Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 76.36 Кб (Скачать)

Реферат: Государственная  политика ценообразования  в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления

Государственная политика ценообразования  в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления 

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования  становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей  государственной экономической  политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется  в рамках единой методологической концепции. 

В последние  годы с принятием ряда законодательных  и нормативных актов в республике сложилась целостная законодательная  база в области ценообразования, позволяющая управлять процессами регулирования и контроля за ценообразованием. Это Закон Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. № 255-З, Концепция ценообразования  в Республике Беларусь и ряд других программных документов, согласно которым  определен курс на совершенствование  и расширение рыночных механизмов ценообразования, дальнейшую либерализацию цен с  сохранением государственного регулирования  и контроля за ценами лишь в отношении  отдельных видов товаров (работ, услуг). Этими же документами предусмотрено, что ценовой контроль и ценовые  ограничения будут сниматься  по мере создания соответствующих экономических  предпосылок, стабилизации финансовой ситуации в республике, принятия адекватных мер в области денежно-кредитной  и валютной политики, социальной защиты населения. 

Закон «О ценообразовании» устанавливает правовые основы государственной  политики в области ценообразования, сферу применения свободного и регулируемого  ценообразования, полномочия государственных  органов, осуществляющих регулирование  ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность  субъектов ценообразования.  

Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в  Республике Беларусь применяются на: 

·товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение  на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный  реестр; 

·отдельные социально  значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается  Президентом или по его поручению  Советом Министров Республики Беларусь. [1] 

Конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении  которых осуществляется государственное  регулирование цен (тарифов), определен  Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 «О некоторых мерах  по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» (в редакции 8.09.2004), а также  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. № 943 «Об утверждении  перечней социально значимых товаров (работ, услуг) и лекарственных средств, цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом» с последующими изменениями и дополнениями.  

Так, на сегодняшний  день на государственном уровне осуществляется регулирование цен (тарифов) на базовые, структурообразующие виды сырья  и продукции, которые определяют затраты в других отраслях экономики, на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики и включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, а также на важнейшие социально значимые товары и услуги, оказывающие значительное влияние на жизненный уровень населения. [9, c.17] 

В соответствии с Законом государственное регулирование  цен (тарифов) может осуществляться путем установления: 

·фиксированных  цен (тарифов); 

·предельных цен (тарифов); 

·предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; 

·предельных нормативов рентабельности, используемых для определения  суммы прибыли, подлежащей включению  в регулируемую цену (тариф); 

·порядка определения  и применения цен (тарифов); 

·декларирования цен (тарифов). [1] 

Методы государственного регулирования ценообразования  носят избирательный характер и  применяются в зависимости от конкретных условий, а также от видов  товаров (работ, услуг). При этом государственные  органы, осуществляющие регулирование  ценообразования, исходя из государственных  интересов и складывающейся социально-экономической  ситуации в республике в порядке, установленном законодательством, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования  цен и тарифов. 

1.Установление  фиксированных цен. 

Твердые фиксированные  цены (тарифы) используются в основном в тех случаях, когда государство  намерено управлять предложением и  спросом на отдельные группы товаров. Так, фиксированные цены устанавливаются: 

на основные виды топливно-энергетических ресурсов (нефть сырая собственной добычи (для государственных нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее и реализуемые  потребителям по перечню, определяемому  Советом Министров Республики Беларусь; газ природный и сжиженный; электрическая  и тепловая энергия);  

водку белую  и спирт, сахар, табачные изделия, стеклотару (залоговые цены);  

лекарственные средства, производимые предприятиями  республики (по перечню, определяемому  Советом Министров Республики Беларусь);  

драгоценные металлы  в изделиях и ломе, скупаемые у  физических лиц; услуги связи, оказываемые  населению и юридическим лицам;  

перевозку пассажиров, грузов и багажа железнодорожным  и автомобильным транспортом;  

коммунальные  услуги населению. [6, c.54-55] 

2.Установление  предельных максимальных уровней  цен (тарифов). 

Одним из наиболее распространенных способов государственного регулирования, применяемых в практике отечественного ценообразования, является установление соответствующим органом, осуществляющим регулирование ценообразования, верхнего уровня (предела) цены (тарифа). При этом покупатель и продавец вправе договориться о приемлемом уровне цены (тарифа), но не выше установленного предела.  

