Дифференциация цен, сущность и варианты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:01, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей дифференциации цен.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Сущность дифференциации цен……………………………………………..

2. Классификация форм дифференциации цен…………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список используемой литературы…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

реферат по ценообразованию.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Кузбасский государственный технический университет» 

Кафедра экономики и организации горной промышленности 
 
 
 
 

Реферат по ценообразованию на тему:

Дифференциация  цен. Сущность и варианты. 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы  

Руководитель  
 
 
 
 

Прокопьевск 2011г. 
 
 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Сущность  дифференциации цен……………………………………………..

2. Классификация  форм дифференциации цен…………………………………

Заключение………………………………………………………………………..

Список используемой литературы……………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Актуальность  темы. Большинство фирм устанавливает, как правило, на свой товар не одну единую цену, а целую систему модификаций в зависимости от одинаковых рыночных условий. Эта система цен учитывается как возможное различие ассортимента, модификация продукции, так и разницу во внешних условиях реализации (например, географическое отличие издержек и спроса), интенсивность спроса на различные сегменты рынка, разное время реализации продукции и т.д. Все эти факторы имеют большое значение в ценообразовании и специально учитываются при выработке ценовой стратегии фирмы. Однако этот вопрос еще очень слабо изучен и весьма ограниченно применяется в отечественной ценовой практике.

Правда, практическому применению различных  форм ценообразования препятствует не только отсутствие глубоких знаний, но и специфика российских экономических  условий, в частности кризисное  состояние производства и неразвитость рыночной конкуренции. Однако эти обстоятельства носят временный характер, а потому не снимают необходимость овладения опытом ценовой политики.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей дифференциации цен.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть  сущность дифференциации цен;

2. описать  классификацию форм дифференциации  цен; 
 
 
 

1. Сущность дифференциации  цен

В реальной жизни мы сталкиваемся с разными  ценами на абсолютно один и тот же продукт и разными ценами на товар, дифференцированный по каким-то признакам (качество, местоположение, сервис, время, реклама и пр.) Различия цен объясняются либо ценовой дискриминацией, либо дифференциацией продукта. За дифференциацией цен может скрываться ценовая дискриминация, которая во многих странах запрещена. Однако доказать ее наличие не так просто, хотя на практике имеются такие случаи, в частности, когда дифференциация цен ограничивает конкуренцию.

Дифференциация  цены - важнейший элемент ценовой политики предприятия, позволяющий увеличить долю рынка, повысить конкурентоспособность и стимулировать спрос на продукцию предлагаемую производителем.

Дифференциация  цен - один из методов конкурентной борьбы на современном рынке. Она  предполагает, что цены должны быть дифференцированы для различных покупателей. Дифференциация цен в случае успешной реализации является действенным средством достижения прибыли выше среднеотраслевого уровня, так как она создает прочную позицию для противостояния пяти конкурентным силам, хотя и иным способом, чем стратегия лидерства в издержках. Дифференциация защищает от конкурентного соперничества, поскольку создает лояльность потребителей к бренду и снижает чувствительность к цене продукта. Она ведет к росту чистой прибыли, что снижает остроту проблемы издержек.

Дифференциация  цен - установление различных цен  на одинаковую продукцию в зависимости  от природных, территориальных и  других, не зависящих от предприятий  различий в затратах на ее производство и реализацию, а также в зависимости от различий в качестве продукции.

Многие  фирмы, как правило, устанавливают  на свои товары не одну-единственную цену, а целую систему ценовых модификаций  в зависимости от различных рыночных условий. Эта система цен учитывает  как возможные различия ассортимента, модификации продукта, так и различия во внешних условиях реализации (например, географические отличия издержек и спроса), интенсивность спроса на различных сегментах рынка, различия во времени реализации продукта и т.д. Все эти факторы имеют большое значение в ценообразовании и специально учитываются при выработке ценовой стратегии фирмы. Однако этот вопрос еще очень слабо изучен и весьма ограниченно применяется в отечественной ценовой практике.

 Осуществление  дифференциации может иногда препятствовать достижению высокой доли рынка, так как зачастую понятие дифференциации продукта подразумевает его эксклюзивность, что сразу исключает высокую долю рынка. Однако, как правило, дифференциация представляет альтернативу позиции низких издержек, поскольку меры, необходимые для ее достижения, требуют значительных затрат. К таким мерам можно отнести масштабные исследования и конструкторские разработки, приобретение высококачественных материалов или интенсивную работу с клиентурой.

2. Классификация форм дифференциации цен

Дифференциация  цен может проходить по нескольким направлениям:

- территориальный или географический принцип;

- система скидок;

- ценовая дискриминация;

- прочие дифференциации цен.

При создании ценовой политики предприятия, в  методах ценообразования необходимо учитывать дифференциацию цены. При правильном использовании она позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы предприятия, повысить рентабельность. С другой стороны к дифференциации цены надо подходить осторожно, чтобы не вызвать недовольство потребителей.

