Ценообразование на образовательные и здравоохранение услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений являются, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг, и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 6

1.Особенности оказания услуг здравоохранения, влияющие на
ценообразование 6


1.2 Схема стратегии ценообразования 9

1.3 Схема ценообразования 15

1.4 Виды цен 18

1.4.1 Цены на новые медицинские услуги

1.4.2 Цены на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги 20

1.5 Общая характеристика методик ценообразования 23

1.6 О порядке регулирования, формирования и утверждения тарифов на платные медицинские услуги 25

1.7 Цены на ремонт медицинской техники 35


2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ 37

2.1 Особенности оказания образовательных услуг, влияющие на ценообразование 37

2.2 Формирование цены на образовательные услуги 40

2.3 Методы ценообразования на образовательные услуги 45

2.4 Общий подход к дифференциации цен 49


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.docx

— 90.18 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3       

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА УСЛУГИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ                     6

    1. Особенности оказания услуг здравоохранения, влияющие на 

ценообразование                                                                                                     6 

1.2 Схема стратегии  ценообразования                                                                  9

1.3 Схема ценообразования                                                                                  15

1.4 Виды цен                                                                                                           18

1.4.1 Цены на  новые медицинские услуги

1.4.2 Цены на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги                         20

1.5 Общая характеристика  методик ценообразования                                       23

1.6 О порядке  регулирования, формирования и  утверждения тарифов на платные  медицинские услуги                                                                               25

1.7 Цены на ремонт медицинской техники                                                         35 

2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ                     37

2.1 Особенности оказания образовательных  услуг, влияющие на ценообразование                                                                                                    37

2.2 Формирование цены на образовательные услуги                                               40

2.3 Методы ценообразования  на образовательные услуги                               45

2.4 Общий подход  к дифференциации цен                                                         49  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     51 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                           53                                            

Введение

     Медицинская помощь населению призвана обеспечить реализацию важнейшего социального  приоритета – сохранение и улучшение  здоровья граждан. При этом ответственность  за качество медицинского обеспечения  должно нести не только государство, но и субъекты, работающие на рынке  медицинских услуг.

     Переход к рыночным отношениям предполагает использование преимущественно  экономических методов управления. Применение на практике экономических  методов управления должно оптимизировать процессы, связанные с выработкой новой стратегии функционирования учреждений здравоохранения на рынке  медицинских услуг в условиях экономического реформирования и внедрения  рыночных механизмов.

     Каждый  конкретный вид медицинской помощи с экономической точки зрения обладает всеми признаками товара и  выступает в форме медицинской  услуги.

     На  сегодняшний день экономически обоснованное ценообразование является одной  из наиболее актуальных и сложных  проблем здравоохранения. При всей специфике здравоохранения как  отрасли в установлении цен следует  отметить, что:

     - цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство услуг, их потребительские свойства и качество;

     - необходимо учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид услуг;

     - установление цены должно носить противозатратный характер и стимулировать ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества услуг;

     - должно обеспечиваться получение прибыли, создаваться экономические условия для хозрасчетной деятельности учреждений, а следовательно, для самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования.

     Важнейшими  задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений являются, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке  медицинских услуг, и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

     В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении.

     Обоснованная  методика установления цен, разумная ценовая  политика и последовательная её реализация являются необходимыми условиями эффективного функционирования медицинского учреждения в жёстких условиях рыночной экономики. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подверженным воздействию целого ряда факторов. Через цену реализуются основные результаты деятельности медицинского учреждения и, следовательно, именно цена определяет эффективность этой деятельности.

     Цена  является одним из главных элементов  маркетинговой политика медицинского учреждения на рынке. Поэтому медицинскому учреждению, работающему в рыночных условиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми, оно может эффективно решать стоящие перед ним задачи.

     С современных позиций категория  цены в сфере экономики образования  представляет собой денежное выражение  стоимости услуги по доступу к  образовательному процессу и выражение  общественной полезности его результата. Цена отражает величину общественно  необходимых издержек на организацию, ведение и развитие образовательного процесса, а так же обеспечение издержек оказания услуг по доступу обучающихся к процессу. Цена образовательной услуги должна не только покрывать издержки образовательного учреждения по обеспечению доступа к образовательному процессу, но и обеспечить компенсацию общественно необходимых инвестиционных издержек, направленных на организацию, проведение и развитие образовательного процесса в учреждении. Довольно длительный период времени развития экономических отношений в сфере образования наиболее распространенным был одномерный подход к оценке различных мероприятий в области образования.

