Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:35, реферат

Описание работы

В условиях реформирования экономики и перехода к рыночным отношениям ценовая политика, принципы формирования и регулирования ценообразования становятся важными областями преобразований. Являясь составной частью общей государственной экономической политики, ценовая политика строится на тех же принципах и реализуется в рамках единой методологической концепции.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 76.36 Кб (Скачать)

3. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ  И МЕХАНИЗМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ 

НА ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ 
 
 

3.1. Структура  органов ценообразования, их права 

и полномочия. Государственное  регулирование 

и контроль за ценообразованием 
 
 

Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в республике осуществляют - Совет  Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, другие республиканские  органы государственного управления и  иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, на которые  Президентом Республики Беларусь возложены  функции регулирования и контроля за ценообразованием, облисполкомы и  Минский горисполком. 

Совет Министров  Республики Беларусь осуществляет регулирование  цен и тарифов на важнейшие  социально значимые услуги для населения  и товары, имеющие стратегическое значение для страны. 

Министерство  экономики в пределах предоставленных  ему полномочий осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования и  обеспечивает ее реализацию; определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов); осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов  управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой  политики на всей территории республики; осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением  ценового и антимонопольного законодательства; принимает решения о наложении  административных взысканий за нарушение  антимонопольного и ценового законодательства. 
 

Другие республиканские  органы государственного управления осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка  ценообразования в соответствующих  отраслях экономики. 

Облисполкомы  и Минский горисполком обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования, осуществляют регулирование цен и контроль за применением установленного порядка  ценообразования в пределах административно-территориальных  единиц. 

Дальнейшее совершенствование  организации государственного регулирования  и контроля за ценообразованием предусматривается  осуществлять по следующим направлениям: 

совершенствование системы и методов государственного регулирования и контроля за соблюдением  законодательства о ценообразовании. В числе основных задач регулирования  и контроля за ценообразованием должны стать социально-экономический анализ и экспертиза цен (тарифов), их экономическая  обоснованность, профилактика нарушений  дисциплины цен, повышение роли общественных организаций в вопросах контроля за ценами (тарифами) на потребительские  товары (услуги); 

обеспечение в  политике ценообразования принципа "прозрачности", что предполагает наличие и доступность необходимой  информации о ценах (тарифах), товарах, условиях продажи, квотах и лицензиях, регулирующих нормативных правовых актах. Это позволит устранить предпосылки  для неоправданной ценовой дискриминации, в значительной мере предотвратить  коррупцию в органах государственной  власти и в государственных организациях. В этих целях необходимо создать  систему ценового мониторинга; 

применение в  сфере ценового регулирования таких  форм, как соглашения государственных  органов об уровне цен (тарифов) или  их динамике с производителями и  профсоюзами, а также жесткий  контроль за их выполнением; меж- и внутриотраслевые ценовые соглашения по "технологической  цепочке"; использование "коридора цен"; контроль за формированием  цен на продукцию "критического импорта"; 

повышение роли министерств, других республиканских  органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома в вопросах ценообразования. 
 
 

3.2. Принципы  и способы регулирования ценообразования. 

Снижение затрат, включаемых в себестоимость товаров 

(работ, услуг) 
 
 

Основными принципами ценообразования являются: 

сочетание свободных  и регулируемых цен; 

разграничение полномочий субъектов ценообразования  по установлению и регулированию  цен; 

установление  регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономически обоснованных затрат и  получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с предоставлением  при необходимости государственных  субсидий и других мер государственной  поддержки; 

государственный контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании, формированием  и применением цен (тарифов). 

В соответствии с законодательством о ценообразовании  регулирование цен (тарифов) осуществляется путем установления фиксированных  и предельных цен (тарифов); предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; предельных нормативов рентабельности; порядка определения и применения цен (тарифов); декларирования цен (тарифов). 

Проводимая в  республике политика государственного ценового регулирования является достаточно обоснованной и соответствующей  данному этапу трансформации  экономики. 

Принципиальным  направлением совершенствования ценообразования  является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных административных и экономических  методов и инструментов. Важнейшим  принципом ценового регулирования  должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства  за уровнем цен в монопольных  отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения  между изменением цен на потребительские  товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста  цен (тарифов) без принятия соответствующих  мер по социальной защите населения; обеспечение межотраслевых ценовых  пропорций. 

Для определения  обоснованного уровня цен, усиления контроля за уровнем и динамикой  себестоимости предполагается значительно  улучшить нормирование затрат, планирование, учет и калькулирование себестоимости  продукции. 

В настоящее  время отнесение затрат на себестоимость  определяется Основными положениями  по составу затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством  статистики и анализа и Министерством  труда и социальной защиты 30 января 1998 г., а также нормативными актами, определяющими особенности формирования затрат в отдельных отраслях. Корректировка  нормативной правовой базы, регулирующей формирование себестоимости, должна быть направлена на стимулирование экономии и эффективного использования всех видов ресурсов, предотвращение необоснованного увеличения затрат, относимых на себестоимость, что позитивно скажется на финансовом положении организаций. 

Задача снижения затрат должна решаться на двух уровнях. На макроуровне - это межгосударственные договоренности по цене поставок различных  видов энергоресурсов, сближение  ценовых параметров между странами, таможенной и налоговой политики. На микроуровне - снижение затрат непосредственно  зависит от внедрения прогрессивных  технологий, совершенствования организационной  составляющей производственного процесса, использования прогрессивных систем управления, налаженной системной работы по нормированию затрат. Затраты, включаемые в себестоимость товаров (работ, услуг), должны рассчитываться по прогрессивным  нормам и нормативам, устанавливаемым  на основе стандартов, технологических  карт, рецептур, утверждаемых в установленном  порядке, которые должны периодически пересматриваться. 

Органы управления в дальнейшем должны переходить преимущественно  к косвенным методам воздействия  на формирование себестоимости и  цен промышленной продукции, заключающимся  в согласованном проведении регулирования  цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования. 
 
 

3.3. Антимонопольная  политика в сфере ценообразования 
 
 

В республике создана  правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации  хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечен постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер  по улучшению конкурентной ситуации на них. 

В результате процессов  реформирования собственности, демонополизации  экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи  необходимо определение статуса  и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также  соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и  контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. 

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа  товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению  на рынок новых производителей. 

В тех сферах, в которых по объективным технологическим  причинам сохраняется состояние  естественной монополии, а возможная  конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные  жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов  и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления. 

Одной из важнейших  составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической  концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией  являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений. 

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и  финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная  политика должна способствовать таким  тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность  отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может  рассматриваться как один из элементов  государственной экономической  стратегии, посредством которой  можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке  и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке. 

Важным и актуальным направлением регулирования отношений  на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного  вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением  в республике социально ориентированной  рыночной экономики, в рамках которой  одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью  государственной политики в этом направлении является выработка  цивилизованных и справедливых методов  ведения бизнеса, добросовестного  продвижения на рынок товаров  и услуг. 

В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены равенство условий  деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов  отечественных производителей, повышение  конкурентоспособности производимых ими товаров. 

Исходя из изменившихся экономических условий основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение  сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к  товарным рынкам и разным группам  товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования  к системе антимонопольного регулирования  и контроля, который осуществляется путем: 

предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов  и органов управления; 

пресечения недобросовестной конкуренции; 

обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции; 

Информация о работе Государственная политика ценообразования в Республике Беларусь на современном этапе, ее цели и основные направления Государственная пол