Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 76.36 Кб (Скачать)

В организациях промышленности строительных материалов и стройиндустрии внедрен метод  ценообразования, основой которого является создание нормативной базы, предусматривающей нормирование не только материальных и трудовых ресурсов, но и накладных расходов. 

В целях устранения прямой зависимости стоимости проектных  работ от стоимости строительства  разработаны новые подходы к  определению стоимости услуг  проектных организаций, предусматривающие  определение стоимости проектирования на основе натуральных показателей  проектируемого объекта, его функционального  назначения, мощности, физических и  технических показателей. 

Наиболее распространенным методом определения стоимости  строительства является базисно-индексный  метод, предусматривающий применение к стоимости, исчисленной в базисных ценах (цены - 1991 года, ресурсно-сметные  нормы - 2000 года), текущих или прогнозных индексов изменения стоимости по элементам затрат. 

Расчет указанных  индексов осуществляется ежемесячно по данным мониторинга цен на строительные материалы, машины и механизмы, транспортные услуги специально созданными региональными  центрами по ценообразованию в строительстве, а по дорожному строительству - ведомственной  специализированной организацией. 

Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. N 58 "О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 23, 1/6218) введено обязательное проведение торгов при заключении договоров на строительство объектов, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов. По результатам торгов в соответствии с установленным порядком определяется договорная (контрактная) цена. 

В краткосрочной  перспективе особое внимание будет  уделено совершенствованию законодательства в сфере ценообразования в  строительстве, предусматривающее  приведение в соответствие с законодательством  действующих нормативных правовых актов, исключение множественности  актов по данному вопросу, упорядочение используемых в этой сфере терминов и понятий. 

В целях устранения ведомственного подхода к формированию цен и упорядочения ценообразования  в отрасли предусматривается  перераспределить функции, права и  полномочия между органами, осуществляющими регулирование и контроль за ценообразованием в строительстве, пересмотреть порядок регулирования цен на указанную продукцию. 
 
 

4.5. Транспорт  и связь 
 
 

В соответствии с законодательством тарифы на перевозки  грузов и пассажиров железнодорожным  транспортом во внутриреспубликанском  сообщении регулируются Министерством  экономики, в международном сообщении - в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. 

Учитывая финансовое положение отдельных отраслей и  организаций и социальную значимость пассажирских железнодорожных перевозок, тарифы на внутриреспубликанские перевозки  грузов и пассажиров установлены  на уровне, который не возмещает  затраты на их оказание. Убытки от внутриреспубликанских  перевозок грузов и пассажиров железнодорожным  транспортом возмещаются за счет прибыли Белорусской железной дороги, получаемой от международных перевозок  грузов. 

Совершенствование тарифов на перевозки грузов железнодорожным  транспортом будет направлено на сближение уровня тарифов во внутриреспубликанском  сообщении с уровнем тарифов  в международном сообщении путем  поэтапного повышения и индексации внутриреспубликанских тарифов  с одновременным и адекватным снижением тарифов на международные  перевозки. Это позволит обеспечить эффективную работу Белорусской  железной дороги и повысить конкурентоспособность  отечественной продукции на зарубежных рынках. Предстоит осуществить поэтапное  сокращение и ликвидацию перекрестного  субсидирования внутриреспубликанских  перевозок пассажиров. 

Тарифы на перевозки  пассажиров городским транспортом  общего пользования и пригородным  автомобильным регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом по согласованию с Министерством экономики, на междугородные  перевозки автомобильным транспортом - Министерством экономики. 

Тарифы на перевозки  пассажиров городским транспортом  общего пользования и пригородным  автомобильным формируются из расчета  возмещения определенной части затрат организаций пассажирского транспорта, не покрываемых другими источниками, в том числе субсидиями из местных  бюджетов, размер которых устанавливается  в соответствии с расчетами к  бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год. Для сокращения бюджетных  субсидий предполагается осуществлять поэтапное упорядочение тарифов  на указанные услуги одновременно с  проведением комплекса мер по снижению себестоимости перевозок, уменьшению числа льготных категорий  пассажиров, усилению контроля за полнотой поступления выручки за проезд, повышению  доходов населения и адресной поддержкой малообеспеченных слоев  населения. 

Совершенствование тарифов на междугородные автомобильные  перевозки пассажиров будет направлено на обеспечение оптимального соотношения  стоимости проезда на различных  видах транспорта. 

Тарифы на перевозки  грузов автомобильным транспортом  органами государственного управления не регулируются, а самостоятельно определяются субъектами хозяйствования с учетом конъюнктуры рынка в  соответствии с Положением о порядке  формирования тарифов на перевозку  грузов и пассажиров автомобильным  транспортом в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта и коммуникаций от 12 апреля 2001 г. N 74/8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 43, 8/5530). 

Регулирование тарифов на услуги электрической  и почтовой связи общего пользования  осуществляется Министерством экономики  по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2004 г. N 357 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 55, 5/14030). Сочетание государственного регулирования тарифов и сферы свободного ценообразования способствует сдерживанию тарифов на социально значимые виды услуг связи и создает нормальные условия для хозрасчетной деятельности организаций связи. Совершенствование тарифов будет направлено на поэтапное приближение уровня тарифов на внутриреспубликанские услуги связи к затратам на их оказание. 
 
 

4.6. Отрасли социальной  сферы и лекарственные препараты 
 
 

На этапе перехода к рыночным отношениям государство  берет на себя функции стимулирования развития отраслей социальной сферы, которая  финансируется главным образом  за счет средств бюджета. Главная  задача состоит в том, чтобы обеспечить доступ для всех слоев населения  к гарантированному уровню потребления  услуг образования, физической культуры и охраны здоровья, культуры и искусства, кинематографии. 

Вместе с тем  по мере роста доходов населения  должно расширяться предоставление услуг отраслей социальной сферы  на платной основе. Развитие платности  этих услуг должно быть рассчитано на семьи с высоким среднедушевым  денежным доходом, а также сочетаться с ростом реальных доходов населения. С учетом принятых социальных стандартов услуг в сфере образования  и здравоохранения система ценообразования  в этих отраслях должна быть построена  таким образом, чтобы данные стандарты  были доступны в полном объеме и  малообеспеченным слоям населения. 

В целях недопущения  необоснованного роста цен на лекарственные средства и усиления государственного контроля за их уровнем, регулирование цен на лекарственные  средства осуществляется как в сфере  производства, так и в сфере  обращения. Отпускные цены на лекарственные  средства отечественного производства регулируются Министерством экономики  по перечню, определяемому Правительством, путем утверждения фиксированных  цен, которые должны применяться  организациями-производителями для  расчета со всеми потребителями  республики. Отпускные цены на лекарственные  средства, реализуемые за пределы  республики, формируются предприятиями-изготовителями с учетом конъюнктуры рынка. Регулирование  цен на лекарственные средства в  сфере обращения (оптовом и розничном  звеньях) осуществляется путем установления предельного уровня оптовых и  торговых надбавок. 

Действующий порядок  регулирования цен на лекарственные  средства в сферах производства и  обращения создает субъектам  хозяйствования условия для нормальной хозрасчетной деятельности и позволяет  обеспечить потребность республики в лекарственных средствах, не допуская при этом необоснованного роста  цен. 

Упорядочение  отпускных цен на лекарственные  средства будет направлено на стабилизацию работы отечественных организаций  фармацевтической промышленности, стимулирование расширения ими ассортимента выпускаемых  лекарственных средств, включая  производство импортозамещающих препаратов. Снижение цен на лекарственные средства и обеспечение их доступности для населения будет достигаться путем поэтапного снижения торговых и оптовых надбавок. 
 
 

4.7. Жилищно-коммунальное  хозяйство 
 
 

Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, согласно Указу  Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 40, 1/371) осуществляется Советом Министров Республики Беларусь. 

Учитывая значительное влияние платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения, тарифы на них утверждаются ниже затрат организаций на оказание услуг. Источники  возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций на оказание услуг и  их процентное соотношение, включая  платежи населения, ежегодно определяются в соответствии с расчетами к  бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год. Убытки организаций  от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных  субсидий, средств целевого сбора  на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов  от аренды, за счет перекрестного субсидирования и прочих доходов. 

Основными критериями регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги будут являться: 

обеспечение выполнения параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, ежегодно устанавливаемых законами о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год; 

выполнение ограничений  по росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению; 

снижение удельного  веса оплаты за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения; 

законодательное закрепление основных принципов  формирования и регулирования тарифов  для населения на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающих источники  компенсации дополнительных затрат в случае изменения цен (тарифов) на основные составляющие себестоимости, связанных с оказанием этих услуг. 

В целях сокращения бюджетных субсидий и перекрестного  субсидирования к 2010 году предполагается поэтапно довести уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 80 процентов. Достижение указанного параметра будет осуществляться путем периодических пересмотров  тарифов и их индексации с одновременным  снижением себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Совершенствование ценообразования  на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые  населению, должно сопровождаться адекватными  мерами по повышению его доходов  и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения должны носить упреждающий характер. 

Наряду с мерами в области ценообразования будет  продолжена работа по упорядочению расчетов населения за жилищно-коммунальные услуги. В целях усиления контроля за объемами потребляемых коммунальных услуг, обеспечения достоверности  начисляемых населению платежей и стимулирования граждан в экономии коммунальных услуг необходимо активизировать работу по установке приборов группового и индивидуального учета и регулирования потребления услуг, и прежде всего водо- и теплоснабжения, ужесточить контроль за обоснованностью утверждаемых местными исполнительными и распорядительными органами нормативов расхода тепловой энергии на отопление и подогрев воды, по жилым домам, не оборудованным приборами группового учета их расхода, не допуская превышения значений по фактическим данным по аналогичной группе домов, оборудованных приборами учета расхода тепловой энергии. 

Информация о работе Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол