Ценовая политика и методы ценообразования в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование ценовой политики и методов ценообразования в туризме. К задачам исследования относятся: экономическая сущность цены, ценовая политика в туризме и ценовая стратегия турпредприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
I. Экономическая сущность цены и её функции…………………………..4
1.1 Понятие цены…………………………………………………………4
1.2 Функции цены………………………………………………………...7
1.3 Классификация цен…………………………………………………...10
II. Ценовая политика в туризме……………………………………………..15
2.1 Разработка ценовой политики……………………………………….15
2.2 Факторы, влияющие на формирование цен в туризме……...……...17
2.3 Постановка целей ценообразования…………………………………22
III. Ценовая политика предприятия…………………………………………24
3.1 Выбор метода ценообразования……………………………………..24
3.2 Обоснование и реализация ценовой стратегии……………………..26
3.3 Структура цены туристского продукта……………………………...31
Заключение…………………………………………………………………....36
Список литературы……………………………………………………...........38
Приложение

Работа содержит 1 файл

Эк. т. - курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

    Частное учреждение образования

«Институт предпринимательской  деятельности» 
 
 

Заочный факультет 
 

Кафедра международного туризма 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

По  дисциплине: «Экономика туризма»

На  тему: «Ценовая политика и методы ценообразования  в туризме» 
 
 
 

Выполнила:

студентка 6 курса,

гр. 2712                                                                                      Е.С. Королёва 
 
 

Проверила:                                                                             

доцент                                                                                        Е.Г. Киреенко 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2007 

    Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

I. Экономическая сущность цены и её функции…………………………..4

   1.1 Понятие  цены…………………………………………………………4

   1.2 Функции цены………………………………………………………...7

   1.3 Классификация цен…………………………………………………...10

II. Ценовая политика в туризме……………………………………………..15

   2.1 Разработка  ценовой политики……………………………………….15

   2.2 Факторы,  влияющие на формирование цен в туризме……...……...17

   2.3 Постановка целей ценообразования…………………………………22

III. Ценовая политика предприятия…………………………………………24

   3.1 Выбор  метода ценообразования……………………………………..24

   3.2 Обоснование  и реализация ценовой стратегии……………………..26

   3.3 Структура  цены туристского продукта……………………………...31

Заключение…………………………………………………………………....36

Список литературы……………………………………………………...........38

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Цена  в  современной  экономике –  это  не  только  индикатор  соотношения спроса и предложения, на который должна  ориентироваться  фирма,  но  прежде всего—важнейший элемент маркетинга фирмы. Но на  смену  ценовой  конкуренции приходит  конкуренция  качества  и  дополнительных  услуг  для  потребителя. Стабильность цен и рыночных условий оказывается для  фирмы  привлекательнее, чем предполагаемые выгоды от изменения цен. Научно-технические  достижения   усилили    тенденцию   внимания потребителей  к  качеству  продукции.   Одновременно   повысились   внимание общества к экологии и общая культура  потребления.  В  результате  произошла дифференциация спроса, вызвавшая дальнейшее повышение требований к  качеству и обслуживанию потребителя.  А так как  на  белорусских  рынках  насыщенность рынка ниже, чем, скажем в Европе, а также ниже и средний уровень доходов  по сравнению  с  европейскими,  то  и  гораздо  выше  ценовая  чувствительность потребителей. Таким образом, для нашей страны  вопрос  ценообразования более чем актуален.

      Целью данной работы является исследование ценовой политики и методов ценообразования  в туризме. К задачам исследования относятся: экономическая сущность цены, ценовая политика в туризме и ценовая стратегия турпредприятия.

      Курсовая работа состоит из трёх частей. Первая часть  работы  содержит общие сведения о цене, её функциях, а также классификацию цен.   Вторая   часть посвящена разработке ценовой политики в туризме. Говорится о факторах, влияющих на формирование цен в туризме и о целях ценообразования. В третьей части рассматриваются методы ценообразования на туристском предприятии, реализация ценовой стратегии, структура цены турпродукта.

      Методологической  и теоретической основой данной курсовой работы послужили положения  выдвинутые специалистами в области  маркетинга и экономики туризма. Общие сведения рассматриваются в источниках таких авторов, как Горбылёва З.М, Дурович А.П., Балабанов А.И., Пунин Е.И. и др.

I. Экономическая сущность цены и её функции

      1.1 Понятие цены

      Цена  является основным регулятором экономической  системы,  поскольку  она влияет на распределение факторов производства. Цена на  товары  и  услуги  — главный показатель рыночного спроса; воздействуя на  конкурентное  положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее  влияние  на  доход  и прибыль предприятия.

      В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной  стороны,  сами  цены,  их  виды,  структура,  величина, динамика изменения  и,  с  другой  –  ценообразование  как  способ,  правила установления,   формирования   новых   цен    и    изменения    действующих. Ценообразование, с которым  люди  знакомы  гораздо  меньше,  чем  с  ценами, выступает  активно,  задающей  частью   всего   ценового   механизма.   Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но  чаще  всего  ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и  ценообразование  составляют  в своем единстве ценовой механизм.

      Под общим широко распространенным названием  «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящий в единую синтетическую систему. Реально  под одним наименованием «цена» существует  множество  ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения,  способом формирования.

      Термин "стоимость" впервые начал использоваться в переводах сочинений  К.Маркса и Ф. Энгельса, и лишь в 30-е гг. XX в. он стал  приобретать нормативный  характер.  Эта   норма   стала   обязательной   для   советских экономистов, в соответствии с ней были также отредактированы новые  переводы А. Смита, Д. Рикардо и Дж. С. Милля.  С  помощью  термина  "стоимость"  была осуществлена привязка данной категории к  догматическому  положению  о  том, что стоимость означает  овеществленный  в  товаре  труд,  и  ничего  больше. Сторона полезности при этом полностью исключается из  рассмотрения,  и  всей теории придается  ярко  выраженный  затратный  характер"[1].  На  протяжении веков   теория   ценности    разрабатывалась    в    рамках    общего,    не дифференцированного знания.  Философы,  богословы,  финансисты  и  правоведы стремились  найти  некую  эмпирически  ненаблюдаемую  сущность,  субстанцию, первооснову реальных цен.  Эту  первооснову  называли  "справедливой  ценой" (justum pretium – лат.), "внутренней"                  (intrinsic  -  англ.) или "естественной" (naturale - лат.) ценностью вещей. В русле  этих  поисков лежит и гипотеза о "застывшем"  или "овеществленном  в товаре  труде"  как субстанции.

      В  процессе  исследования  цены   как   категории   появилось   немало замечательных  идей,   оказавших   влияние   на   становление   и   развитие экономической науки, однако объяснить реальное явление цены  посредством  ее "отклонения" от некой метафизической субстанции не удалось.  При этом  цены некоторых факторов производства (капитала, земли)  и  услуг  были  объявлены иррациональными. Все это обусловило кризис теории ценности.

      Отказавшись от поиска субстанции цены, ученые от теории ценности  перешли к теории цены.  Последняя  исходит  из  предпосылки,  что  рыночные  цены  — результат взаимодействия спроса и предложения.  По  словам  С.  Франка,  "На самые цены... кроме спроса и предложения и наряду  с ними  не  действуют никакие факторы: все  возможные  факторы  образования  цен  действуют  через посредство спроса и  предложения,  и  действия  их  учитываются  в  действии последних".

      Следует также отметить,  что  А.  Смит  использовал понятие ценности  в двояком значении: ценность в потреблении (value in use) и ценность в  обмене (value  in  exchange).  Однако  использование одного  и того  же   термина "ценность" в столь различных значениях привело к путанице  и бесплодным дискуссиям и вскоре было отброшено. Понятие "ценность  в  потреблении"  было вытеснено  термином  "полезность",  а  понятие  "ценность  в  обмене"  стало рассматриваться как синоним цены.

      Стоимостной подход к определению цены  был  сформулирован  в  работах  А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса и др. В своем труде "Капитал" К. Маркс дал следующее определение  цены:  "Цена  —  денежное  выражение  стоимости".  По мнению К. Маркса,  его  учение  о  двойственном  характере  труда  позволяет объяснить  многие  экономические   явления.   Однако   отечественная   наука советского периода, признавая это положение, тем не  менее  исключила  цену, НТП,  конкурентоспособность  товара,  моральный  износ  из  числа   явлений, имеющих двойственную природу.

      Однофакторная модель цены К. Маркса привела к отрицательному  результату, названному "затратным  синдромом".  Категория  стоимости  в  определении  К. Маркса оказалась малосодержательной и чрезмерно простой  и  в  то  же  время несущей в  себе  массу  неопределенности  и  практической  неприменимости  в качестве основы цены реального товара, на  что  неоднократно  указывалось  в работах основоположников трудовой теории стоимости[2].

      Ф. Энгельс в конце своей жизни  пришел  к  убеждению,  что  стоимость  как абстрактная категория не отражает субстанции цены уже потому, что  она  есть количественная сторона труда, исключающая результативность последнего.

      В модели К. Маркса налицо противоречие: с  одной  стороны,  товар  —  это выражение труда, с другой  —  полезная  вещь,  ценность.  Однако  на  рынке покупатель платит одну цену, а не две — одну по затратам труда,  другую  по его результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти два фактора,  несмотря на их противоречивость.

      В настоящее время получила распространение гипотеза о неантагонистическом характере теории стоимости и теории ценности. Обе эти теории  не  исключают, а дополняют  друг  друга,  что  позволяет  решить  проблему,  стоящую  перед экономической наукой на протяжении всей ее  истории,  а  именно  определить, что лежит в основе цены  —  стоимость  (затраты  труда)  или  потребительная стоимость (его результаты). Для  обоснования  этого  подхода  необходимо  из совокупности теоретических положений  различных концепций выделить  только те, которые имеют научное основание.

      Общепризнанное  определение такой  сложной  экономической  категории,  как цена, отсутствует и по настоящее время. К числу наиболее часто  используемых определений цены можно отнести следующие:

цена  — издержки производителя + искусство менеджера;

цена  — количество денег, уплачиваемых за данный товар.

      Возможно, что наиболее полное определение  цены, приведено в работе Е.  И. Пунина:   "Цена   конкретного   товара   —   денежное   выражение    системы ценообразующих факторов, действующих в данное время"[9]. 

      1.2 Функции цены

      Еще один способ  проникновения  в  суть  цен  состоит  в  изучении  их функций, характеризующих роль, которую цены играют  в  экономике.  При  этом надо иметь в виду, что функции цен и способы  их  реализации  различаются  в зависимости  от  природы  той  экономической  среды,  в  которой  действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду  различие  действия  ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

      Экономическая сущность цены позволяет выделить следующие ее функции:                                                                     

Информация о работе Ценовая политика и методы ценообразования в туризме