены на образовательные услуги

1 2 3 4 5
2 Агрегатный  метод Цена = Сумма  цен элементов затрат по статьям  калькуляции образовательной услуги. Простота расчета  для производителя на основе данных предыдущего года. 1. Нет учета  конъюнктуры рынка. 
2. Ошибки в определении цены элемента приводят к ошибкам в определении цены.
3 Параметрический метод Цена = Базовая  цена услуги, умноженная на экспертную оценку. 
Цена= Экспертная балльная оценка, умноженная на базовую цену балла по услуге.
Учет потребительских  качеств услуг и конъюнктуры  рынка образования. 1. Сложность  расчета коэффициентов (инфляция, качество, конъюнктура рынка и  др.). 
2. Отсутствие оценки издержек и планируемой прибыли. 
3. Зависимость от выбора экспертов и базовых услуг.

     Продолжение таблицы 2.2 - Классификация методов установления цены на образовательные услуги

1 2 3 4 5
4 Метод на основе текущих цен Цена в диапазоне  имеющихся цен на аналогичные  услуги. 
Нижний предел цены определяется издержками образовательного учреждения, верхний - спросом на услуги.
В основе - конъюнктура  рынка и использование механизма "гибкой цены". 1.Необоснованность  конкретной цены расчетами. 
2.Возможность попадания в зону убыточной цены ниже себестоимости.
5 Метод на основе спроса Устанавливается верхний предел цены, которая должна включать издержки производства, расходы  на сбыт и прибыль Устанавливается верхний предел издержек производства, до которого может снижаться рыночная цена 1. Возможность  некорректной оценки спроса. 
2. Сложность продажи стабильной услуги в разных регионах (районах)
6 Конкурент- ный  метод Цена определяется на уровне цен конкурентов с учетом приверженности потребителей, имиджа услуги и др. Гибкость метода и стратегия "конкурентной цены" 1. Повышенный  риск при внедрении новых образовательных  услуг. 
2. В итоге приведет к минимизации объемов реинвестирования и демпинговым ценам.

     Продолжение таблицы 2.2 - Классификация методов установления цены на образовательные услуги

1 2 3 4 5
7 Метод маржинальных издержек Цена устанавливается  как сумма переменных затрат на единицу  продукции, прочих затрат и объемов  реинвестирования. Учитывает постоянные и переменные затраты образовательного учреждения. 1. Не учитывает  конъюнктуру рынка. 
2. В конечном итоге приводит к затратному методу установления цены  услуги.

Информация о работе Ценообразование на образовательные и здравоохранение услуги