Территориальная или географическая дифференциация цены. Географическая или территориальная дифференциация цены играет особую роль в практике российских предприятия, связано это с большой географической протяжностью Российской Федерации. Основной здесь вопрос - как учитывать транспортные издержки для покупателей из различных регионов. И тут существуют два принципиальных способа:

Цена  для покупателей различается  на величину транспортных расходов, связанных  с доставкой продукции до потребителя. С одной стороны это кажется  наиболее справедливым, так как каждый клиент оплачивает только свои транспортные расходы, с другой стороны для  территориально отдаленных покупателей цена может превышать разумные рамки, и этот рынок может быть потерян для продавца.

Установление  единой цены, без дифференциации по территориальному принципу. В цене учитываются некоторые средние  транспортные издержки. Благодаря этому есть возможность привлечь покупателей из удаленных территорий, правда, покупатели из менее удаленных территорий вынуждены нести повышенные издержки.

Помимо  прямого применения выше перечисленных  способов дифференциации цены, существуют модифицированные способы: устанавливаются несколько цен для различных территорий. В пределах этих территорий цена одинакова, при переходе границы территории, цена меняется. При рациональном делении на территории - этот способ может принести хорошее конкурентное преимущество.

Продавец  выбирает несколько базовых пунктов. В этих пунктах устанавливаются  единые цены. При реализации с этих пунктов к цене добавляются транспортные издержки по доставке до потребителя. В этом случае дифференциация цены есть, и в то же время есть некая справедливость в установлении цены - кто дальше тот платит больше.

Дифференциация  цены через систему  скидок. В российской практике дифференциация цен через систему скидок встречается в следующих вариантах:

Скидка  в зависимости от способа оплаты. Как правило, в российской практике принято, что оплата наличными подразумевает скидку, в отличие от безналичного способа оплаты;

Скидка  в зависимости от сроков оплаты. При предоплате цена на товар ниже, чем с отсрочкой платежа;

Скидка  в зависимости от объема покупаемого товара, или оптовая скидка. Чем больше объем, тем меньше цена. Оптовая цена может устанавливается как при отдельной покупке, так и по сумме покупок за определенный период;

Сезонная  скидка. Стимулирование покупателей  приобретать товар в период пониженного спроса, связанного с сезонностью;

Скидки, связанные со специальными акциями. Закрытие на ремонт и переоборудование, юбилейные распродажи.

Дифференциация  цены через ценовую  дискриминацию. При установлении дискриминационных цен предприятие продает одинаковый товар (или товар с одними затратами) по различным ценам. Выбор цены определяется различными факторами:

Потребительский сегмент. Один и тот же товар различным  слоям населения продается по различным ценам;

Место продажи товара. Товар продается по разной цене в разных местах, хотя издержки обращения отличаются не сильно. Например, билеты в кинотеатры, театры и другие увеселительные мероприятия;

Вариант товара. Один и тот же товар, но отличающийся например цветом, отдельным элементом  в конструкции может продаваться по различным ценам;

Время. Цены в выходные и будние дни, днем и ночью могут отличаться;

Качество  обслуживания. Цена с улыбчивым и  приветливым продавцом, который  занимается только одним покупателем, может быть выше цены магазина самообслуживания;

Имидж товара. Товар может быть одним  и тем же, но иметь разную торговую марку и продаваться будет  по разным ценам.

Прочие  дифференциации цены. Сюда включены те дифференциации, которые не вошли в предыдущие пункты:

Предложение пакета товаров. Вариант модификации оптового способа дифференциации цены. При покупке определенного набора товаров, цена на единицу товара может быть меньше;

Уменьшение  цены за счет зачета цены, сдаваемого покупателем  аналогичного старого товара;

Премии  или компенсации. Покупателю купившему определенный товар могут компенсировать часть цены, предоставить скидку на следующую покупку или подарить подарок.

Планирование  деятельности предприятия и последующий  анализ финансово-хозяйственной деятельности должен осуществляться с учетом сложившейся на предприятии системы ценообразования, включающую и ценовую дифференциацию.

Заключение.

Большинство предпринимателей изменяют базисную цену продукции, для того чтобы склонить покупателя своей продукции к  определенным действиям, например, к скорейшей оплате товара, приобретения более крупных партий товара или к заключению договоров в тот период, когда основной сезон продаж уже заканчивается. Такого рода изменения цен осуществляется через систему скидок.

Часто фирма приспосабливает свои базовые цены к специфическим особенностям отдельных потребителей, модификациям продукта или различиям стандартов. Но о ценовой дискриминации принято говорить только в том случае, когда фирма предлагает одинаковые продукты или услуги по двум и более различным ценам. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, так и разные покупатели.

Обычно  фирма разрабатывает и производит не отдельные продукты, а целые  продуктовые линии. Например, фирма, успешно разрабатывающая на рынке  бытовой электроники, предлагает, как  правило, не одну, а несколько моделей  видеокамер с разными эксплуатационными характеристиками и, соответственно, ценами. Каждая более сложная модель этой продуктовой линии получает и более высокую цену, что обосновывается как сложностью его изготовления, так и дополнительным оборудованием. Основная проблема заключается в том, чтобы определить, какие именно ценовые ступени следует ввести по каждой отдельной модификации продукции. 
 
 

Информация о работе Дифференциация цен, сущность и варианты