     Поэтому практически все известные и  все реально использовавшиеся подходы  к проведению стоимостной оценки издержек в сфере образования  и, в частности, при подготовке специалистов с высшим образованием, были направлены на организацию (или на изменение) отношений  между образовательными учреждениями, с одной стороны, и органами государственного управления образованием, осуществлявшими  их бюджетное финансирование,- с  другой стороны. Эти подходы по существу никак не учитывали фактический  спрос на образовательные услуги, тем более что речь шла не о  платежеспособном спросе, а об абстрагированном от финансового положения потребителей их кадровом состоянии, как оно представлялось органам управления отраслями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ценообразование на услуги здравоохранения
 

1.1 Особенности оказания услуг здравоохранения, влияющие на ценообразование 

     Говоря  о цене на товар в системе здравоохранения, мы имеем в виду цену на медицинскую  услугу, которая в полной мере наделена товарными свойствами.

     Посредством рыночного механизма продавцы и  покупатели взаимодействуют, чтобы определить цену и количество производимых благ. Следовательно, спрос, предложение и цена являются главными элементами экономических отношений на рынке.

     Рынок медицинских услуг обладает следующими характеристиками:

     - число продавцов ограничено, существует ограничение входа на рынок;

     - неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность;

     -  несовершенная информированность покупателей о рынке услуг;

     - невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества;

     - наличие большого числа государственных или частных бесприбыльных организаций;

     - для реализации товара в большинстве случаев требуется компетентный посредник, который и оплачивает значительную часть медицинской услуги.

     Таким образом, рынок медицинских услуг  в большей части можно отнести  по структуре к рынку монополистической конкуренции и монополии.

     Бюджетное здравоохранение является примером монопсонии на рынке медицинских услуг, когда уровень цен, по которым приобретаются медицинские услуги, определяется не реальными издержками производителей услуг, которые никто не считает, а платежеспособностью государства и его представлениями о ценности такого блага, как здоровье граждан.

     Таким образом, можно убедиться, что особенностью российского рынка медицинских услуг является то, что он представляет собой прочный сплав монополии и монопсонии, когда практически все медицинские работники и лечебно-профилактические учреждения подведомственны Министерству здравоохранения. При этом государство, будучи монополистом, диктует еще и явно невыгодные условия финансирования подчиненных ему структур, не обеспечивая даже покрытия их реальных издержек.

     Пациент в такой системе одинок и абсолютно  бесправен. Поэтому целью реформы здравоохранения является демонополизация и демонопсонизация системы оказания медицинских услуг, постепенное превращение российского рынка медицинских услуг сначала в «рынок продавца», когда большей рыночной властью обладают продавцы (диктуют покупателю свои условия, навязывают товары(услуги)и цены на них), а затем в «рынок покупателя», когда центральной фигурой, определяющей положение медицинских услуг и их цену, станет потребитель-пациент.

     На  пути к этому одной из первоочередных задач является определение юридического и экономического статуса медицинских учреждений и обеспечение их финансирования, исходя, как минимум, из реальных затрат на производство оказываемых населению медицинских услуг. Финансирование на уровне реальных затрат обеспечит финансовую устойчивость медицинских учреждений страны, позволит им перейти от решения проблем выживаемости к проблемам повышения качества оказания медицинских услуг.

     При рассмотрении рынка медицинских  услуг необходимо обратить внимание на факторы, определяющие спрос и предложение медицинских услуг, главным из которых является цена. При этом цены можно разделить на следующие три группы:

     - 1 группа – высокие цены (первая цена) на услугу отражают ее уникальность, технологическую патентную защищенность, отсутствие на начальном этапе спроса (рынка спроса);

     - 2   группа – низкие цены (цена прорыва или проникновения) на услугу, отражает простоту технического и технологического решения, низкие затраты, высокий и стабильный спрос, прочное финансовое положение фирмы;

     - 3  группа – экспериментальные цены (когда подобного товара нет на рынке), отражают новизну функционального назначения, отсутствие данных о возникновении рынка сбыта и ценах.

     Также немаловажно взаимодействие рынка  медицинских услуг с рынком трудовых и материальных ресурсов. С одной  стороны, спрос на рынке ресурсов является производной от спроса на медицинские услуги, с другой –  уровень цен, и в целом конъюнктура  на рынке ресурсов определяет потенциальные  возможности и границы развития медицинских учреждений. 
 
 

          
 

       
 
 
 
 

1.2 Схема стратегии ценообразования 

     На  одном из первых мест в деятельности здравоохранения в рыночных условиях стоит такой фактор, как цена. Коммерческие и многие некоммерческие организации определяют цену на свои услуги самостоятельно. Установление цены – один из элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность. Через ценовую конкуренцию можно влиять на спрос. При ценовой конкуренции продавцы – производители двигаются по кривой спроса, повышая или понижая свою цену. При неценовой конкуренции продавцы-производители перемещают кривые спроса либо вверх, либо вниз, делая упор на отличительные особенности своей продукции. Это позволяет организации увеличивать продажи при данной цене.

Информация о работе Ценообразование на образовательные и здравоохранение услуги