В настоящее  время предельные уровни отпускных  цен устанавливаются на отдельные  социально значимые товары и услуги, оказываемые населению, а также  на товары (работы, услуги) организаций  и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. [6, c.55] 

3.Установление  предельных минимальных уровней  цен. 

В настоящее  время предельные минимальные цены устанавливаются на основные виды высоколиквидной  продукции, поставляемой за пределы  республики, по перечням, определяемым Советом Министров Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь (прокат черных металлов, лесоматериалы, минеральные удобрения, лен и  льноволокно, кожевенное сырье, молоко сухое цельное, казеин, сырье пушно-меховое  и др.), а также на ликероводочную и другую алкогольную продукцию (за исключением спирта и водки).  

Минимальные закупочные цены также устанавливаются на основные виды продукции растениеводства (рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, зернобобовые, лен, рапс, сахарная свекла) и животноводства (молоко, крупный рогатый скот и  свиньи), реализуемой для государственных  нужд. 

4.Установление  предельных уровней рентабельности. 

Предельные уровни рентабельности по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 2003 г. № 273 «Об  уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» (в редакции 30.10.2003). 

Предельными уровнями рентабельности ограничиваются также  формируемые субъектами хозяйствования или регулируемые облисполкомами и  Минским горисполкомом предельные уровни цен и тарифов на отдельные  виды услуг, оказываемых населению. [6, c.56-57] 

5.Установление  предельных (фиксированных) надбавок (скидок).  

Предельные (фиксированные) надбавки (скидки) устанавливаются, как  правило, в сфере обращения. В  соответствии с действующим Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 (в редакции 6.08.2004), верхний предел надбавки в  оптовом звене ограничен 20 %, в  розничном – 30 % (с учетом оптовой  надбавки). По отдельным социально  значимым продовольственным товарам  совокупный размер торговой надбавки ограничен 10–20 %. Согласно постановлению  Совета Министров Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. № 148 (в редакции 28.02.2002) ограничен также размер оптовой  и торговой надбавок, взимаемых при  реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и  медицинской техники.  

6.Декларированием  цен называется регистрация в  соответствующих органах ценообразования  предельных уровней цен (тарифов).  

Ценовое регулирование  путем регистрации декларируемых  цен (тарифов) в Департаменте антимонопольной  и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь осуществляется в отношении товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском  товарном рынке. Это такие товары, как минеральные удобрения, доломит, цемент, шифер, сельскохозяйственная техника, товары детского ассортимента, сахар, молочные, мясные и плодоовощные консервы для детского питания, а также  жизненно необходимые лекарственные  средства по перечню, утвержденному  Советом Министров Республики Беларусь. 

На местах –  в управлениях антимонопольной  и ценовой политики облисполкомов  и Минского горисполкома – осуществляется регистрация цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных  товарных рынках.  

7.Установление  правил или условий определения  и применения цен (тарифов). 

В настоящее  время для всех субъектов хозяйствования установлен единый порядок формирования и применения цен и тарифов  на продукцию, товары, работы, услуги. Особенности  формирования и применения цен и  тарифов по видам деятельности определены отраслевыми положениями о порядке  формирования и применения цен и  тарифов, утвержденными отдельными министерствами по согласованию с Министерством  экономики Республики Беларусь. [6, c.57-58] 

Порядок включения  затрат в состав себестоимости выпускаемых  товаров или оказываемых услуг  определен Основными положениями  по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (в редакции 16.07.2004).  

В заключение данного  вопроса отметим, что в целях  стабилизации и стимулирования развития экономики республики процессы ценообразования  могут регулироваться путем принятия законодательных, административных и  других мер.

Список литературы 

О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№37. -2/30). 

Об утверждении  Концепции ценообразования в  Республике Беларусь: Постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1999 г. № 877 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 48. -5/1047). 

Об утверждении  Порядка заявления белорусскими товаропроизводителями регистрационных  цен на экспортируемую продукцию  собственного производства: Постановление  Министерства экономики Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. № 42 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№42. -8/354). 

Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник -М.: "Дело и Сервис", 2002. -256с.  

Островский В.Л. Пути повышения эффективности ценовой  политики в платежной системе  РБ // Белорусский банковский бюллетень. -2003. -№4. -С.59.  

Информация о работе Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол