Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 76.36 Кб (Скачать)

Устранение неоправданного инфляционного воздействия на экономику  республики со стороны налоговой  системы предполагает снижение налоговой  нагрузки и упрощения системы  налогообложения путем: 

отмены оборотных  платежей, взимаемых с выручки; 

упразднения чрезвычайного  налога, взимаемого с фонда оплаты труда; 

унификации налогового законодательства с Российской Федерацией (структура, ставки, налогооблагаемая база) - прежде всего в отношении  платежей в Фонд социальной защиты населения при Министерстве труда  и социальной защиты, взимаемых с  фонда оплаты труда. 

Амортизация основных средств и нематериальных активов - один из важнейших элементов себестоимости  продукции (работ, услуг). Управляя амортизацией, можно воздействовать на величину затрат и цену выпускаемой продукции. 

Основными рычагами управления амортизацией основных средств  являются: оптимальный выбор сроков полезного использования, способов и методов начисления амортизации, использование механизма индексации амортизационных отчислений в условиях инфляции, грамотно проводимая переоценка. Использование данных рычагов позволяет  оптимизировать сумму амортизационных  отчислений в составе себестоимости  в зависимости от потребностей организации  в воспроизводстве основных средств  и конкурентоспособности ее продукции (работ, услуг). 

С 1 января 2002 г. вступили в силу нормативные правовые акты, регламентирующие новую амортизационную  политику в республике. В соответствии с новой амортизационной политикой  организации самостоятельно определяют способы и методы начисления амортизации. Уровень диапазонной нормы амортизационных  отчислений выбирается организацией по своему усмотрению. В зависимости  от различных условий может быть выбран тот или иной тип амортизационной  политики. В случае благоприятных  условий (нарастание объема продаж, благоприятная  конъюнктура рынка) может быть увеличена  цена продукции при соответствующем  росте амортизационных отчислений и наоборот. Устанавливаемая величина амортизационных отчислений стала  одним из основных инструментов воздействия  на себестоимость, а соответственно и на цену реализуемой продукции. 

Обеспечение сопряженности  ценовой политики и политики доходов  заключается в их взаимодействии и взаимозависимости. Заработная плата  как составная и большая часть  доходов является элементом себестоимости  производимой продукции, поэтому повышение  ее уровня может в определенной мере (в зависимости от трудоемкости производства) влиять на уровень цен со стороны  издержек производства. С другой стороны, форсированный рост заработной платы, не подкрепленный соответствующим  ростом производительности труда, оказывает  давление на потребительский рынок, что приводит к росту цен на товары и услуги. Необходима поэтому  взвешенная сбалансированная политика в отношении заработной платы  и доходов, не приводящая к ухудшению  ценовой ситуации, как со стороны  спроса, так и со стороны предложения. 
 
 

4. ОСОБЕННОСТИ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН 

НА ПРОДУКЦИЮ  ОТДЕЛЬНЫХ ОТРАСЛЕЙ 
 
 

4.1. Промышленность 
 
 

За последнее  время в республике существенно  расширилась сфера применения цен  на промышленную продукцию, самостоятельно определяемых субъектами хозяйствования с учетом конъюнктуры рынка. Однако целесообразным является дальнейшее сокращение административных ограничений в процессе ценообразования на промышленную продукцию, перенос большинства решений по формированию цен на уровень организаций. Это становится возможным благодаря стабилизации ценовой ситуации в республике, существенному улучшению материального положения граждан, развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного законодательства. 

Органы управления в дальнейшем должны переходить преимущественно  к косвенным методам воздействия  на формирование себестоимости и  цен промышленной продукции, заключающимся  в согласованном проведении регулирования  цен на основное сырье и энергоресурсы, поставляемые из-за рубежа, налогового и антимонопольного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики. 

Основными критериями в области ценообразования на промышленную продукцию являются: 

переход к формированию цен с учетом качества продукции  и конъюнктуры рынка, усиление влияния  цен на повышение эффективности  производства и снижение себестоимости  продукции (работ, услуг) для обеспечения  в сочетании с другими мерами выполнения целевых показателей, предусмотренных  программными документами социально-экономического развития республики; 

увязка изменения  цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения с прогнозируемыми индексами  изменения цен на потребительские  товары и услуги, конъюнктурой внутреннего  и внешнего рынков; 

недопущение опережающих  темпов роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами  роста цен на потребительские  товары. 
 
 

4.2. Топливно-энергетический  комплекс 
 
 

Необходимость государственного регулирования цен  и тарифов на энергоресурсы обусловлена  монопольным положением энергетической отрасли и ее ролью в функционировании экономики. 

Учет указанных  факторов регулирование цен (тарифов) на энергоресурсы осуществляется в  целях: 

стабильного функционирования и развития энергетической отрасли  исходя из рациональных потребностей народного хозяйства и населения  республики и их бесперебойного энергообеспечения; 

защиты экономических  интересов потребителей энергоресурсов от монопольного повышения цен (тарифов); 

создания механизма  сбалансированности интересов производителей и потребителей энергоресурсов; 

создания экономических  стимулов, обеспечивающих использование  энергосберегающих технологий в  производственных процессах. 

Для поддержания  на достигнутом уровне финансового  положения организаций топливно-энергетического  комплекса: 

введен и действует  механизм индексации цен (тарифов) на энергоресурсы, отпускаемые населению и юридическим  лицам; 

определен перечень льготных групп и категорий потребителей энергоресурсов и предельный уровень  их льготирования; 

разработан и  реализован перечень мер по сокращению затрат на производство, передачу и  распределение энергии. 

Одним из недостатков  существующей системы ценообразования  на газ и энергию является сохранение практики перекрестного субсидирования, которое негативно отражается на финансовом состоянии других организаций  реального сектора экономики. 

Основными направлениями  совершенствования тарифного регулирования  в топливно-энергетическом комплексе  являются: 

поэтапная оптимизация  уровня цен (тарифов) на топливно-энергетические ресурсы в целях надежного  функционирования отрасли, создания стимулов для экономии энергоресурсов у потребителей и расширения использования возобновляемых источников энергии; 

установление  тарифов на энергию, дифференцированных в зависимости от точек подключения  потребителя к сети, с последующим  формированием их по уровням напряжения; 

поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования в  ценах (тарифах) на энергоресурсы; 

переход к оплате за потребленную электрическую энергию  по дифференцированным по временным  периодам тарифам; 

максимальное  сокращение перечня групп потребителей, имеющих льготы по оплате за потребленные энергоресурсы. 

Добываемая в  республике нефть лишь частично обеспечивает нужды народного хозяйства в  нефтепродуктах. Уровень отпускных  цен на указанную продукцию, реализуемую  на внутреннем рынке республики, напрямую зависит от стоимости покупки  нефти за свободно-конвертируемую валюту, действующего обменного курса белорусского рубля к доллару США, стоимости  переработки, налоговых и неналоговых  платежей, прибыли и конъюнктуры  рынка. 

Совершенствование ценообразования на нефть и нефтепродукты  предполагает: 

сохранение государственного регулирования цен на нефть сырую  собственной добычи (для государственных  нужд) и нефтепродукты, вырабатываемые из нее; 

установление  единых цен на нефтепродукты, вырабатываемые из нефти, добываемой в республике, и импортируемой; 

создание механизма  регулирования цен, при котором  будут исключены "лишние" торговые посредники. 
 
 

4.3. Агропромышленный  комплекс 
 
 

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 февраля 1995 г. N 51 "О мерах по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N 4, ст. 85) на сельскохозяйственную продукцию применяются свободные закупочные цены, уровень которых определяется сельскохозяйственными организациями по договоренности с перерабатывающими, заготовительными и торговыми организациями исходя из плановых затрат на производство, установленных налогов и неналоговых платежей, планируемой прибыли и конъюнктуры рынка. 

Государственное регулирование закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую  для государственных нужд, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 40, 1/371) осуществляется Советом Министров Республики Беларусь. 

Совершенствование ценообразования на сельскохозяйственную продукцию будет производиться  по следующим направлениям: 

поэтапное выравнивание закупочных цен на продукцию животноводства до уровня, обеспечивающего возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение прибыли, достаточной  с учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения  простого воспроизводства (не ниже себестоимости  продукции), а к 2010 году - расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 20 процентов к  нормативно-обоснованным затратам на производство; 

стимулирование  производства продукции животноводства путем установления надбавок к закупочным ценам на продукцию, реализуемую  для государственных нужд; 

формирование  закупочных цен на продукцию растениеводства, включая возмещение нормативно-обоснованных затрат на производство и получение  к 2010 году прибыли, достаточной с  учетом оказываемой государством финансовой поддержки для ведения расширенного воспроизводства и планирования рентабельности до 40 процентов к  нормативно-обоснованным затратам на производство; 

соотношение изменения  закупочных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции с фактическими индексами  роста цен на используемые в сельскохозяйственном производстве продукцию и услуги производственно-технического назначения, прогнозируемыми индексами изменения  цен производителей на сельскохозяйственную продукцию, конъюнктурой внутреннего  и внешнего рынков. 

На продукцию  перерабатывающих отраслей агропромышленного  комплекса государственное регулирование  цен производится Министерством  экономики, облисполкомами и Минским  горисполкомом с использованием способов регулирования, предусмотренных  законодательством. 

Совершенствование ценообразования в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса  будет направлено: 

на обеспечение  приемлемого для граждан республики уровня розничных цен на основные продукты питания; 

на поэтапное  упорядочение цен в целях повышения  рентабельности производства с учетом выполнения установленных заданий  по снижению себестоимости; 

на устранение ценовых перекосов между различными видами продовольственных товаров; 

на проведение анализов динамики цен на продовольственные  товары в целях принятия оперативных  мер по сдерживанию необоснованного  их роста, изменению порядка формирования цен и торговых надбавок. 
 
 

4.4. Строительный  комплекс 
 
 

Система ценообразования  в строительстве основана на нормативном  расходе трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, средневзвешенных ценах и индексах на основные материалы  и машины-представители, применении установленных предельных норм накладных  расходов и нормативной прибыли. 

Информация о работе Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол